Виды, причины, особенности проявления и коррекции детских страхов

Сегодня мы рассмотрим тему: "Виды, причины, особенности проявления и коррекции детских страхов" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Страхи у детей: причины зарождения и методы преодоления

Детские страхи, в целом, нормальное явление, сопровождающее развитие и социальную адаптацию ребенка. Но если они не соответствуют возрасту, переживаются чересчур эмоционально или начинают угнетать ребенка, то для борьбы с ними требуются специальные занятия.

Содержание

Непреодоленные детские страхи могут переходит во взрослую жизнь, нарушая гармоничные отношения с близкими людьми.

Страх – сильнейшая эмоция, основанная на инстинкте самосохранения. Он возникает ввиду реальной или мнимой (но воспринимаемой как реальной) опасности.

Страхи переживаются и взрослыми людьми. А в детском возрасте они могут оставить отпечаток на формировании личности. Происходит это из-за того, что опыт общения, манипуляций с предметами у ребенка очень мал, а знания об окружающем мире отсутствуют или недостаточны.

Откуда берутся: причины и особенности проявления ↑

В начале своей жизни ребенок опасается всего нового. Он одушевляет предметы, верит в реальность сказочных персонажей и героев мультфильмов. Он слишком мал, чтобы выстроить цепь логических рассуждений, поэтому верит словам взрослых и переносит на себя их реакцию на самые разные ситуации.

Психологи выявили, что очень часто причиной возникновения страха у ребенка выступают именно взрослые люди. Порой родители излишне эмоционально предупреждают ребенка о грозящей ему опасности («Упадешь!», «Обожжешься!»), запугивают его («Отдам тебя дяде!», «Придет Баба-Яга и заберет!» и др.).

Зачастую ребенок напуган не столько самой ситуаций, сколько реакцией на нее со стороны взрослого человека. Он различает тревожные нотки в голосе, ему передается волнение.

Другими причинами, вызывающими детские страхи, являются:

[2]

  • конкретный случай – укус животного, ребенок застрял в лифте, стал участником дорожно-транспортного происшествия;
  • детская фантазия – чудовища, появляющиеся в темноте или определенном месте (шкаф, чердак, лес);
  • семейные конфликты – ребенок боится стать причиной ссор родителей, ощущает вину за ее возникновение;
  • отношения со сверстниками – если ребенок становится объектом насмешек, оскорблений, то возникает страх перед общением с ровесниками;
  • невроз – расстройство, требующее консультации специалиста, часто является причиной страхов, не свойственных детям данного возраста или протекающих чересчур эмоционально.

Увеличению количества страхов способствуют следующие факторы:

  • наличие страхов у родителей;
  • строгость в воспитании, ограничения в шумных эмоциональных играх;
  • отсутствие товарищей по играм;
  • нервно-психические перегрузки матери, вынужденной или сознательно взявшей на себя роль главы семьи;
  • гиперопека со стороны родителей;
  • воспитание в неполной семье.

Очень многие страхи возникают у ребенка именно в процессе его воспитания, что необходимо учитывать родителям.

Возрастные фобии и виды ↑

Взросление ребенка сопровождается появлением тех или иных страхов. Такие возрастные фобии — признак нормального развития, кроме того, они важны для маленького человека, так как являются этапами адаптации к условиям окружающего мира.

Психология определяет следующие возрастные отрезки и появляющиеся в этот период виды страхов:

О женских страхах перед мужчиной читай далее.

Все эти фобии являются нормальным проявлением возрастных особенностей. Преодоление таких страхов происходит постепенно с переходом в другую возрастную категорию.

Последствия и диагностика ↑

Страх – своеобразная защитная функция организма. Если он проявляется соответственно возрасту, то легко поддается коррекции, да и проходит самостоятельно.

Патологический же страх, особенно проявляющийся в крайних формах, таких как ужас или эмоциональный шок, может затормозить развитие и привести к формированию особых качеств личности: замкнутость, неуверенность в себе, безынициативность. В этом случае без консультации специалиста не обойтись.

Непреодоленные страхи могут повлиять и на взрослую жизнь человека, мешать гармоничной семейной жизни, передаваться его детям.

Чтобы побороть детские страхи, необходимо их диагностировать. Трудность диагностики у детей дошкольного возраста заключается в том, что они не говорят о своих страхах. Их наличие родители могут заметить по поведению ребенка:

  • нервозности;
  • капризности;
  • беспокойному сну;
  • некоторым привычкам (грызет ногти, накручивает на палец волосы).

Диагностика детских страхов ставит целью выявить их причину. Все методики опираются на типичные особенности детской психики. Их несколько:

  • рисование – на произвольную или заданную тему (семья, школа, детский сад, можно попросить нарисовать свой страх), рисунок расшифровывается по совокупности аспектов (тематика, цвет, расположение фигур, четкость линий и др.);
  • лепка – по смыслу идентичный предыдущему метод, подходит для детей, которые не любят/не хотят рисовать;
  • специальные истории или сказки – можно попросить ребенка придумать сказку или закончить прерванную в кульминационный момент, подходит для детей старше 5 лет;
  • беседа с ребенком – вопросы должны быть тщательно продуманы, заданы в доступной для понимания форме, нельзя излишне заострять на чем-то внимание, чтобы не спровоцировать появление новых страхов, вопросы могут быть и конкретными («Ты боишься оставаться один в комнате?»).

Диагностика – первый, но очень важный шаг в коррекции детских страхов.

Как бороться родителям ↑

В преодолении детских страхов очень многое зависит от родителей. Психологи дают следующие рекомендации:

  1. К страхам ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, какими бы нелепыми они не казались.
  2. Не следует ругать и наказывать ребенка за трусость. Этим вы только спровоцируете новые проблемы (недовольство собой, боязнь не соответствовать ожиданиям родителей).
  3. Говорите с ребенком о его страхах (кроме прочего, вы узнаете из таких бесед, чего он боится). Беседа должна проходить в спокойном доброжелательном тоне, без акцентирования на какой-то фобии.
  4. Попробуйте мягко переубедить ребенка, но не путем преуменьшения страха, а способом изменения к нему отношения. Используйте собственный пример, возможно, в виде рассказа о том, что вы тоже боялись этого в детстве и как вам удалось победить свой страх.
  5. Уверяйте ребенка в том, что рядом с вами он в безопасности.
  6. Отвлеките его каким-то интересным занятием, игрой.
  7. Не вырабатывайте у ребенка «привыкание» к страху (например, если он боится темноты, не оставляйте в темной комнате). Последствия таких действий могут быть печальными для развития и здоровья ребенка.

Главная задача родителей – помочь ребенку преодолеть страх. Избавиться от него ребенок может только самостоятельно, но без вашей поддержки ему не обойтись.

Способы коррекции детских страхов ↑

После этапа диагностики начинается работа психолога по коррекции детских страхов. Существует несколько методик, которые помогают ребенку преодолеть тревожность, полнее раскрыть свои личностные качества, стать более раскрепощенным.

Читайте так же:  Хождение по замкнутому кругу что делать, если отношения зашли в тупик

Методики могут использоваться в совокупности или по отдельности, среди них нет более или менее эффективных. Но все они должны соответствовать особенностям ребенка и не идти вразрез с его желаниями (если ребенок не любит и не хочет рисовать, то не следует использовать такие формы занятий).

Методы и приемы работы с детскими страхами разнообразны.

С помощью сказок

Это методика заключается в чтении ребенку специально придуманных психологом или тщательно подобранных сказок. Они подаются таким образом, чтобы эмоционально переживая сюжет, ребенок почувствовал себя сильным, храбрым.

Сказки со «страшными» эпизодами способствуют формированию приемов преодоления эмоционального напряжения. Но если у ребенка страх конкретного сказочного персонажа (например, Бабы-Яги), то страшные истории с его участием ребенку лучше не читать, особенно перед сном.

Методика игры

Игра – важный вид деятельности ребенка. Психологи доказали ее терапевтический эффект. Психологически направленная игра позволяет пережить травмирующее обстоятельство в выдуманном мире. В таких условиях оно предстает значительно ослабленным, а значит, преодолевается легче.

Такие игры помогают ребенку не только постепенно избавиться от конкретного страха, но и преодолеть замкнутость и неуверенность в себе.

В эту методику входят различные приемы оздоровления психического состояния ребенка средствами различных искусств и информации, получаемой от органов чувств:

  • рисунки – с помощью изображения предмета своего страха, рассматривания его мельчайших подробностей ребенок постепенно приходит к его преодолению, анализ рисунков проводится вместе с ребенком и сопровождается доброжелательной беседой, хорошие результаты дает трансформация нарисованного объекта страха (сделать его смешным);
  • музыкотерапия – подбор специальных мелодий, оказывающих успокаивающее, расслабляющее действие, методика часто сочетается с другими формами работы;
  • танцетерапия – сочетает влияние музыки и движений тела, отвлекает ребенка от страхов, учит понимать язык своего тела, формирует способность корректировать эмоции, выражать их с помощью движений;
  • ароматерапия – сопровождает применение других методик, заключается в подборе ароматов успокаивающих, улучшающих циркуляцию крови и познавательные процессы;
  • цветотерапия – суть заключается в оформлении личного, рабочего или игрового пространства в определенной цветовой гамме, применением метода достигается положительная динамика психического развития, уменьшение тревожности.

Наиболее эффективным будет системный подход, но и применение отдельных методик пойдет на пользу ребенку.

О страхе одиночества у мужчин читай далее.

Что провоцирует рождение страха высоты? Узнай здесь.

Существует ли профилактика? ↑

Многие детские страхи можно предупредить и предотвратить. Большая роль в профилактике отводится родителям и взрослым, осуществляющим воспитание (бабушкам, воспитателям, учителям).

Вот рекомендации психологов:

  • ребенку нужен не наставник и руководитель, а любящий и понимающий человек в лице мамы и папы;
  • ощущение собственной ненужности оказывает сильнейшее негативное влияние на всю жизнь маленького человека, найдите для него время ежедневно, несмотря на свою усталость и заботы;
  • не ограничивайте ребенка в общении с ровесниками;
  • ребенку необходимо время для шумных игр;
  • не пугайте ребенка врачами, полицией, собаками, ничем и никем, ребенок все воспринимает всерьез.

Многие детские страхи можно было бы предотвратить, если бы родители знали, как правильно вести себя в некоторых ситуациях по отношению к ребенку. Страхи могут появляться очень быстро, а вот для избавления от них нужно длительное время и усилия всей семьи.

Если вы заметили у ребенка проявление страха и не знаете, как поступить, обратитесь в специалисту-психологу. Он даст нужные рекомендации, следуя которым, вы поможете своему ребенку преодолеть его фобии.

Видео: Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Чудовище под кроватью: психология и коррекция детских страхов

Интерес представляет психоанализ детских страхов, так как на практике доказывает эффективность психоаналитической терапии в работе с детьми, а также указывает на глубинные причины возникновения детских страхов.

Дети – чувствительные и впечатлительные существа. У большинства детей в какой-то момент жизни появляются страхи – это могут быть просто мимолетные пугающие фантазии или настоящие фобии. Как быть, если ребенок боится, как проводить борьбу с детскими страхами?

Виды детских страхов

Каждый человек индивидуален в своем личном опыте, и каждое детское переживание имеет свою уникальную историю. Но есть некоторые типичные виды детских страхов, каждый из которых может быть связан с определенными внутренними или внешними обстоятельствами.

Страх перед расставанием

Психоанализ детских страхов описывает механизм сепарации как одно из базовых понятий, которое означает отделение ребенка и матери (или человека, заменяющего мать) друг от друга.

Сепарация сама по себе – здоровый и неизбежный процесс, сопровождающий взросление ребенка.

Однако, если сепарация форсируется или ребенок оказывается надолго отлучен от матери – то угроза расставания с мамой может быть чрезмерной и трудно переносимой. Сепарационная тревога проявляется также и в других страхах (у детей и взрослых), например, в страхе одиночества, отвержения, потери или смерти близких.

Страх темноты

Боязнь темноты и также боязнь фантастических чудовищ, монстров, отрицательных персонажей сказок – это нормальные страхи у детей дошкольного возраста.

С биологической точки зрения страх темноты и неизвестности вполне полезен – темнота означает отсутствие безопасности, необходимость быть на чеку.

В норме эти страхи помогают научиться справляться с пугающими фантазиями и выработать определенные защитные механизмы. Но иногда такие фантазии оказываются вовсе не безобидными – сильные страхи могут вызывать расстройства сна и поведения, нарушать эмоциональное равновесие ребенка и приводить к развитию невроза.

[3]

Неврозы, симптомом которых может быть страх темноты, у детей сравнительно легко поддаются коррекции. Но если вовремя не обратиться к специалисту, то такой невроз со временем превращается в патологический элемент личности взрослого человека и его уже совсем не так просто вылечить.

Страх физического повреждения

Классический психоанализ детских страхов считает важным явлением так называемую кастрационную тревогу, которая выражается в боязни потерять часть тела, получить физические повреждения и так далее.

Некоторые специалисты относят к этой группе страхов и психогенный запор – боязнь дефекации у детей может быть связана с восприятием содержимого кишечника как части собственного тела.

Читайте так же:  Как бросить курить

Это также вполне нормальный страх, который нуждается в коррекции только в том случае, если мешает нормальному функционированию психики ребенка.

Травматические страхи и фобии

Также часто дети боятся какого-то конкретного предмета или действия, например – собак, транспорта, детского сада или школы, воды, врачей и так далее. Как правило эти страхи связаны с каким-либо травматическим переживанием, при этом обстоятельство получения травмы может быть реальной ситуацией или увиденной в мультфильмах и даже книжках.

Сильное впечатление могут производить на детей страхи, внушаемые взрослыми или старшими сиблингами. Именно поэтому запугивание является неадекватной стратегией воспитания.

Особенно опасно внушать детям боязнь врачей («не будешь слушаться – вызову доктора, чтобы укол тебе поставил»), полицейских («тебя милиционер заберет») и других сотрудников служб, которые могут помочь в экстренной ситуации.

Способы коррекции детских страхов могут быть самыми разными в зависимости от характера и содержания страха у конкретного ребенка. Но есть более или менее общая схема того, как строится работа с детскими страхами в психологическом консультировании и психотерапии.

Основные этапы психологической коррекции детских страхов

При работе со страхами важно иметь в виду не только симптом, но и причину его появления (психологический диагноз). Это касается в особенности детских страхов, так как детские страхи развиваются легко и очень быстро.

Без проработки причины новые страхи могут возникнуть через короткое время после консультаций с психологом. Поэтому комплексный подход к лечению детского страха включает в себя несколько этапов.

Диагностика

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В разных направлениях психологии диагностика детских страхов проводится с помощью разных методик. Чтобы выявить проблему, психолог может предложить ребенку поиграть с игрушками в песочнице, нарисовать рисунок или несколько рисунков, рассказать историю, ответить на несколько вопросов.

До или после общения с малышом психолог также выслушает жалобы родителей и задаст им свои вопросы. В результате первичной консультации специалист составит представление о том, в чем заключается проблема детских страхов, каково их предметное содержание и возможно – какова причина их появления.

Эта информация позволит составить план коррекции и подобрать адекватные методики для конкретного случая. В некоторых случаях выявление детских страхов требует больше времени – например, при работе с аутичными или эмоционально сдержанными детьми.

Установление контакта с психологом

В течении первых нескольких встреч специалист налаживает контакт с ребенком, чтобы сформировать атмосферу доверия и принятия. Это необходимое условие для того, чтобы ребенок смог расслабиться, почувствовать себя в безопасности и начал свободно выражать свои чувства в присутствии психолога.

Особенно важно доверие, если специалист осуществляет психоанализ детских страхов. Для глубокого понимания символов, которые наполняют мир фантазий ребенка, необходимо стать наблюдателем и участником спонтанной детской игры.

Коррекционная работа

В некоторых случаях для осуществления коррекции достаточно предоставить ребенку безопасное пространство, где в игровой форме он сможет выразить и проработать свой внутренний конфликт.

Психоанализ детских страхов предполагает воспроизведение в игре всех амбивалентных и противоречивых чувств, которые могут мешать психике ребенка функционировать адекватно реальности.

В зависимости от того, какие именно подавленные или вытесненные эмоции отражаются в игре, психотерапевт может стимулировать отреагирование тех или иных эмоций, а также называть эти чувства для того, чтобы ребенок мог их осознать и переработать.

Завершающий этап

Если преодоление детских страхов проходит успешно, то уже через несколько встреч с психологом проявления страха становятся заметно меньше или совсем перестают беспокоить ребенка.

На этом этапе важно закрепить результат, чтобы побежденный страх не вспыхнул с новой силой через какое-то время. В первую очередь необходимо создать возможность консультирования для родителей, параллельно с коррекцией ребенка.

Большинство страхов так или иначе связаны с детско-родительскими отношениями. Поэтому говоря с родителями о том, как бороться с детскими страхами, нельзя недооценивать их роль.

На этапе коррекции процесс может значительно различаться в разных случаях по форме, содержанию и длительности. Обычно работа со страхом занимает от трех-четырех до нескольких десятков сеансов у психолога или психотерапевта.

Формы и способы коррекции детских страхов

В работе с детьми популярны такие формы работы, как:

  • игровая терапия;
  • танцевально-двигательная терапия;
  • телесно-ориентированная терапия;
  • арт-терапия;
  • песочная терапия;
  • сказкотерапия.

Содержание сеансов может также быть весьма различным. Специалисты могут использовать следующие приемы и методы:

  1. Интерпретация – объяснение ребенку его чувств и переживаний и формирование более совершенных механизмов переработки.
  2. Отреагирование – создание безопасной атмосферы для выражения эмоций, например — подавленной агрессии и гнева.
  3. Десенсебилизация – постепенное снижение интенсивности страха с помощью последовательного предъявления пугающих стимулов (используется для коррекции фобий).
  4. Контейнирование – безусловное принятие чувств ребенка, с которыми он не в состоянии справиться самостоятельно.

Разумеется, это далеко не полный список приемов, которые используют детские психологи. Преодолеть детские страхи поможет консультация психолога для родителей, на которой они могут задать вопросы и получить практические рекомендации. Однако мамам и папам, которых беспокоят детские страхи и их преодоление, могут пригодиться некоторые общие советы.

Рекомендации родителям

Побороть страх намного легче, если родители помогают ребенку чувствовать себя увереннее и создают безопасную атмосферу в семье. Для того, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности, родители могут:

  1. Быть рядом. Это особенно касается родителей маленьких детей (примерно до 5 лет), которые волнуются из-за ухода мамы на работу, неохотно соглашаются оставаться с кем-то другим, не любят ходить в детский сад. Но контакт с родителями важен абсолютно всем детям, даже подросткам. Важно не столько количество общения, сколько его качество. Чувство безопасности сопровождает близкий эмоциональный контакт – совместные игры, физический контакт (объятия, щекотка, укачивание на руках и так далее).
  2. Исключить воспитание запугиванием. Желательно не только избегать манипуляций страхом, но и защитить ребенка от запугивания со стороны окружающих людей: воспитателей, бабушек/дедушек, старших братьев и сестер и так далее. Побеждать страхи гораздо легче вместе.
  3. Позволить бояться. Иногда для ребенка важно просто пережить испуг, справиться с ним и развиваться дальше. Это позитивный процесс, и не стоит мешать ему. Когда ребенку страшно – замечательно поддерживать его в духе «тебе страшно, но я верю, что ты справишься». Но не стоит пытаться запретить ребенку бояться («это совсем не страшно, не выдумывай»), так как в этом случае к страху прибавится чувство вины и неполноценности.
Читайте так же:  Зацикленность как перестать думать о человеке, который тебе нравится

Важно помнить, что переживания детей заслуживают внимания, какими бы нелепыми и глупыми они ни казались взрослым. Психика ребенка – это удивительный и хрупкий мир, который человек, повзрослев, носит внутри себя всю свою жизнь. Поэтому детские переживания заслуживают внимания и заботы взрослых.

Автор статьи: психолог и арт-терапевт Василиса Русакова

1.2. Особенности проявления страхов детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте широкое использование символизации эмоциональной жизни ребенка, в его играх, рисунках. Она способствует практическому освоению реального социального пространства. Можно сказать о знаково — символической деятельности, которая выступает в виде моделирования.

Затем у ребенка появляется возможность использовать экспериментирование в символической деятельности. В области эмоциональной жизни это может сказываться следующим образом: в процессе экспериментирования ребенок, оперируя заместителями (например, образами воображения), осуществляет трансформации, не обусловленные логикой реально замещаемых предметов [10].

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Невротические страхи – результат длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, а также недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты, наличия многочисленных страхов [14]. Невротические страхи отличаются от возрастных: невротический страх возникает раньше или позже возрастного страха, продолжается более длительное время и имеет более выраженный аффективный заряд, блокирующий процесс самопознания и творческого раскрытия личности ребенка [6]. Возрастные страхи носят временный характер и чаще всего исчезают без следа. С невротическими страхами ребенок самостоятельно справиться не может [16].

Ребенок, которому сопутствует чувство страха, обычно скован, замкнут, менее коммуникабелен, чем его сверстники. Он более робок, недоверчив, постоянно чем-то насторожен и часто встреча с новым, неизведанным сопряжена с испугом [19].

Страхи ребенка – спутники и своего рода показатели его развивающегося воображения. Часто страхи детей возникают после просмотра фильмов и чтения книг, на наш взгляд очень безобидных и забавных [4]. Из-за незнания закономерностей природных явлений ребенок может испугаться внезапного порыва ветра, гудящих проводов, прошуршавшего в кустах ежика и т.д. Испуг может перейти в устойчивый страх, если ребенок видит, что взрослый в аналогичной ситуации постоянно испытывает беспокойство. Таким образом, пример поведения взрослых может стать источником детских страхов, ведь одна из особенностей дошкольника – высокая подражательность и внушаемость. Иногда детские страхи возникают в связи с недомоганиями, с различными перегрузками нервной системы. Но главная причина детских страхов – ошибки воспитания [19]. Страхи порождает и боль. Отсюда страх высоты, лестниц у упавших с высоты и сильно ушибившихся детей [1].

А. И. Захаров отмечает, что наибольшая чувствительность к страхам, как у мальчиков, так и у девочек проявляется в 6 лет. К этому возрасту в основных чертах завершается созревание эмоциональной сферы, развивается воображение и умение ставить себя на место другого человека, что расширяет восприятие страхов и делает их переживание более глубоким [8].

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его появление означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начиняет понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежный факт его биографии [5].

Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто — то умер и с ним (ребенком) тоже может что — то случиться. Если ребенок неспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти. Страх смерти наиболее ярко выряжен у эмоциональных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью абстрактному и отвлеченному мышлению. Страх смерти в большинстве случаев встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, чем у мальчиков, инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков наблюдается более ощутимая связь страха смерти себя, а в последующем, родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с 8-9 месяцев жизни. Следовательно, мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления [27].

Старшие дошкольники больше подвержены страхам, если их родители ссорятся между собой. Беспокойство, возникающее в данном случае, перерождается в страх, поскольку дети лишены возможности влиять на конфликт родителей [7].

В.И. Гарбузов говорит о том, что в проблеме детских страхов важны три момента.

Во — первых, детей никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни дядей, ни волком, ни бабайкой. Пугать чем-либо — значит пугать смертью. В большей степени взрослые указывают ребенку на реальные опасности, но никогда на мнимые, придуманные, пугают ради послушания. Воспитание страхом является жестоким воспитанием. Последствия такого воспитания — тревожная мнительная личность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.

[1]

Во — вторых, родители никогда не стыдят ребенка за испытываемый страх. Насмешки над боязливостью ребенка также жестокость. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек у ребенка из чувства стыда начинает скрываться страх, но он не исчезает, а усиливается. Ребенок остается один на один со страхом, несмотря на то, что у него есть родители. Если взрослый не поможет малышу избавиться от страха, страх покорит психику ребенка и он будет чувствовать себя одиноким, беззащитный. Стремясь избавиться от страха, ребенок прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т. д. При этом ребенок пассивен, склонен к депрессии. Страх все больше разрастается, что уже угрожает неврозом.

В — третьих, ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомой ему обстановке, например, когда может появиться что-то неожиданное, пугающее. Исследует неизвестное ребенок только рядом с взрослым [1].

Старший дошкольный возраст — это возраст эмоционального наполнения «Я» ребенка. Чувства уже определяются словами, четко сформулировано стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Также формируется чувство общности — понятие «мы», под которым ребенок подразумевает сначала себя и родителей, а затем себя и сверстников. Возрастает самостоятельность — ребенок находит сам себе занятие, не требует постоянного присутствия взрослых и склонен к общению со сверстниками. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов. В эти годы наиболее усиленно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, сочувствие и сострадание [7].

Читайте так же:  Сироты при живой родительнице что такое синдром мертвой матери

Наибольшее влияние оказывает фактор страхов, в который входят страхи одиночества. В старшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Расшифровка данного сочетания страхов такова: ребенок испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами, когда остается один или же без поддержки родителей. Говоря другими словами, он не чувствует себя настолько защищенным, чтобы противостоять в воображении отрицательному воздействию сказочных персонажей [26].

В старшем дошкольном возрасте одной из характеристик является значительное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства.

В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и, в то же время, целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. До пятилетнего возраста мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки — выйти замуж за отца. С пяти до восьми лет дети — женятся или выходят замуж уже в основном за сверстников, воспроизводя, таким образом, в игровой ситуации форму отношений взрослых [26].

Для детей старшего дошкольного возраста характерны такие качества, как общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки [25].

Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему подражают в привычках, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителей другого пола, которого по-прежнему любят.

Задача воспитателей и родителей – предотвращать такие ситуации, которые бы пугали ребенка, воспитывать его в материалистическом духе. Это значит – давать детям научное объяснение различным явлениям природы, раскрывать ее закономерности. Создавать детям радостное мироощущение, настроение мажора, оптимизма, раскованности [19].

Следовательно, особенности страха в старшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, а также преобладание определенного страха над другими. Страхи взаимосвязаны со стихиями, боязнь родительского наказания, смерть животных, потерей родителей и их болезни, опоздать и быть непринятым сверстниками.

Поэтому, наиболее эффективными средствами предупреждения развития страхов у детей будут являться обеспечение эмоционального комфорта для ребенка в семье и внимание к его чувствам и переживаниям.

Детские страхи: причины возникновения и методы коррекции

С каждым днем ребенок взрослеет, у него появляются новые достижения, чувства, эмоции. Малыши, аналогично взрослым, периодически испытывают тревогу, беспокойство, страх. Детские страхи имеют более интенсивное проявление, чем у взрослых. Крохи многого не знают и поэтому переживают, намного острее.
Если ребенок говорит о своем страхе, выслушайте его, не насмехайтесь, помогите малышу избавиться от своих переживаний. Далее рассмотрим более детально, что же такое детский страх, каковы его причины и виды, как его побороть.

Что такое детский страх?

Страх – это негативная эмоция, возникающая в ответ на определенную угрозу. Спецификой детских страхов является то, что, как правило, реальной угрозы нет. Это вызвано особенностями детского воображения. Детские фобии (страхи) – это следствие влияния окружения. К примеру, бурное обсуждение взрослых в присутствии детей каких-либо негативных явлений.
Просмотр фильмов ужасов вызывают ночные страхи у детей. Иногда родители думают, что малыш занимается своей игрой и не замечает, что происходит на экране телевизора. Но в реальности ребенок впитывает в себя всю информацию, которую не всегда может отличить от вымысла. Вследствие этого возникают детские ночные страхи.

Почему ребенок испытывает страх?

Каждый человек, хотя бы раз в жизни пережил чувство страха. Данное чувство вызывают угрожающие факторы. Причины детских страхов могут быть следующими:

Классификация детских страхов

Детские страхи имеют определенные особенности проявления, присущую им силу и причины появления, длительность. На основе этих факторов выделают следующую классификацию:

  1. Сверхценные страхи вызваны фантазией ребенка. Этот вид страхов самый распространенный. Малышу может казаться, что в темноте полно монстров и чудовищ. Кроха начинает опасаться за жизнь родителей.
  2. Навязчивые страхи связаны с определенной жизненной ситуацией. К примеру, ребенок однажды застрял в лифте и теперь боится в него заходить.
  3. Бредовые (необъяснимые) страхи. Причина таких страхов понять трудно. Их наличие указывает на проблемы с психикой у малыша. Например, ребенок может бояться рисовать карандашами или надевать определенную одежду. Не паникуйте, если заметили такой страх, попробуйте разобраться, в чем же причина. Возможно, однажды во время рисования карандашом ребенок упал со стула и больно ударился.

Распространенные детские страхи

Страхи у детей имеют определенную причину и разное проявление. Рассмотрим самые распространенные виды детских страхов.

Страх одиночества

Ребенку страшно оставаться одному. Он боится расставания с близкими. В большинстве случаев такой страх возникает при сильной привязанности к родителям, недостатке любви и внимания в неполной семье. Страх одиночества носит патологический характер, если надолго затягивается и не проходит до определенного возраста. Обычно дети в 6 лет уже могут ненадолго оставаться одни дома.

Страх смерти

В 5-6 летнем возрасте ребенок начинает бояться смерти. Это может быть связано с пережитой потерей животного или родного человека.

Страх смерти родителей

Когда ребенок испытывает данный вид страха, у него проявляется нарушение сна. Наблюдается заторможенность или чрезмерная активность.

Страх темноты

Чаще всего возникает у детей 3-6 лет. Может быть связан с полученной психологической травмой (потеря близкого родственника, развод родителей, тяжелая болезнь) или неумением ребенка отличать реальность и вымысел.

Ночные страхи у детей

Детские ночные страхи провоцируют пережитые за день неприятные события и отрицательные эмоции. Эти страхи возникают в первой половине ночи. Ребенок вскакивает с кровати, начинает кричать, плакать, звать на помощь. При этом не стоит будить кроху, лучший способ – это обнять малыша и через 5-15 минут он успокоится и снова уснет. Наутро ребенок обычно ничего не помнит и ведет себя как прежде.

Читайте так же:  Как привлечь удачу

Страх кошмарных снов

Причиной таких страхов являются болезни или сильные стрессы. Кошмары обычно возникают во второй половине ночи в фазе глубокого сна. Они сопровождаются яркими, ужасающими снами. Ребенок резко просыпается и боится уснуть. Очень часто требуется обращение к специалисту.

Страх лечения у стоматолога (дентофобия)

Такой страх распространенный среди детей дошкольного возраста. Возникает вследствие неудачного посещения стоматолога, боязни боли, страха неизвестного, недоверия врачу.

Страх сказочных персонажей

Дети могут бояться сказочных или мультипликационных героев. Родители, собственным поведением, могут вызвать страх сказочного персонажа. Например, строгая мама ассоциируется с Бабой Ягой.

Страх заболеть

Страх тесно связан со страхом смерти. Причин: внушение взрослыми страха болезней, от которых можно умереть (по словам взрослых).

Страхи войн, катастроф, нападений

Данный вид страх часто испытывают мальчики.

Страхи уколов, боли и врачей

Встречаются у дошкольников, реже – у младших школьников.

Страх наказания

Чаще всего такому страху подвергаются дети, которые никаких телесных наказаний не несут.

Страх опоздать

Ребенок нервничает, что может не успеть в нужное место и случится какое-то несчастье.

Страхи у детей дошкольного возраста

Для каждого возраста является нормой появление определенного вида страха. Если ребенок развивается нормально, то вскоре страх исчезает.
Давайте посмотрим чего же бояться дети в дошкольный период.

  • В возрасте 3–5 лет ребенок осознает, что жизнь закончится и это ведет к появлению страха смерти. Этот возрастной период могут сопровождать ночные кошмары, страх нападения грабителей, стихийных бедствий, пожара, болезни и операции, укуса ядовитых насекомых, змей.
  • Боязнь потеряться преследует детей 6-7 лет. Появляется страх сказочных персонажей (монстров, чудищ, призраков), одиночества, страх физического насилия. Возникает страх, связанный с поступлением в школу. Для ребенка это новый период жизни, поэтому возникает беспокойство.

Диагностика детских страхов

Как понять испытывает ли ваш ребенок страх? Понаблюдайте за своим малышом. Если вы заметите за крохой нервозность, капризность, беспокойный сон или некоторые привычки (постоянно что-то теребит в руках, кусает губы), значит, малыша что-то тревожит. В таком случае следует обратиться к специалисту, который проведет коррекционную работу детских страхов.
Диагностика детских страхов имеет цель выявить их причину. Для диагностирования применяются знакомые детям виды деятельности:

  • Рисование. Ребенку предлагается нарисовать рисунок на заданную или произвольную тему. Далее рисунок расшифровывается соответственно определенным критериям. Обращают внимание на цвета, преобладающие в рисунке, особенности тематики, как расположены фигуры. Для ребенка постарше практикуется рисование беспокоящего страха. Потом рисунок можно порвать или сжечь.
  • Сочинение сказки можно предложить ребенку от 5 лет. Предложите ребенку придумать сказку о страхе или закончить историю на самом страшном месте. Помогите ребенку сочинять. Очень важно, чтобы окончание было положительным.
  • Лепка. Эта деятельность идентична рисованию. Подходит для деток, которые не любят, не умеют или не хотят рисовать.
  • Откровенная беседа. Дети старше 4 лет способны выражать мыли. Воспользуйтесь этим и поговорите с малышом по душам. Продумайте вопросы заранее, чтобы они были понятны крохе, но не заостряйте внимания на волнующих ребенка моментах. Узнайте у крохи, боится ли он каких-то определенных предметов, снятся ли ему страшные сны, боится ли он слушать сказки. Главное морально поддерживайте малыша, положительно настраивайте.

Коррекция детских страхов

После того, как природа детского страха стала понятной, приступают к лечению и коррекции. Психологи успешно искореняют детские страхи. Для их преодоления используются определенные методы психологической коррекции.
На выбор конкретной методики работы с детскими страхами влияет возраст ребенка.

  1. Арт-терапия помогает скорректировать многие детские страхи. Рисование страха имеет смысл применять, когда он был порожден воображением, а также давних страхов, которые были вызваны пережитой отрицательной ситуацией. Предложите ребенку нарисовать то, что его пугает. Затем поговорите об этом рисунке.
  2. Сказкотерапия. Эта методика предполагает чтение ребенку специальных сказок. Они подаются таким образом, чтобы кроха чувствовал себя храбрым.
  3. Игротерапия. Игра – эффективный способ борьбы со страхами. Во время игры дети становятся раскованней, они увлечены игрой и тогда страх становится не так ярко выраженным и с ним легче бороться.

Как предотвратить страхи у ребенка: рекомендации родителям

Каждый из нас чего-то боится. Будьте внимательны к своему ребенку. Многие детские страхи можно предотвратить, чтобы в будущем малыш не сталкивался с более серьезными проблемами.

  • Никогда не насмехайтесь с того, чего малыш боится. Для вас это может казаться пустяком, а для него это серьезная проблема.
  • Ни в коем случае не пугайте ребенка врачами, чужими тетями и дядями, полицейскими, сказочными персонажами. Ведь ребенок все воспринимает всерьез.
  • Обязательно уделяйте малышу время, не смотря на усталость и огромное количество работы, иначе кроха будет ощущать себя ненужным. Ребенок должен чувствовать вашу защиту и любовь.
  • Разрешите ребенку немного пошуметь, побегать, покричать. Таким образом, ребенок выплеснет накопившуюся негативную энергию.
  • Дайте малышу возможность общаться со сверстниками, не ограничивайте его в этом.

Помните, что страхи возникают очень быстро, но вот борьба с ними займет немало времени и сил. Часто возникают ситуации, когда возникновение боязни можно было избежать, если бы родители знали как повести себя в определенной ситуации.

Если вы все же заметили, что ребенок испытывает страх, обратитесь к специалисту незамедлительно и вскоре ваш малыш избавиться от детского страха.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. Арутюнов, С.С. Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против» / С.С. Арутюнов. — М.: Проспект, 2015. — 436 c.

  2. Хемфельт, Роберт Выбираем любовь. Как победить созависимость / Роберт Хемфельт , Пол Майер , Фрэнк Минирт. — М.: Триада, 2012. — 352 c.

  3. Гримак, Л. П. Общение с собой: Начала психологии активности / Л.П. Гримак. — М.: Издательство политической литературы, 2016. — 320 c.
Виды, причины, особенности проявления и коррекции детских страхов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here