Виды, примеры и значение стереотипов в современном обществе

Сегодня мы рассмотрим тему: "Виды, примеры и значение стереотипов в современном обществе" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Гендерные стереотипы

То, что мужчины и женщины очень разные, хорошо известно. Но зачастую эти различия действуют не по принципу «противоположности притягиваются», а совсем наоборот. Во многом взаимопониманию мешают гендерные стереотипы. Это определенные модели поведения, устойчивые образы-символы, навязываемые представителям разных полов общественным мнением.

Гендерные роли и стереотипы

По мнению ученых, наличие специфических ролей, которые мужчины и женщины играют в обществе, и есть главная причина появления гендерных стереотипов. Так, издавна в России сложилась традиция, что мужчина – это добытчик, защитник, глава дома. А женщина – мать, хранительница очага, воспитательница. Однако на современном этапе произошли изменения в общественном сознании, которые наложили свой отпечаток, в том числе, и на распределение мужских и женских обязанностей. Прекрасные дамы научились зарабатывать, растить детей в одиночку, самостоятельно принимать решения. А многие представители сильного пола, в свою очередь, освоили «работу» домохозяйки и няньки, переложив заботы финансового обеспечения семьи на плечи своих супруг. И, тем не менее, пережитки прошлого никуда не делись, перекочевав в «половые» штампы.

Примеры гендерных стереотипов

Наиболее распространенными гендерными стереотипами в современном обществе являются:

  1. Мужчины – это сильный пол, а женщины – слабый (хотя уже давно доказано, что дамы могут быть более устойчивы и психически, и физически).
  2. Представители сильного пола не должны плакать (хотя слезы – это естественная реакция живого организма).
  3. У мужчин более высокий интеллект (просто у женщин более развито полушарие, отвечающее за эмоциональную сферу).
  4. Незамужняя женщина – неполноценная (Одинокие дамы сегодня – далеко не редкость и они ни в коем случае не считают себя несчастными или ущербными).
  5. Главное предназначение женщины – семья и дети, мужчины – карьера (многие дамы сегодня успешно справляются и с тем и с другим, а многие мужчины предпочитают быть хорошими папами и мужьями, а не покорителями карьерных Эверестов).

Стоит отметить, что сильное влияние оказывает на гендерные стереотипы и реклама. С легкой руки этой индустрии в массовом сознании закрепились следующие социальные роли-символы:

Стереотипы общества и свобода личности

Прежде, чем приступить к статье, хочу порекламировать нашу группу в социальной сети «в контакте». Всем – добро пожаловать! Адрес: https://vk.com/imavator

Сложилось ощущение, что прошлая статья о социальных иллюзиях многими была недопонята. Видимо слишком мудрено написал. Поэтому сегодня я решил эту тему продолжить, и поговорить о стереотипах. То есть речь снова пойдет о коллективных нормах, канонах, стандартах и предрассудках – о той жизни, которую большинство людей считают правильной. А также о том, какой может быть жизнь без правил. Важно понимать, что суть вовсе не в том, насколько правила правильны, а в том, что все коллективные нормы являются условностью, то есть попросту – выдумкой. И вот, в эту выдумку многие из нас верят, как в реальность. В глобальном социальном мире – глобальные условности. В узких кругах – в школах, сообществах, сектах – свои маленькие иллюзии, между тем, становящиеся для их последователей размером с реальность.

Примеры стереотипов

Женщина – слабое, пассивное, легкомысленное и глупое создание. Чтобы компенсировать свою врожденную неполноценность, женщина должна стать красивой, чтобы хитростью захомутать «сильного» мужчину, родить от него детей и жить за его счет. Иначе она будет несчастной. Разведенная мать-одиночка – несчастна. Старая дева – несчастна. Женщина не должна быть сильной, не должна занимать управляющих должностей – иначе это неправильная, опять же – несчастная женщина.

Мужчина – сильный и умный. Он должен оплачивать все прихоти женщины, от которой на самом деле хочет только секса. Он всем управляет и поэтому в сравнении с женщиной имеет расширенные права во всех сферах жизни. Мужчина должен водить машину и смотреть футбол. Мужчина не говорит о чувствах и никогда не плачет. Иначе это – не мужчина, а какое-то непонятное, злокачественное существо, не заслуживающее любви и уважения.

Дети должны оправдывать ожидания родителей. Дети должны учиться «правильной» жизни в общеобразовательных заведениях. Все подростки – трудные. Вся молодежь – распутна. В среднем возрасте люди должны переживать кризис. В старости человек должен дряхлеть и болеть, иначе, если он здоровый и счастливый – это странный и опасный для общества безумец.

Большие деньги – это счастье. Человек без денег – несчастный неудачник. Исполнение поставленных целей – это счастье. Человек не корпящий над целями – несчастный неудачник. Высокая должность – это счастье. Безработные – несчастные неудачники. Отношения с любимым человеком – это счастье. Любой одиночка, даже если он сидит в самадхи под древом бодхи, все равно – несчастный неудачник.

Правильные знания даются в институтах. Правильные специалисты имеют высшее образование. Правильные люди работают в офисах по сорок часов в неделю. Правильно – жить в своей стране. Правильно – одеваться как все. Правильно – покупать дорогие и модные вещи. Правильно – думать как все. Правильно жить – как все.

А все потому, что все мы с раннего детства страшно боимся выделяться из коллектива. Быть не как все – значит стать одиноким изгоем, или посмешищем коллектива. Быть не как все, значит лишиться усыпляющих иллюзий и столкнуться с неизвестностью, которой всегда была и будет жизнь здесь и сейчас.

Шаблонная личность

Сначала хотел обозвать ее – социальной. Но социум – не единственный коллектив, навязывающий своим адептам шаблонное восприятие. Таких коллективов может быть сколько угодно, они могут быть любых размеров – от целой страны, до маленькой семьи, исповедующей собственные правила жизни.
Читайте так же:  Что делать, если делать ничего не хочется

Человеку на этапе шаблонного мышления характерна вера, что мир – это «обычное» и в целом более-менее понятное явление. Новой информации, противоречащей этой «вере», шаблонная личность не доверяет, только потому что полагает, будто ее мировоззрение – это и есть окончательная реальность. Об этой иллюзии уже говорилось в статье «Развитие восприятия».

Шаблонная личность толком не замечает реальности, потому что полностью погружена в мир собственных грез о жизни. Это явление еще называют «отождествлением с умом». Шаблонная личность максимально отождествлена с умом, и почти не различает, где фантазии, а где реальность. Шаблонная личность не знает, чего хочет на самом деле, и путает свои устремления с коллективными ожиданиями.

И тем не менее, шаблонная личность может неплохо ориентироваться в социальном мире, потому что его «правила» базируются как раз на условных шаблонах, которым шаблонная личность склонна следовать без «лишних» вопросов. Тема подобных иллюзий на progressman.ru – одна из главных.

Чаще всего шаблонная личность пребывает в непрерывном напряжении, потому что живет в разрез со своим нутром. Вместо того, чтобы соответствовать своему естеству, шаблонная личность всеми силами старается соответствовать коллективным шаблонам. Причем не важно, будь это социальный коллектив, или какая-нибудь секта, шаблонная личность не слышит себя ни тут, ни там, не видит своего пути, а все время пытается подогнать себя под искусственные мерки коллективного мировоззрения, чтобы соответствовать чужим идеалам.

Так происходит, потому что шаблонная личность удовлетворяется своей жизнью, когда ощущает одобрение от коллектива, которому принадлежит. Шаблонная личность верит в шаблоны, потому что без них жизнь кажется пугающе неизвестной.

Сознательная личность

Когда я говорю о сознательности, речь вовсе не о духовно-просветленных аватарах, свободных от всех концепций. Речь о простых смертных, которые понимают условность стереотипов.

В каждой стране – своя культура, свои уникальные стереотипы, глядя на которые понимаешь, что все это – действительно одна большая условность. Сознательный человек понимает, что жизнь может быть какой угодно. Мы можем жить так, как сами выберем, как сами захотим. Мы можем жить в любой точке мира и заниматься любым делом. Когда нет привязанности к шаблонам, начинаешь понимать, что каким бы иллюзорным не был выбор, от него в этой жизни зависит практически все.

Можно подумать, что сознательная личность попросту самоутверждается, упиваясь своей неординарной оригинальностью. Так бывает, но подобное поведение в большей степени свойственно шаблонной личности, ожидающей одобрения от авторитетной для нее аудитории.

Проще говоря, сознательный человек на самом деле живет так, как хочет, потому что понимает, что не обязан соответствовать чьим-то ожиданиям. Шаблонная же личность не осознает своих желаний, но верит, что хочет тех самых вещей, которые в качестве заветных целей пропагандирует коллектив.

Если шаблонная личность в своих решениях опирается на локальные стереотипы, навязанные общественным мнением, то сознательная личность ответственность за свою жизнь и свои решения берет на себя. Такой человек не упрощает собственные решения кодексом коллективных шаблонов и ожиданий, а выбирает сам, как ему жить.

И при таком раскладе может произойти одна очень интересная вещь. Когда исчезает мотив соответствовать общественным идеалам, то есть, когда человек больше не стремится выглядеть хорошим в глазах коллектива и не боится принимать свои решения, может прийти ощущение огромного облегчения, словно, наконец-то закончились бесполезные внутренние мытарства и терзания, и ты выходишь из заточения на свободу, где перед тобой открыто многообразие возможностей.

Цели могут остаться. Желание выглядеть хорошим в глазах общества может смениться утонченным самоутверждением в собственных глазах. Но постепенно проявляется вкус к жизни свободной от целей. Об этом я уже как-то говорил в статье «Игры для взрослых». Суть этого эффекта в том, что, когда цели как таковые перестают цеплять, внимание возвращается к спонтанной деятельности, которая происходит не ради цели, а ради самого процесса. Иными словами, человек, свободный от шаблонов, способен радоваться не только в будущем при осуществлении намеченных желаний, но уже сейчас – от самого процесса происходящей жизни.

Шаблонная же личность не замечает процесса, потому что в большей степени загипнотизирована целями, которые подчиняются коллективному одобрению. То есть, чем бы не занимался человек погруженный в стереотипы, он удовлетворяется только по достижению своих целей. Сознательная личность способна получать удовлетворение от процесса, потому что для нее не так важно одобрение коллектива, как возможность заниматься своим делом.

Если шаблонная личность выбирает стать сознательной, просто попытавшись заниматься «любимыми» делами, она заходит в тупик, потому что любимые дела шаблонной личности при этом продолжают диктоваться стереотипами, и разовые акции личностной трансформации при этом обычно ничего не решают.

Мы становимся сознательными, когда видим истинные мотивы своих действий, когда перестаем манипулировать, когда учимся видеть и говорить правду, когда сами становимся выражением этой правды, когда сами решаем, как нам жить. Мы становимся сознательными, когда не боимся своих чувств и желаний, и перестаем их прикрывать красивыми, социально одобренными масками.

Практика созерцательной осознанности при этом не теряет своей ценности, а срабатывает как «буст» – психический усилитель, благодаря которому все жизненные уроки усваиваются интенсивней.

Напоследок, хочу заметить, что я вовсе не критикую общество, мораль и коллективные стереотипы. Я склонен верить, что все это – необходимые ступени взросления души. А когда приходит время, мы движемся дальше.

Другие статьи по этой теме:

Что такое стереотип простыми словами? Примеры стереотипов

Стереотип — что это означает простыми словами

Стереотип — это устоявшийся образ человека, явления или события. Данное понятие ввел американский ученый Уолтер Липпман в двадцатые годы прошлого века. Само слово «стереотип» переводится с греческого как «твердый отпечаток». Это своеобразный штамп мышления, который помогает сформировать определенные образы событий, а может также помешать шире смотреть на мир.

Стереотипизация считается «ленью головное мозга». Зачем мыслить самостоятельно, если за тебя уже давно подумали другие. Зачем тратить свою энергию на объективный анализ поведения людей, если общество решило, что одно хорошо, а другое плохо.

Читайте так же:  Как жить после измены мужа

В XXI веке, когда развивается не только техника, но и мышление людей, стереотипы создают все больше проблем с восприятием мира и сужают кругозор. Чем больше у человека стереотипов, тем он считается менее образованным и подверженным манипуляциям других. Таких людей называют «ведомыми».

В наше время у каждого должно быть свое мнение на любую ситуацию, каждый должен самостоятельно уметь думать и объективно оценивать происходящее. Правильное выражение своих мыслей и их аргументирование является неотъемлемой частью развивающейся личности.

Стереотипы в современном мире

С самого детства нам внушают множество разных клише про культуры и людей. Например, все западное общество считает, что в России все пьют водку и ходят выгуливать медведей вместо собак. Или славяне очень настороженно относятся к немцам после Второй мировой войны. Подобные стереотипы сейчас не имеют ничего общего с реальностью, это только устоявшиеся предрассудки, которые передаются из поколения в поколение.

Также ярким примером стереотипизации могут быть бабушки на лавочке, которые ставят штампы на прохожих, судя по их внешнему виду или одежде. Очень часто можно услышать в свой адрес неблагоприятные высказывания типа «наркоман», «девушка с низкой социальной ответственностью» (мягко говоря). Это типичный пример мышления, которое основывается на стереотипах. Если девушка в короткой юбке и с ярким макияжем, то она обязательно неблагополучная. Если парень неформал, то наркоман. Такие люди остались жить в прошлом и просто неспособны адекватно воспринимать реальность.

Примеры современных стереотипов

Проблемы с восприятием окружающей среды не только у людей старшего поколения. Очень часто в повседневной жизни встречаются примеры гендерных стереотипов как у мужчин, так и у женщин.

1. Место женщины — на кухне. К сожалению, даже сейчас, в развитом и равноправном обществе очень часто можно услышать от мужчин подобные фразы. Многие считают, что женщина — глупенькое, беспомощное создание, предназначение которой варить борщи, стирать, убирать и помалкивать в обществе мужчин. Это исторически восточная модель мышления, но и славянские мужчины нередко ее придерживаются, просто не так явно и категорично.

Девушку в бизнесе не воспринимают всерьез. Если на деловую встречу приезжает мужчина, то он априори воспринимается более серьезно, нежели представительница прекрасного пола. Все забывают про то, что в любом деле важны амбиции, ответственность и чувство долга, а не гендерные различия.

2. Мужчина должен! С детства мамы пытаются воспитать настоящих (в их понимании) мужчин, стремятся выбить из мальчика любое проявление слабости, потому что «мужчина должен быть сильным!». Это правильно по своей природе, но иногда, когда таких стереотипов слишком много, это может привести к заниженной самооценке из-за несоответствия выдуманным нормам. А после приведет к множеству проблем в построении взаимоотношений с противоположным полом.

Как часто можно услышать на улице фразу от мамы маленького мальчика: «Прекрати плакать, мужчины не плачут!». С самого детства мальчика приучают держать все эмоции в себе, что во взрослом возрасте может привести к более серьезной проблеме даже со здоровьем.

[2]

Почему мужчины раньше умирают от язв, инсультов, инфарктов? Потому что женщинам позволено плакать и у них есть возможность выхода негативных эмоций, а мужчине в этом случае сложнее из-за общественных клише. Эмоции никуда не деваются из организма. Они накапливаются, как снежный ком, и однажды дадут о себе знать. Поэтому обязательно нужно искать способы выхода негатива.

3. Хорошие дети слушаются родителей. Еще один стереотип из детско-родительских отношений, который может привести к плачевным последствиям для психики ребенка. Когда родители часто говорят ребенку, что он плохой, потому что не слушается, детская психика воспринимает эти слова как: «Я люблю тебя, только когда ты хороший».

Для адекватной самооценки ребенка очень важно чувствовать защищенность и безусловную любовь родителей. Вне зависимости от поведения. Если дети балуются, их не нужно лишать любви и не стоит говорить, что раньше дети были другими, молодежь распустилась и некому будет принести стакан воды в старости.

4. Правильно — неправильно. Считается правильным получить престижное образование в известном вузе. Престижными чаще всего являются профессии юристов или экономистов. Неправильными профессиями являются художники, актеры, певцы. Нас учат с детства не прислушиваться к себе, не следовать за своей мечтой, а жить «правильно». Только все забывают, что это самое «правильно» для всех разное.

Главное в жизни — это делать то, что приносит счастье. Если человеку нравится его работа, то он обязательно добьется успехов в своей сфере. К сожалению, многие люди ходят на работу просто чтобы зарабатывать деньги, не думая про свое эмоциональное состояние. Поэтому так часто, даже у самых богатых людей, случаются кризисы, депрессии и чувство постоянного неудовлетворения жизнью.

Возможно, вам понравится:

5. Предрассудки в профессиях. В зависимости от личного опыта общения с тем или иным представителем профессии, у людей складываются определенные стереотипы. Например: «полицейские отважные, смелые, сильные» или «врачи все могут», или «ты же психолог, прочитай мои мысли». Все это стереотипы о профессиях, которые никак не связаны с реальной работой. Все зависит от определенного человека и ситуации, в которую он попал, а не от общих представлений о профессиональной деятельности.

Борьба со стереотипами

Как известно, стереотипы созданы для того, чтобы разгрузить мозг от лишнего напряжения. Но они также и ограничивают кругозор. Чтобы шире мыслить, нужно разрушать стереотипы, и расширять границы сознания. Нельзя слепо верить тому, что когда-то придумали люди. Нужно прилагать усилия, самостоятельно мыслить и не бояться иметь собственное мнение.

Читайте так же:  Как научиться снимать напряжение и стресс

Многие стереотипы можно разрушить всего за пару минут. Например:«Все блондинки глупые». Доказано учеными, что цвет волос не влияет на умственные способности. Можно перечислить несколько своих знакомых блондинок, которые не попадают под их описание. Или вспомнить знаменитостей, которые никак не попадают под этот стереотип: Ангела Меркель, Джоан Роулинг, Хиллари Клинтон, Элизабет Гилберт. Стереотип разрушен. В повседневной жизни нужно бороться со множеством клише. Впоследствии мозг научится шире мыслить и большинство предрассудков уйдут сами.

Подводя черту

Ответив простыми словами на вопрос «Что такое стереотип», можно прийти к выводу, что рамки в голове необходимо расширять, развиваться и самосовершенствоваться. Борьба со стереотипами — это первый шаг на пути к развитию личности. Как говорил французский писатель Франсуа де Ларошфуко: «Люди никогда не бывают ни безмерно хороши, ни безмерно плохи». Не бывает только «черного» или «белого», жизнь полна разнообразных красок.

Виды стереотипов

Выделяют стереотипы-представления, стереотипы-поведения, сте-реотипы-ситуации и стереотипы-образы.

Стереотип-представление

есть некоторая структура ментально-лингвального комплекса, формируемая инвариантной совокуп-ностью валентных связей, приписываемых данной единице и репрезентирующих образ, представление феномена, стоящего за данной единицей, в его [образа, представления] национальной маркированности при определенной предсказуемости направленных ассоциативных связей (векторов ассоциаций).

Стереотип, с точки зрения «содержания», есть некий фрагмент картины мира, существующей в сознании. Это некоторый образ-представ-ление, это ментальная «картинка», некое устойчивое, минимизировано-инвариантное, обусловленное национально-культурной спецификой представление о предмете или о ситуации. Причем не о конкретном предмете или ситуации, когда-либо имевших место, но о предмете или ситуации «вообще».

Стереотипы поведения представляют собой инварианты деятельности, определяют коммуникативное поведение в той или иной коммуникативной ситуации и хранятся в сознании в видештампов, выступающих в роли канона. Иначе говоря, они диктуют определенное поведение.

Стереотипы-представления хранятся в виде клише сознания и функционируют как эталоны. Они также связаны с речевым поведением, его характеризуя и в нем проявляясь, т. е. они диктуют не столькосамо поведение, сколько набор ассоциаций и предопределяют языковую форму, их выражающую. И поскольку такие стереотипы есть определенное представление о предмете или ситуации, выделяются, соответственно, стереотип-образ (форма хранения – клише) и стереотип-ситуация (форма хранения – клише, но последнее может актуализироваться в коммуникации и как штамп). Таким образом, на первом уровне выделяют стереотип поведения (штамп сознания) и стереотип-представление (клише); на втором уровне – стереотип-ситуация (клише / штамп) и стереотип-образ (клише). Примером таких стереотипов могут быть следующие:

Стереотипы-образы: пчелатруженица; французскийграция, изысканный, изящный; баранупрямый; лимонкислый, желтый, и проч.

Стереотипы-ситуации: билеткомпостер; аисткапуста и проч.

Стереотипы-ситуации включают в себя и определенное (предсказуемое, ожидаемое) поведение участников коммуникации. Таким образом, можно сказать, что стереотип-ситуация некоторым образом предопределяет стереотип поведения (например, стереотип-ситуация: транспорт – билет; стереотип поведения: обращение к ближайшему пассажиру «Пробейте / Прокомпостируйте / Передайте, пожалуйста» и т. д.).

[1]

Целостность культуры предполагает выработку стереотипов культуры – стереотипов поведения, восприятия, понимания, общения, то есть стереотипов общей картины мира. Стереотипы имеют много общего с традициями, обычаями, мифами, ритуалами, но от последних отличаются тем, что традиции и обычаи характеризует их объективированная значимость, открытость для других, а стереотипы остаются на уровне скрытых умонастроений, которые существуют в среде своих.

Набор стереотипных форм поведения, вырабатываемых в каждом обществе, не ограничивается сферой обряда и обычая. Стандарты поведения характерны для многих сфер деятельности, и, прежде всего – общения (этикета), социализации индивидов, технологических процессов (трудовые приемы и навыки), игрового поведения и проч. Поведение человека в обществе типизировано, т. е. оно подчиняется нормам, выработанным в обществе, и поэтому во многих отношениях оно стандартно. Набор типовых программ поведения специфичен для каждого коллектива. Стандартизированное поведение имеет свои варианты. В соответствии с особенностями социальной организации в сфере заданного поведения выделяются различные типы: поведение крестьянина, воина, охотника, интеллигента и проч. В соответствии с критериями биосоциального членения жизненного пути различается поведение детей, взрослых, стариков, мужчин, женщин.

Таким образом, в культуре отдельного народа стереотипы охватывают:

— невербальное поведение (мимика, жесты и проч.);

— национальный характер и представления о нем другими странами и народами;

— социальные ситуации, поведение в социальных ситуациях;

— особенности быта и повседневной жизни нации;

— религиозные и национальные обряды.

Итак, поскольку все люди действуют в соответствии с ожиданиями их общества, их поведение можно назвать стереотипным речевым поведением. Стереотипы становятся таковыми после многократного повторения и фиксации в сознании многих людей. Однажды сформировавшись, они приобретают высокую степень устойчивости, с трудом поддаются модификации.

На коммуникативном уровне стереотипизация происходит на основе:

1) акцентов (например, хорошо известный всем грузинский акцент в России или южный акцент в США: «Boy, I’m gonna book you for sassin’ a law officer»);

2) манеры произнесения слов и постановки ударений;

3) особенности интонации;

4) темпа речи (например, речь южан в США более медленная, чем северян);

5) манеры говорить громко или тихо (американцы говорят громче, чем большинство европейцев, за что последние осуждают их);

6) выбора лексики (существуют определенные словечки и словосочетания, свойственные определенным группам населения, как, например, слова браток, лох и др. в речи «новых русских»);

7) клишированных фраз;

8) синтаксических особенностей;

Видео (кликните для воспроизведения).

9) речевых стратегий;

10) коммуникативной дистанции (например, у русских и американцев она меньше, чем у англичан, в результате чего русские воспринимают американцев как более сердечных, а англичан – как более отстраненных).

Читайте так же:  Виды и способы преодоления ролевых конфликтов личности

Выделяются различные виды стереотипов на уровне языка, способных создавать помехи в межкультурном общении:

7) профессиональные и т. д.

В межкультурной коммуникации стереотипы становятся результатом этноцентрической реакции – попытки судить обо всех группах людей с позиций исключительно только своей культуры. Нередко при вступлении в МК и оценке своих партнеров по общению коммуниканты уже заведомо руководствуются ранее сложившимися стереотипами. Однако степень стереотипизации ниже у индивидуумов с опытом межкультурного общения, имевших возможность убедиться в ложности определённых стереотипов. В большинстве случаев степень стереотипизации обратно пропорциональна опыту межкультурного взаимо-действия. Однако это правило не всегда срабатывает из-за индивидуальных особенностей коммуникантов и может усугубляться из-за черт, неблагоприятных для общения (недоброжелательности, предвзятости, склонности к критиканству и проч.).

Применительно к МК выделяют экзостереотипы, т. е. внешние стереотипы, которые сложились у представителей одной культуры о другой, и эндостереотипы, т. е. мифы о самих себе, существующие внутри данной культуры.

Дата добавления: 2015-05-28 ; просмотров: 3169 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Виды, примеры и значение стереотипов в современном обществе

Существуют различные виды стереотипов.

Они оказывают влияние на наше мышление, действия, социальное поведение.

Как можно манипулировать людьми? Узнайте об этом из нашей статьи.

Определение понятия

Что такое стереотип? Стереотип в широком понимании — устоявшийся шаблон поведения, штамп, предрассудок.

Нередко стереотипы не имеют никакого отношения к реальности, они созданы мышлением людей на основе поверхностных данных.

Слово состоит из двух: «стерео» — «твердый» и «типос» — «отпечаток», буквально отпечаток в нашем мозге определенного понятия.

Убеждения могут касаться определенной группы людей, например, наличие конкретного признака у расы, поведения, традиций. Нередко приводят к ошибочному восприятию.

Отличие от предрассудков

Эти два понятия схожи, но между тем имеют и отличия.

Первый термин, стереотип — некое обобщение, часто носит коллективный характер, то есть группа людей убеждена в наличии определенного явления.

Например: все русские лентяи. Человек может даже и не понимать, почему он соглашается с определенными стереотипами, но он верит и принимает их.

Предрассудки носят более личный характер, нередко появляются после того, как индивид прошел через сложные события.

Женщину бросил мужчина, и она начинает считать, что весь сильный пол обладает набором негативных черт и от мужчин надо держаться подальше.

Личность может осознавать наличие у нее конкретных предрассудков и критично относиться к ним.

О типах отношения людей к своим болезням читайте здесь.

Эффект стереотипизации

Стереотипизация — что это в психологии? Термин означает процесс формирования устойчивого представления или образа. Они касаются явлений, событий или людей.

Исходя из собственного опыта, человек оценивает события или явление, в итоге формируется определенное представление, которое закрепляется в мозгу. Стереотип — уже сформированное отношение к объекту или явлению.

Когда человек встречается с чем-то незнакомым, его мозг начинает сканировать и искать что-то знакомое. Полученный образ относится к определенной группе явлений, так намного легче классифицировать информацию и при необходимости вытаскивать ее из ячеек памяти.

Стереотипное мышление и поведение

Мыслить стереотипами — что это значит?

Такое мышление означает, что человек мыслит в основном шаблонами.

Он не ищет и не анализирует новую информацию, наполняя мозг опытом, а сравнивает с тем, что есть в его памяти.

Так проще, кажется, что мир подчинен некому порядку.

Программа может прививаться уже с детства. Это установки, ценности, правила поведения, реакция на события, оценка людей и событий.

Наличие преимущественно стереотипного мышления мешает полноценному развитию личности. Теряется независимость во взглядах и поведении.

Стереотипный способ поведения — что это? Это шаблонное поведение, поощряемое обществом. Личность живет, как все, не выделяется, старается слиться с общей массой. Ей так удобно и комфортно. Шаблонное поведение обеспечивает спокойствие, слияние с социумом.

Стереотипы позволяют доводить действия до автоматизма, но они же тормозят развитие и не позволяют посмотреть на ситуацию с иной стороны. При стереотипном поведении есть установка: делать только так и не иначе.

Стереотипный человек — какой он? Это совершенно обычный, типичный представитель общества. Его поведение обусловлено встроенными установками, навыками, традициями.

Такой личности сложно отклоняться от шаблонов, а нечто новое она воспринимает критически и даже агрессивно, так как это нарушает внутреннюю гармонию и спокойствие. У него есть модель поведения, и он действует и мыслит соответственно ей.

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • автоматическое поведение и мышление, которое необходимо в некоторых ситуациях;
  • возможность классифицировать объекты и явления, что облегчает процесс мышления;
  • защищают от переживаний;
  • позволяют находиться в конкретной социальной группе.
  • Минусов стереотипного поведения больше:

    • отсутствие свободы действий и мышления;
    • низкий темп саморазвития;
    • действие по шаблонам, что мешает восприятию новой информации и обучению;
    • ошибки, если ситуация отклоняется от привычной, а личность не в состоянии отойти от шаблонов;
    • доверчивость к информации, отсутствие критического анализа, восприятие полученных данных, как есть, только потому, что так считает большинство.

    к содержанию ↑

    Кто считается автором данной теории?

    Термин был придуман в 20-х годах прошлого века. Автором считается журналист Уолтер Липпман.

    Заимствовал он его из полиграфии. Изначально словом «стереотип» обозначали печатную форму. Он позволяла воспроизводить текст много раз.

    Авто считал, что стереотипы:

    • не вырабатываются человеком, а навязываются извне;
    • они ложны;
    • упрощают восприятие реальности;
    • существуют долго, плотно закрепляясь в умах людей.

    Чем различаются высшие и низшие потребности человека? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Виды и примеры

    Какие бывают стереотипы? Исследователи, психологи и социологи выделяют различные виды стереотипов:

    • социальный стереотип;
    • этнические стереотипы;
    • стереотипы восприятия;
    • стереотипы в общении;
    • гендерные стереотипы в современном обществе;
    • гетеростереотипы;
    • возрастные стереотипы;
    • поло-ролевые стереотипы;
    • современные стереотипы;
    • распространенные стереотипы;
    • общественные стереотипы.
    Читайте так же:  Как безболезненно расстаться с парнем, которого любишь, или с девушкой

    Стереотипы бывают поверхностные, сформированные внешней оценкой. Например, чопорность англичан, яркий нрав южных народов, лень русских людей.

    Поверхностные стереотипы меняются в зависимости от международной ситуации, развития общества и других факторов.

    Глубинные более устойчивы, передаются из поколения в поколение. Несколько веков обязательным спутником русских традиций считаются самовары, меха, матрешки.

    Подобные стереотипы сложно разрушить.

    Атрибуты, которые уже не являются частью социальной жизни, все равно могут использоваться в качестве примеров культурного наследия или коммерческих целях.

    Глубинные стереотипы могут формироваться под действием исторических событий.

    Особые условия происхождения Великобритании привели к созданию стереотипов, что народ этой страны обладает развитым логическим мышлением, расчетливостью, прагматизмом.

    Примеры стереотипов:

    • бабы — зло;
    • успешная карьера возможна при наличии «блата»;
    • евреи — хитрый народ;
    • мужчина пообещал — обязан делать;
    • мальчикам плакать нельзя;
    • нельзя брать женщину на корабль — к беде;
    • высокая цена означает высокое качество;
    • по улицам России ходят медведи;
    • французы — отличные любовники.

    Таких примеров в нашей жизни много, и часто мы даже не замечаем, что мыслим стереотипами, они становятся частью нашего восприятия окружающей действительности.

    Как происходит их формирование?

    Стереотипы передаются от одного поколения к другому, поэтому так сложно защититься от них.

    Уже в раннем детстве взрослые закладывают в ребенке принципы поведения, внушают, как правильно действовать, реагировать, мыслить.

    Велико влияние общества и конкретной страны проживания.

    Если стереотипы сформированы на благо общества, то они являются моральными нормами, которых принято придерживаться. Шаблоны поведения помогают адаптироваться в социуме. Ребенка отправляют в школу, объясняя правила поведения, необходимость обучения.

    Однако негармоничное развитие личности приводит к тому, что человеку проще и спокойнее действовать и мыслить стереотипами, чем идти на риск и создавать нечто новое.

    Те же, кто отходят от правил, достигают гораздо большего.

    Как они менялись с развитием общества?

    С каждым поколением немного меняется гендерное поведение и стереотипы, с ним связанные. То, что раньше было не допустимо, теперь считается обыденным. Если раньше брак и его сохранение имели важное значение, то сейчас многие пары живут, не расписываясь, а разводы случаются гораздо чаще.

    Изменилась и роль женщины. Она все чаще стремится к карьере, занимает должности, ранее считавшиеся мужскими. Сильный пол при этом идет по противоположном развитию в сторону приобретения женских черт.

    Раньше женщина была хранительницей очага, матерью, теперь она наравне с мужчиной обеспечивает семью. Более того, современное общество больше уважает работающих женщин, чем домохозяек.

    Что относится к социальным потребностям человека? Список вы найдете на нашем сайте.

    Исследователи и психологи выделяют различные функции социальных стереотипов.

    У. Квастгоф описывает следующие:

    [3]

    1. Когнитивная. Возникает при необходимости упорядочить информацию. Если изучается что-то новое, например, культура другого народа, то одни стереотипы могут заменяться другими.
    2. Аффективная — выделение среди других людей «своего» и «чужого».
    3. Социальная. Образование социальных структур, выделение категорий.

    Выделяют также другие функции социальных стереотипов:

    • установка коммуникации. При общении личности с незнакомым человеком, мозг считывает информацию, сравнивает с хранящейся в памяти и решает, каким образом продолжить общение. Например, разговаривать с генералом и нищим человек станет по-разному.
    • объединение в социальные группы, когда разделяются свои члены сообщества и чужаки:
    • упрощение анализа поступающей информации, сокращение времени ее обработки.

    к содержанию ↑

    Роль в жизни человека

    Человеку для эффективной деятельности необходимо анализировать информацию, систематизировать ее. Важно находиться и «среди своих». Стереотипы позволяют отнести явления к одной группе.

    Большое значение шаблоны поведения имеют при формировании общества, они объединяют социальную группу, закрепляют ее основные признаки.

    Однако опасность в том, что стереотипы чаще всего образуются ложные, основываясь на первичных или поверхностных данных.

    Они связаны с традициями, передаются от старших поколений к младшим, в некоторых случаях уже нельзя узнать источник их происхождения, однако они являются основой национального мышления.

    К сожалению, стереотипное мышление значительно ограничивает возможности человека.

    Поэтому для широты кругозора, необходимо научиться правильно анализировать поступающую информацию.

    Если вы едете в другую страну и у вас сложился определенный шаблон восприятия и оценки нации и культуры, стоит лучше проверить информацию и более глубоко пообщаться с представителями национальности, чтобы развеять или укрепить в сознании наличие определенного стереотипа.

    Поведение на основе шаблонов также упрощает жизнь, но часто становится причиной того, что человек упускает большие возможности, не видит перспектив, совершает ошибки в оценки ситуации и других людей.

    Стереотипы — часть нашего общества, но не стоит им слепо следовать. Узость мышления, шаблонность приводят к тому, что человек останавливается в своем социальном, личностном и экономическом развитии.

    Со стереотипами, однако, можно бороться, открыв сознание для поступления новой и интересной информации.

    Гендерные стереотипы — что это? Узнайте об этом из видео:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источники


    1. Чеховских, М. И. Психология делового общения / М.И. Чеховских. — М.: Инфра-М, Новое знание, 2016. — 256 c.

    2. Психология и психотерапия семейных конфликтов. — М.: Бахрах-М, 2014. — 736 c.

    3. Леонидова, Б. Развод! Почему? / Б. Леонидова. — М.: Московский рабочий, 2009. — 224 c.
    Виды, примеры и значение стереотипов в современном обществе
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here