Все о дебильности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Все о дебильности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Все о дебильности

Описание болезни

  • Главная
  • Дебильность
  • Описание болезни

Олигофрения

  • Описание болезни
  • Признаки заболевания
  • Нарушения поведения
  • Структурно-динамические характеристики
  • Дебильность
    • Описание болезни
    • Симптомы
    • Лечение
  • Имбицильность
    • Описание болезни
    • Симптомы
    • Лечение
  • Идиотия
    • Описание болезни

Дебильность (легкая умственная отсталость), описание болезни

Дебильность или легкая умственная отсталость (происходит от латинского слова debilis – слабый немощный) – лёгкая или первая степень олигофрении.

Есть три формы дебильности – легкая умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, тяжелая умственная отсталость. Форма отсталости зависит от уровня интеллекта (IQ).

Легкая умственная отсталость – уровень интеллекта – 65-69.

Умеренная умственная отсталость – уровень интеллекта – 60-64.

Тяжелая умственная отсталость – уровень интеллекта – 50-59.

Умственно отсталые дети начинают ходить и говорить значительно позже своих сверстников. Признаки умственной отсталости могут быть видны сразу после рождения или позже в детстве. Некоторые случаи легкой умственной отсталости диагностируются только в детском саду. Речь у умственно отсталого ребенка, чаще всего не развита, разговаривает – односложно, но если с такими детьми много работать, заниматься психокоррекцией, то особенно при лёгкой и умеренной дебильности, они со временем многому могут научиться и психическое недоразвитие становится менее заметным.

Люди с легкой степенью олигофрении (дебильностью) обладают большим словарным запасом. А при лёгкой дебильности речь довольно хорошо развита.

Нарушение познавательной деятельности выражается в неспособности к выработки сложных понятий. Такие люди не могут самостоятельно сформулировать понятие, выделить в тексте главное и второстепенное. Кроме того люди с легкой умственной отсталостью не могут абстрактно мыслить, у них преобладает мало продуктивное мышление конкретно-описательного типа и конкретные ассоциации.

У людей больных легкой степенью олигофрении (дебильностью) во время обучения или работы обнаруживается безынициативность и не способность самим принимать какое-либо решение. Они медлительны и пассивны. Такие люди легко перенимают чужое мнение и чужие взгляды, и могут очень долго придерживаться их, навязывая окружающим. Любят поучать других людей, несмотря на свою несостоятельность.

Люди со степенью отсталости дебильность заучивают различные правила, инструкции и строго придерживаются их, они неспособны видоизменять их, когда того требует ситуация. С трудом меняют привычный стереотип, для таких людей – это основная трудность.

У всех людей с легкой степенью умственной отсталости (дебильностью) имеются нарушения в эмоционально-волевой сфере – слабость самообладания и недостаточная способность подавлять свои влечения, неспособность продумать свои поступки и к чему они могут привести. Среди таких людей много расторможенных, т.к. они не способны удовлетворить свои повышенные сексуальные потребности естественным путём, многие из них прибегают к сексуальным извращениям.

Большинство людей с данным отклонением не критичны. Характерная их черта – повышенная внушаемость.

Больные олигофренией в степени дебильности могут быть старательными, проявлять усердие, справляясь с про­стой работой, не требующей быстрого переключения. Но у многих больных продуктивность их деятельности невысо­ка, особенно при вялости, апатичности или же при не­усидчивости и суетливости.

Среди преступников, в том числе и малолетних очень много больных олигофренией в степени дебильности.

Диагностика

Если есть подозрения на умственную отсталость, то необходимо пройти обследование. И при подтверждении болезни начать лечение, чем оно будет раньше, тем больше вероятности остановить или замедлить болезнь.

При диагностики заболевания проводится полное медицинское обследование, изучаются социальные и образовательные истории на основе существующих записей медицинских работников и работников детсадов и школ (если применимо), а также из рассказов родителей. Дети выполняют тесты интеллекта для оценки способности к обучению и интеллектуального функционирования.

Для младенцев используют таблицы соответствия развития.

Общение и тестирование родителей или лиц их заменяющих дает возможность узнать картину повседневной жизни ребенка, его социальные навыки.

Прогноз

Люди со степенью отсталости, дебильность, легкой и умеренной отсталостью, часто в состоянии достичь некоторой самостоятельности и счастливую и полноценную жизнь. У них может быть семья, и могут быть дети, но процент того, что родится умственно неполноценные дети, у них очень высок.

Дебильность

Дебильность — самая легкая форма умственной отсталости, характеризующаяся значительным снижением способности к абстрактному мышлению и обобщению при сохранности моторики. Типичным для дебильности является наглядно-образное мышление, невозможность построения сложных умозаключений, затруднение в улавливании внутренних связей между предметами и событиями, недоразвитие нравственных и волевых качеств, безынициативность, легкая внушаемость. Наряду с проведением специфической, корригирующей и симптоматической терапии пациентам с дебильностью необходима социальная адаптация, правильное психологическое воспитание, специальное школьное и трудовое обучение.

Общие сведения

Дебильность представляет собой самую легкую степень олигофрении, к которой также относятся имбецильность и идиотия. Дебильность является наиболее распространенным видом снижения интеллекта у детей. Она составляет около 75% всех случаев умственной отсталости. Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии употребляются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность».

Следует отличать дебильность от пограничной умственной отсталости (пограничного интеллекта), формирующегося в результате задержки психического развития ребенка, вызванной внешними факторами: неблагоприятными условиями жизни ребенка (например, грубым обращением с детьми или отсутствием заботы о них в семье), интеллектуальной депривацией, врожденными или приобретенными в раннем детстве физическими дефектами (например, слепотой, глухотой), ограничивающими познавательные возможности ребенка и препятствующими его корректному умственному развитию.

В зависимости от степени недоразвития интеллектуальных и психических способностей дебильность классифицируют на легкую, средней тяжести и тяжелую. Как и другие варианты олигофрении, по преобладающим проявлениям дебильность подразделяют на атоническую, астеническую, дисфорическую и стеническую формы.

Причины дебильности

Среди причин возникновения дебильности в первую очередь выделяют наследственные факторы (ферментопатии, эндокринопатии, микроцефалия) и различные неблагоприятные влияния на плод в период внутриутробного развития. К последним можно отнести инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуху, токсоплазмоз, корь, цитомегалию, сифилис); резус-конфликт, фетоплацентарную недостаточность, гипоксию плода; токсические воздействия на плод, при употреблении беременной наркотических веществ, алкоголя, табака, некоторых медикаментов.

Признаки дебильности

Дебильность характеризуется отсутствием способности вырабатывать сложные понятия, делать сложные обобщающие умозаключения и мыслить абстрактными понятиями. Для детей с дебильностью характерен наглядно-образный тип мышления. Они способны воспринимать лишь внешнюю сторону происходящих событий и зачастую не могут понять ситуацию целиком. Правильно воспринимая изображения, страдающий дебильностью ребенок, с трудом может найти внутренние связи между ними и испытывает затруднения при их сравнении. Наряду с отставанием в умственном развитии у таких детей нередко отмечается недоразвитие речи (ОНР и ФФН). Типичны обедненность лексики, аграмматизм, косность и замедленность речи (брадилалия). Дебильность легкой степени проявляется ограничением способности к обобщению и абстрактному мышлению, при хорошей ориентировке в повседневных обыденных ситуациях.

Обучение в школе детям с дебильностью дается с большим трудом. Они тяжело усваивают правила правописания, испытывают затруднения при необходимости пересказать прочитанный текст, плохо понимают, что именно требуется сделать согласно заданию. Особенно трудным предметом для них является математика. Иногда среди имеющих дебильность встречаются дети с частичной одаренностью: абсолютным слухом, отличной механической памятью, художественным талантом, умением в уме производить арифметические действия с крупными цифрами.

Читайте так же:  Как быть собой

Дебильность сопровождается ограничением познавательной потребности, недоразвитием эстетических, нравственных и волевых качеств. В следствие этого пациенты с дебильностью оказываются неспособными сформировать собственное суждение и мировоззрение. При этом они легко подражают другим, перенимают чужие взгляды и довольно часто неукоснительно придерживаются их. Слабость воли, отсутствие самостоятельности и инициативности при дебильности сочетается с легкой внушаемостью, что может сделать дебила послушным орудием в руках других людей. Не понимая последствий и исполняя чью-то волю, такой человек может совершить преступление или действовать в рамках преступной группировки.

По своему характеру пациенты с дебильностью могут быть доброжелательными, ласковыми и добродушными или, наоборот, агрессивными, злобными, упрямыми и мстительными. Достаточно часто среди них встречаются люди с усиленными примитивными влечениями (например, половыми).

Диагностика дебильности

В большинстве случаев дебильность выявляется, когда ребенок начинает учиться в школе. Такой ребенок должен быть осмотрен неврологом, психологом и психиатром, при нарушениях речи — логопедом. Диагностировать дебильность помогает проведение психометрии, психологических тестов с сюжетными картинками и экспериментов по классификации изображений. В зависимости от степени дебильности IQ пациента может находиться в диапазоне от 69 до 40%.

В неврологическом статусе у страдающих дебильностью обычно не выявляются какие-либо патологические отклонения, в том числе и нарушения моторики. В большинстве случаев отмечается недостаточно выразительная мимика и ограничение мелких дифференцированных движений. Для более глубокой оценки состояния ЦНС имеющим дебильность пациентам проводится электроэнцефалография, эхоэнцефалография и реоэнцефалография, по показаниям — МРТ головного мозга.

Устанавливая диагноз «дебильность» ребенку, врач должен исключить наличие у него пограничной умственной отсталости, обусловленной задержкой нервно-психического развития на фоне нормального умственного потенциала. Кроме того, дебильность необходимо дифференцировать от снижения интеллекта, развивающего на фоне шизофрении и эпилепсии раннего детского возраста.

Лечение при дебильности

Дети с диагнозом «дебильность» должны наблюдаться у психоневролога. Если дебильность развивается на фоне эндокринопатии, то дополнительно необходимо диспансерное наблюдение у эндокринолога. В тех случаях, когда можно установить и устранить причину, обусловившую дебильность, проводится специфическая терапия. При выявлении токсоплазмоза или врожденного сифилиса назначается соответствующее этиотропное лечение, при наличии ферментопатии необходимо соблюдение диеты, при эндокринопатии — гормональная терапия.

Симптоматическая терапия при дебильности может включать противосудорожные препараты, дегидратационные средства, общеукрепляющее лечение, ноотропы (гамма-аминомасляную к-ту, пирацетам), нейропротекторы и метаболиты (глутаминовую кислоту, витамины группы В), психотропные препараты. При повышенной утомляемости и астении показан прием психостимуляторов (амфетамина, пемолина), при чрезмерной эмоциональной возбудимости — хлордиазепоксид, хлорпромазин, галоперидол.

Наряду с медикаментозной терапией дети с дебильностью нуждаются в корригирующем лечении с применением педагогических, психологических и логопедических методик. Основная цель корригирующего лечения дебильности заключается в психологической поддержке, коррекции нарушений поведения и обучении, а для детей более старшего возраста — приобретении навыков и умений, необходимых для самостоятельной бытовой и профессиональной деятельности. По показаниям при дебильности проводятся логопедические занятия по коррекции системного недоразвития речи, коррекции брадилалии, коррекции заикания и пр.

Социальная адаптация при дебильности

Над проблемой социальной адаптации пациентов с дебильностью совместно работают специалисты в области педиатрии, социальной психологии, педагогики, детской неврологии и психиатрии. Задача состоит не только в том, чтобы приспособить пациентов с дебильностью к самостоятельной жизни в обществе, но и уберечь их от вовлечения в преступные группировки, где их используют как послушных и легко управляемых исполнителей.

Чрезвычайно важным в социальной адаптации является правильная организация обучения, трудовой деятельности и быта пациентов с дебильностью. Дети должны проходить обучение в специализированных школах, где учебный процесс будет соответствовать их умственным возможностям. В дальнейшем они способны освоить несложную специальность и выполнять простую работу, не требующую быстрого переключения внимания, инициативности или самостоятельности. По некоторым данным при адекватном воспитании и обучении до 70% пациентов с дебильностью благополучно адаптируются в обществе, ведут трудовую деятельность и даже создают семьи.

Олигофрения в стадии дебильность — легкая степень умственной отсталости

Олигофрения – стойкое психическое недоразвитие, или умственная отсталость. Причина – органическое поражение головного мозга, которое может быть, как врождённым, так и приобретённым в период раннего детства.

Устаревшая разбивка олигофрении на 3 стадии (дебильность имбецильность идиотия) в настоящее время не используется медиками по этическим соображениям. Они предпочитают нейтральные термины, исходя из коэффициента интеллекта. Чем выше коэффициент, тем менее выражена стадия олигофрении:

  • 50-70 баллов – лёгкая степень;
  • 35-50 – умеренная;
  • 20-35- тяжёлая;
  • меньше 20- глубокая.

Но традиционное деление олигофрении на 3 стадии даёт более ясную картину:

  • дебильность – самая лёгкая и распространённая форма умственной отсталости.
  • имбецильность – средняя.
  • идиотия- глубокая.

Врождённую умственную отсталость можно приобрести:

  • в период внутриутробного развития;
  • во время родов.

Приобретённая дебильность случается обычно в возрасте до 3-х лет, чему способствуют:

Кто он, человек с легким слабоумием?

Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.

Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.

Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.

При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.

Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.

Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.

Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.

Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.

У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.

В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).

Читайте так же:  Что такое аутоагрессия

Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.

Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.

Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).

Стадии и степени дебильности

Различают три стадии в зависимости от IQ:

  • легкая: коэффициент интеллекта 65-69 баллов;
  • умеренная: IQ 60-64 балла;
  • тяжёлая: IQ 50-59 балла.

Также выделяют такие виды дебильности:

  1. Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
  2. Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
  3. Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
  4. Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.

Детский дебилизм и его особенности

Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.

В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…

Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.

С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.

Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.

Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.

Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.

Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.

Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.

Эмоциональная сторона

У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:

  • на первом полюсе: приветливые, добрые, ласковые;
  • на втором: злые, угрюмые, агрессивные.

Также существуют и два полюса активности:

  • крайне активные дети – на одном полюсе;
  • крайне заторможенные – на другом.

Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.

Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.

Особенности мышления

«Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции.
У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.

У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».

Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.

Постановка диагноза и тесты

С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.

Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.
Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.

Тест Айзенка

Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:

  • верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
  • вариант нормы: 90-110 баллов;
  • меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
  • всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.

Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.

Тест Войнаровского

Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.

Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».

[2]

Оценка развития речи

Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:

  • вставить в рассказ недостающие слова;
  • пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
  • правильно расставить запятые в тексте;
  • придумать фразу из отдельных слов.

Тест Торренса

Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:

  • фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
  • задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
  • лист с нарисованными парными прямыми линиями.

Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.

Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.

Коррекция и оказание помощи

В основном лечение симптоматическое:

  • психотропные и ноотропные препараты;
  • общеукрепляющие;
  • противосудорожные и дегидратационные;
  • метаболические.
Читайте так же:  Как справиться с депрессией

Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными.
Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.

С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.

Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.

Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.

Профилактические меры

Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:

  • выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
  • обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
  • здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
  • мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.

Дебильность

Дебильность — врожденная или приобретенная слабая степень умственной отсталости. В течение жизни этот дефект не прогрессирует, а при адекватном лечении состояние больного существенно улучшается. В отличие от деменции, которая является приобретенной патологией и встречается чаще всего у людей пожилого возраста, дебильность присутствует у малыша с самого его рождения.

  • Причины дебильности
  • Классификация дебильности
  • Признаки дебильности
  • Диагностика дебильности
  • Лечение при дебильности
  • Социальная адаптация при дебильности

Причины дебильности

Дебильность может возникнуть из-за воздействия следующих этиологических факторов:

  • Генетические болезни, для которых характерны проявления умственной отсталости. К ним можно отнести синдром Ангельмана, синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли. Эти заболевания обусловлены нарушением строения хромосом и генов, также проявляются физическим недоразвитием.
  • Травмирование головного мозга во время родов. Например, травма может возникнуть из-за сдавливания головы малыша акушерскими щипцами или же из-за внутречерепного кровоизлияния в случае родовой травмы.
  • Недостаточное количество йода в рационе малыша в возрасте от рождения до трех лет.
  • Недостаток воспитания и общения в первые годы жизни малыша из-за чего исходные ресурсы мозга активно не используются. Если именно эта причина спровоцировала дебильность, в таком случае при адекватном лечении наблюдается положительный эффект, а также благоприятный прогноз для ребенка.
  • Воздействие на организм беременной женщины вредных факторов. К таким факторам можно отнести ионизирующее излучение (например, частое прохождение беременной рентгена), инфекционные заболевания (цитомегаловирусная инфекция, краснуха, сифилис, токсоплазмоз), недостаток в организме йода, химические агенты (наркотики, алкоголь, бытовые токсины), грубое нарушение предписанной диеты или недоедание.

Классификация дебильности

В зависимости от тяжести нарушения умственных способностей выделяют три степени дебильности. Их классификация происходит за счет определения коэффициента IQ. Для легкой формы дебильности IQ равен 56-69, для умеренно выраженной — 60-64, тяжелой — 50-59. Определяется этот коэффициент с помощью решения ряда зданий на пространственное мышление и логику.

В Международном классификаторе болезней все степени дебильности закодированы в рубрике F70. Для указания конкретной степени до этого рубрикатора добавляет после точки цифра:

  • F70.0 — самая легкая степень поведенческих нарушений;
  • F70.1 — существенные поведенческие нарушения, которые требуют внимания или лечения;
  • F70.8 — поведенческие нарушения другого порядка;
  • F70.9 — поведенческие нарушения, которые не были не определены.

В неврологии также принято выделять несколько форм дебильности в зависимости от психо-эмоционального состояния больного.

  • Больные со стенической формой добродушные, уравновешенные и доброжелательные.
  • У пациентов с атонической формой заболевания наблюдается неспособность к мотивированным и целесообразным поступкам.
  • Астеническая форма патологии проявляется чрезмерной утомляемостью и психической неустойчивостью.
  • Дисфорическая форма заболевания, которая встречается крайне редко, характеризуется агрессией и расстройствами настроения.

Признаки дебильности

Заболевание сопровождается обширной симптоматикой. Наиболее выраженными симптомами дебильности будет неспособность больного вырабатывать сложные понятия, мыслить абстрактно и делать обобщающие умозаключения. У детей, больных дебильностью, наблюдается наглядно-образный тип мышления. А именно, они не способны воспринимать события целиком. Даже если они правильно воспринимают изображения, с трудом могут отыскать связи между ними, а также не могут сравнить их между собою.

Помимо умственного отставания у таких детей также нередко наблюдается недоразвитие речи. В частности, у них бывает замедленность речи, косность, обедненность лексики. Даже если дети способны хорошо ориентироваться в обыденных повседневных ситуациях, у них все равно наблюдается ограниченность к абстрактному мышлению и обобщению. Больные могут иметь как очень доброжелательный и спокойный характер, так и злой, мстительный.

Детям больным дебильностью крайне сложно дается обучение в школе, так как они слишком тяжело воспринимают правила правописания, практически не могут пересказать прочитанный только что текст, не могут разобраться самостоятельно с заданиями. Сложнее всего этим детям дается математика. Однако стоит помнить и то, что среди детей с разными формами дебильности встречается немало частично одаренных личностей. Это могут быть дети с абсолютным слухом, художественными талантами, отличной памятью, умением считать в уме.

Дебильность также негативно сказывается на формировании личности. У больных наблюдается слабое развитие волевых, нравственных и эстетических качеств, а также ограниченные потребности в познании. В связи с этим дети не способны формировать собственные суждения, поэтому они зачастую подражают другим и перенимают чужие взгляды. Это довольно опасное последствие дебильности, так как из-за слабости воли, невозможности формировать собственное мнение и отстаивать его, больные могут стать послушным орудием для других людей. Не понимая последствия своих действия и исполняя чужие приказы, они могут совершать опасные преступления.

Диагностика дебильности

Первые признаки дебильности обычно начинают проявляться после того, как ребенок поступает в школу. Родители обязательно должны отвести малыша на консультацию к психологу, неврологу, психиатру, а также в случае нарушения речи — к логопеду. Постановка диагноза «дебильность» осуществляется на основании результатов психологических тестов и психометрии. Степень заболевания устанавливается в зависимости от уровня IQ ребенка.

Во время осмотра пациента зачастую не наблюдаются какие-либо отклонения в неврологическом статусе. Неврологические расстройства обычно проявляются только невыразительной мимикой и ограничением мелких движений. Для более детального исследования степени заболевания назначают такие диагностические исследования:

  • эхоэнцефалография;
  • электроэнцефалография;
  • реоэнцефалография;
  • МРТ мозга.

Врач также проводит дифференциальную диагностику. Заболевание необходимо отличить от умственной отсталости, которая имеет с ним схожие симптомы, а также от снижения интеллекта, вызванного эпилепсией или шизофренией.

Лечение при дебильности

Пациенты, у которых была диагностирована дебильность, должны стоять на учете у психоневролога. Если причиной заболевания стали осложнения эндокринных заболеваний, наблюдаться больной должен также у эндокринолога.

Лечение начинается с определения причины заболевания, поскольку именно от нее зависит тактика врача. Например, детям с токсоплазмозом или врожденным сифилисом назначают этиотропные препараты. Больным с ферментопатией приписывают специальную диету. В случае эндокринопатии назначается терапия гормональными препаратами.

Читайте так же:  В чем состоит опасность секты и как вытащить из нее человека

Для устранения проявлений заболевания пациенту назначается симптоматическая терапия, включающая следующие препараты:

  • психотропные;
  • дегидратационные;
  • противосудорожные;
  • общеукрепляющие;
  • нейропротекторы;
  • метаболиты;
  • ноотропы.

В случае астении и чрезмерной утомляемости больному назначают амфетамин, который стимулирует психическую сферу. Детям, у которых наблюдается чрезмерная эмоциональная возбудимость, врач приписывает элениум, аминазин, галоперидол.

Помимо симптоматической терапии, пациенты также нуждаются в корригирующем лечении, включающем логопедическое, педагогическое, психологическое направления. Ребенок нуждается в этом лечении, поскольку оно позволяет ему лучше учиться, обретать знания и навыки, необходимые для решения бытовых ситуаций, развивать самостоятельность. Логопедическая терапия подразумевает коррекцию заикания и исправление системного недоразвития речи.

Социальная адаптация при дебильности

Социальной адаптацией больных занимаются социальные педагоги, детские психиатры и неврологи. Их задача состоит в том, чтобы помочь больным дебильностью адаптироваться к самостоятельной жизни в обществе. Кроме того, специалисты следят за тем, чтобы они не были вовлечены в преступные группировки.

Успех социальной адаптации во многом зависит от правильно организованной трудовой деятельности пациента, а также учебы и быта. Дети, больные дебильностью, должны учиться в специализированных школах, в которых учебная программа соответствует их уровню умственного развития. Доказано, что адекватная социальная адаптация больных позволяет им успешно интегрироваться в общество, найти работу и даже создать семьи.

После прохождения реабилитации больные могут освоить легкую специальность, которая не требует проявления инициативы и быстрого переключения внимания. Однако допуск к некоторым профессиям возможен только после консультации у врача-психиатра. Больным дебильностью противопоказано работать в вооруженных силах, муниципальных и государственных органах, в охране, машинистами поездов, инженерами. Также им противопоказано управлять транспортными средствами всех категорий.

Дебильность

Дебильность — это небольшая, самая незначительная, форма умственной отсталости. Она возникает в силу органического поражения мозга или задержкой в развитии, вызванной другими причинами. В настоящее время термин не используется при диагностике и исчезает из специальной литературы. В МКБ-10 всё это называют умственной отсталостью. Дебильность, или обозначаемое ранее таким термином состояние, при этом является умственной отсталостью лёгкой степени. Разумеется, изменение формулировок произошло из-за стигматизации, которое якобы нёс термин. Нам, если честно, не совсем понятна разница. Слово «дебил» значит превращалось в социальный ярлык, дурно воздействовало на самооценку? Допустим… А термин «умственно отсталый» поднимает её до небес и содействует социальной адаптации. О терминах не спорят, о них договариваются. Мы же будем использовать старую терминологию и новую. Просто по той причине, что особой принципиальной разницы между тем и этим не видим.

Какой она бывает?

Степени дебильности обычно определяют по уровню IQ. Уже само это говорит о том, что они являются условной градацией. Дело в том, что не существует единой системы выявления IQ, как нет и чёткой схемы взаимосвязи IQ с показателем интеллекта как такового. IQ является лишь попыткой оценки фактора общего интеллекта. Упрощённо говоря — это отношение умственного возраста к физическому возрасту человека. Используются тесты Г. Айзенка, коих целых восемь, Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р. Б. Кеттелла. Единых стандартов на тесты разработать не удалось. Создатели лишь стремятся к тому, чтобы результаты описывались распределением со средним значением в 100. Если оно ниже 70, то человек чаще всего признаётся умственно отсталым.

Взаимосвязь IQ и степени дебильности, с точки зрения интеллекта, примерно такая.

  • IQ 65-69 — лёгкая форма;
  • IQ 60-64 — умеренно выраженная форма;
  • IQ 50-59 — тяжёлая форма.

Субъективное мнение автора: установить степень по уровню IQ в общем случае невозможно. Нужно учитывать факторы среды. К примеру, если проводить исследование в регионе с низким уровнем образования, часто встречающимся хроническим алкоголизмом, то и средний показатель будет катастрофически низким. Однако это не говорит о том, что все проживающие в глухих селениях люди дебилы с медицинской точки зрения. Просто они находятся в среде отсутствия мотиваций для развития интеллекта.

Обратим внимание на то, что в МКБ-10 основным критерием классификации является поведение, а не уровень интеллектуального развития. Так, F70.0 — это минимальные нарушения в поведении или отсутствие любых нарушений, а F70.1 — значительные нарушения поведения, которые требуют пристального внимания и применения терапии. Всё остальное в рубрике — стандартное для МКБ выделение чего-то другого F70.8, и того, что не удалось определить F70.9.

Не вполне корректно вести речь про стадии дебильности. Диагноз F70.0 может плавно перейти в F70.1 — был человек смирным и вдруг испортился. Может быть попал под влияние другой компании, может быть сам по себе, но такое бывает — меняется поведение, чаще в худшую сторону. Но превращение дебильности в имбецильность практически исключено. Степень интеллекта же в плане IQ тоже остаётся примерно одинаковой, или меняется с возрастом, но не в большей мере, чем у всех других людей.

Признаки дебильности

Описание психического статуса дебила будет до боли напоминать описание обычного двоечника. Не нужно думать, что все они попадают в особые школы и всем будет поставлен диагноз. Не тут-то было… Диагноз в обязательном порядке будет поставлен в случае имбецильности и, конечно же, идиотии. Это всё видно невооружённым глазом и не нужно быть специалистом, чтобы отличить идиотию от всего остального. Чисто теоретически, если отправить в школу идиота, то он потеряется по дороге. Но никто их туда не отправляет. Имбецил может быть и дойдёт, но лучше бы ему в класс обычной школы не попадать. Это всё куда более серьёзно. Имбецилы должны учиться в специальных школах в обязательном порядке. И в утверждении этого нет никакой жестокости, жестоко было бы — наоборот, но так не бывает практически никогда.

А вот дебилы до классных комнат доходят запросто. Иногда диагноз «дебильность», мы имеем в виду «умственная отсталость», появляется далеко не сразу, но когда ребёнок уже в 5-ом или 6-ом классе. Тогда уже совершенно понятно, что ученик постоянно не справляется со школьной программой. Учиться в обычной школе им им на самом деле очень сложно. Труднее всего даются предметы, которые требуют абстрактного мышления — математика и физика, потому что они в подавляющем большинстве не понимают, что такое переменные. Обычный ребёнок просто примет то, что время можно обозначать буквой t и высчитывать по формуле. Дебил знает время в качестве стрелок циферблата, чего-то предметного, что можно потрогать или увидеть глазами.

Кроме этого наблюдаются трудности со сосредоточением, оперативной памятью. Учитель только что сказал ему, что-то и просит повторить. А ребёнок не может — у него это уже куда-то «провалилось» в голове. Учитель злиться и видит в этом какой-то саботаж. Но ребёнок не виноват, он и вправду не смог запомнить, а не саботирует процесс обучения. Они с большим трудом могут охватывать сознанием ситуацию полностью, для них важнее какие-то конкретные детали. А вот в описании предметной конкретики они могут показывать высокий уровень. Интересно, что некоторые дебилы очень легко решают в уме сложные арифметические задачи. Однако уже формула x+(y-z) может поставить в тупик. Нельзя сказать, что дебил в принципе не решит простое уравнение, но способность решать уравнения с переменными намного ниже, чем у обычных детей. Наибольшую же сложность вызывает понимание пространства, времени, работы, энергии, а так же разницы между различными условными категориями. К примеру, дебилу может быть трудно понять разницу между массой и весом. Хотя отдельные очень хорошо запоминают длинные определения, но не понимают их смысла. Так же встречаются и такие, кто хорошо рисует и обладает абсолютным музыкальным слухом.

Читайте так же:  Особенности перцептивной стороны общения в психологии

Другим симптомом дебильности является нарушение речи. Словарный запас обычно низкий, а даже если человек знает много слов, то использует их редко, предпочитая ограничиваться шаблонными фразами.

В эмоциональной сфере главенствуют чувства, которые связаны с текущим периодом. Однако в мышлении большинства присутствует негативизм.

Несмотря на то, что мы не отрицаем возможность того, что какие-то умственно отсталые дети учатся в обычных школах и гимназиях, большая их часть всё же находится в специальных школах-интернатах или обучается в специальных, но проживают дома. Для них нужна особая программа обучения, ориентированная на наглядности, но не исключающая математику и физику в принципе. По завершению обучения легкая дебильность может не требовать никакой особой социальной адаптации. В каких-то интернатах обретение профессиональных навыков интегрировано в общий процесс обучения. Но далеко не во всех… После некоторых, уже со средним образованием, полученном в специальной школе, выпускники направляются в профессионально-технические и технические училища. Они могут стать не только разнорабочими, но и каменщиками, штукатурами, плотниками, освоить какие-то специальности, не требующие инициативы и необходимости приложения серьёзных умственных усилий.

Социальные аспекты и одна уголовная история

Беда таких людей в том, что они с лёгкостью поддаются внушению, им просто попасть под влияние авторитета. Часто этим пользуются представители криминальных структур. Умственная отсталость не позволяет им анализировать ситуацию комплексно, думать о последствиях. Если же сам человек агрессивен, озлоблен, то из него получается достаточно страшный уличный хулиган или грабитель. Обычный человек, даже самый злой, хоть как-то задумывается о последствиях, может иметь и какие-то свои представления о морали. Дебил думает более простыми категориями. К примеру, один совершил несколько нападений с ножом на танцах. У него была явная дебильность, диагноз поставлен за много лет до совершения преступлений. Однако он все три раза умудрялся ходить незамеченным. В третий раз нападение кончилось летальным исходом и правоохранительные органы «героя» всё же отловили. По рассказу сотрудника милиции, в те годы ещё милиции, он искренне считал себя правым, потому что младших обижать нехорошо. Вот так складывались дела…

Он пришёл на танцы, но его внешний вид, размашистые движения и неспособность вести разговор высмеивались. Тогда он пришёл на второй день, но уже с ножом. Тех обидчиков он не выискивал, просто ждал новых насмешек, а потом, выбрав момент, применял нож. И таких было три эпизода, только не медицинских, а эпизодов из уголовного дела. Сотрудникам милиции он повторял уверенно, что младших обижать плохо.

[3]

Вполне возможно, что когда-то об этом ему поведали учителя спецшколы для детей с умственными отклонениями. Он же трансформировал сию благую установку по-своему. При этом он детально, буквально по шагам, расписал милиции всё происходящее. И от ножа не избавлялся, потому что считал свои поступки правильными.

  • Ну ты и дебил, — заметил в конце одного из допросов следователь.
  • Дебил, но не значит, что меня можно обижать, — ответил подозреваемый.

От судебной ответственности такой диагноз не спасает, и борец за права слабых и маленьких получил вполне реальный срок. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Всё это не говорит о том, что дебилы какие-то патологические агрессоры. Вовсе нет. Такие люди могут быть на хорошем счету у руководства. Если они женятся или выходят замуж, то очень ценят свои семьи. Многие могут отличаться бескорыстностью, готовностью прийти на помощь друзьям в трудную минуту и ничего не требовать взамен. Признаки дебильности у взрослых — точно такие же, как и у детей. Несоответствие хронологического и психического возраста.

Немного о терапии

Что касается терапии, то она возможна только в каком-то утилитарном смысле. Саму умственную отсталость лечить просто неразумно. Другое дело, что она не исключает всех других проблем психиатрии. И работа необходима именно с ними. В частности, при диагнозе F70.1. Возникает такое нехорошее положение дел. Явно, что у пациента умственная отсталость. Но тут прослеживаются ещё и признаки какого-то расстройства личности, да и что-то из расстройств шизофренического спектра тоже о себе намекает. А теперь представьте себе, что по характеру — это не трудолюбивый и немного застенчивый человек, на лицо ужасный, но добрый внутри, а самая настоящая сволочь. И добавим к этому, что потянуло сего персонажа на наркотики. Вот такая гремучая смесь. Разумеется, лечение должно быть комплексным. Да какой тут комплекс? Всё по стандартной, но боевой, потому что эффективной, схеме фарматерапии.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Уровень интеллекта — не самое главное в этой жизни. К примеру, если у человека IQ маячит где-то на уровне 60-64 — это вообще ни о чём не говорит. Просто он вряд ли поймёт, что плохого в фильме «Матильда», но это совершенно не помешает ему жить и радоваться жизни.

Автор этой статьи никогда свой уровень IQ не проверял. Страшно же… А вдруг он и того ниже.

[1]

Источники


  1. Холмогорова, А. Б. Клиническая психология. В 4 томах. Том 1. Общая патопсихология / А.Б. Холмогорова. — М.: Академия, 2010. — 464 c.

  2. Пол, Джордан Как вылечить отношения. Главная книга любовников и супругов / Джордан Пол , Маргарет Пол. — М.: Прайм-Еврознак, 2016. — 320 c.

  3. Попов, Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке / Э.В. Попов. — М.: [не указано], 2016. — 531 c.
Все о дебильности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here