Все об аутизме

Сегодня мы рассмотрим тему: "Все об аутизме" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Все об Аутизме

Аутизм относится к категории расстройств психического характера, установлена его прямая взаимосвязь с рядом некоторых генетических болезней. Если вы хотите знать все об аутизме, то он сопровождается такими симптоматическими проявлениями как: ярко выраженный дефицит общения, минимум взаимодействия на уровне социальных контактов, сниженными лимитированными интересами, склонностью к повторяющимся действиям.

В 10-15% причиной заболевания аутистического характера оказывается единственный ген или хромосомная аберрация. Нередко проявления аутизма отмечаются у индивидов с наличием какого-либо другого генетического синдрома, а кроме того еще и при эпилепсии. 25-70% аутистов страдают умственной отсталостью.

Из истории аутизма

1910 год отмечен тем, что именно тогда об аутизме заговорил Эйген Блейлер, этот врач-психиатр впервые ввел данный термин, описывая шизофрению. А в современном значении термин аутизм стал использоваться с 1938 года, после того, как его употребил Ганс Аспергер в приложении к одному из частных случаев расстройства, с 1981 года синдром Аспергера стал выступать в качестве самостоятельного диагноза. Все признаки аутизма, которые и сегодня описываются как его основные проявления, установлены и описаны Лео Каннером в 1943 году.

Только с середины 60-х в истории аутизма появилось осознание того, что аутизм неизлечим и является заболеванием пожизненным. На текущий момент однозначно доказано, что основными причинами этого расстройства могут быть – наследственность, родовые травмы, перенесенные внутриутробные инфекции, действие тератогенных факторов.

В силу особенностей заболевания и сопровождающей его умственной отсталости разной степени тяжести, неоднозначна оценка детей-аутистов со стороны общества. Поэтому развитие интернета позволило таким людям решать свои вопросы по общению и трудоустройству более гибко, вплоть до образования интернет-сообществ, преследующих цели поиска путей излечения.

Причины аутизма

Возникновение аутизма тесно увязывается с генами, отвечающими за наличие связей в человеческом мозгу, называемых синаптическими. До настоящего момента так и не стало понятным, что оказывает большее влияние на проявления аутистических расстройств, то ли редкие мутации генов, то ли взаимодействие многих генов между собой. Известны причины, являющиеся провоцирующими для заболевания, это: краткосрочная беременность, малый вес новорожденного, родовая гипоксия, не малый возраст родителей.

Чаще аутизм обнаруживается не у девочек, а у мальчиков, при этом согласно статистике каждый 88-ой новорожденный страдает этим заболеванием. Исследования семейственных проявлений аутизма свидетельствуют, что значимое количество выявленных случаев оказывается наследственным проявлением генетических изменений. С риском проявления аутизма связываются вещества – тератогены, оказывающих свое разрушающее воздействие в первые 8 недель беременности. Высказываются догадки о связи причин аутизма с внешними воздействующими факторами.

Признаки и симптомы аутизма

Многие части мозга при аутизме страдают отклонениями от нормы, однако причины их до сих пор неясны. Имеются некоторые объемы информации, свидетельствующие о наличии агрессивности в среде аутистов. В частности, опрос 2007 года среди их родителей показал, что две трети детей исследуемой группы страдали приступами гнева, а треть из них были агрессивны. Чаще всего гневливость была связана с освоением детьми языка.

В рамках шкалы RBS-R аутизм наблюдается в множественности форм цикличного поведения:

  • в кручении головой, беспредметном движении верхними конечностями (руками), колебаниях туловища;
  • в требовании соблюдения единообразности, например, в нежелании перестановок мебели;
  • в преднамеренном выполнении однажды установленных принципов поведения;
  • в активности, направленной индивидом на себя самого, что часто оказывается причиной нанесения себе телесных повреждений;
  • в поддержании повторяющихся ежедневно ритуальных действиях;
  • избегание зрительного контакта с собеседником;
  • в фокусировании на ограниченности интересов и действий.

Аутизм – расстройство, затрагивающую нервную систему, проявляющееся в задержке развития и в стойкой уклончивости от контактов с внешним миром. Впрочем, его симптомы не всегда проявляются на физиологическом уровне, возможности их распознавания способствует наблюдение за реакциями ребенка и за его поведением.

К признакам и симптомам аутизма относят:

  • неудовлетворительный уровень обучаемости;
  • у четверти аутистов наблюдается высокая частота судорожных припадков;
  • гиперактивность, соседствующая с дефицитом концентрирования внимания;
  • гневливость, из-за которой ребенок теряет возможность сообщить взрослым о возникающих у него нуждах;
  • от 0,5 до 10% аутистов могут проявлять редкие таланты, как, например, при наличии синдрома Саванта,– все его обладатели имеют феноменальную память.

Возможно также проявление других симптомов, которые не являются характерными для этого диагноза, но которые оказывают влияние на больного и на его семью.

Взрослые и аутизм

Для аутизма у взрослых характерны проявления личной закрытости, преобладающего самоустранения от общественной жизни, эмоциональной скудости. Отмечается неумение по-настоящему поддерживать контакты, ощущать других людей на уровне интуиции.

Также как и у детей, у взрослых еще более проявляется склонность к совершению повторяющихся действий и телодвижений, односторонность и крайняя ограниченность потребностей и интересов. Имеются также персональные симптомы этого тяжелого заболевания у взрослых индивидов, связанные с немотой и умственной неполноценностью, беспрестанным размахиванием верхними конечностями и покачиваниями корпусом. Помимо физических проявлений выявляются и нарушения социальные – предельное немногословие, речевой педантизм, ограниченность интересов, неестественность общения.

Диагностика аутизма

Какой-либо единственный симптом для диагностирования аутизма является недостаточным, необходима локализация так называемой триады признаков:

  • недостаточность взаимодействий на социальном уровне;
  • односторонность и однобокость интересов, сопровождаемые неизменно возобновляющимся репертуаром поведения;
  • нарушение взаимных коммуникаций.

В качестве вспомогательного средства для диагностирования аутизма используется шкала IQ, служащая в данном случае для оценки степени поддержки, которая необходима страдающему аутизмом человеку в его повседневной жизни. Ряд исследований свидетельствуют о том, что аутизм диагностируется не как следствие остановки развития, а уже после потери ребенком навыков социального и языкового общения.

[1]

Лечение аутизма

Зная все об аутическом расстройстве, его можно вылечить. Основной целью лечения аутизма является снижение ассоциированных дефицитов, с увеличением функциональной независимости индивида от близких людей с одновременным улучшением качества его жизни. Терапия в каждом случае подбирается индивидуально и не исключает ошибок.

Во многих случаях отдельные улучшения происходят при внедрении методик психосоциальной помощи. Не исключаются технологии интенсивного образования, применяемые на протяжении длительных отрезков времени.

Эффективными средствами оказываются трудотерапия, интенсивные усилия, направленные на прививание социальных навыков. В Соединенных Штатах, например, при невозможности достижения результатов с употреблением выше означенных методов, используют медикаментозное лечение, основанное на применении антидепрессантов, психотропных препаратов, стимуляторов, антипсихотиков.

Все о Аутизме

Аутизм входит в четверку самых распространенных детских заболеваний. По статистике 1 из 88 детей страдает аутизмом, при чем у мальчиков это отклонение встречается чаще нежели у девочек. За год в России рождается около 1500 000 детей, из них с РАС встречается около 17000.

Родители таких детей чаще всего сталкиваются с дискриминацией. Поэтому сайт autizmy-net.ru создан для родителей детей, которым поставлен диагноз аутизм, с целью помочь понять сам диагноз, как с ним жить, что сделать, чтобы помочь своему ребенку понять этот мир, научить жить обычной жизнью – общаться, играть со сверстниками, понимать и проявлять эмоции, посещать детский сад, школу и т. д.

Читайте так же:  Как человеку изменить свой характер до неузнаваемости

Времена, когда диагноз аутизм звучал, как приговор уже прошли. Ранняя диагностика аутизма, правильное лечение, ежедневные занятия и ранняя коррекция поведения способны значительно улучшить состояние, а в некоторых случаях полностью вылечить ребенка от аутизма. Но, как правило, родители аутичного ребенка сталкиваются с проблемой поиска специалистов – психолога, логопеда, дефектолога, а если таковые находятся, то услуги их стоят очень дорого.

Экспертное мнение: что нужно знать про аутизм

2 апреля – день всемирного распространения информации о проблеме аутизма. На распространенные вопросы об аутизме отвечают врачи и ученые.

Что такое аутизм? Бывают ли разные виды аутизма?

Елисей Осин, практикующий детский врач-психиатр. «Аутизм — это нарушение развития, при котором снижена или каким-то образом искажена способность человека взаимодействовать с социальной средой, то есть с окружающими его людьми. Это приводит к тому, что человек не может учиться через социальную среду и получать из нее много важной информации, что могут делать все остальные дети того же возраста.

Обычные маленькие дети буквально погружены в социальную среду — они в первую очередь обращают внимание на других людей, постоянно следят за их реакциями, пытаются с ними взаимодействовать, а при аутизме эти умения нарушены. Это приводит к различным последствиям для психического развития, один из самых ярких примеров таких последствий — нарушения речи, когда ребенок не понимает, как при помощи речи можно взаимодействовать с другими людьми. У всех людей с аутистическими расстройствами есть тот или иной вид нарушений речевой коммуникации. Это особенно заметно у маленьких детей — процесс овладения речью замедлен, он происходит гораздо меньшими темпами.

Принятая в России классификация включает несколько диагнозов, которые относятся к расстройствам аутистического спектра (РАС) — детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера. Критерии для этих категорий довольно размыты.

Атипичный аутизм и синдром Аспергера могут быть очень похожи, и два разных врача могут поставить два разных диагноза одному и тому же человеку. К тому же, на протяжении жизни диагноз может меняться, например, первые два года жизни клинические проявления могут соответствовать атипичному аутизму, следующие пять лет – детскому аутизму, а затем – синдрому Аспергера. Потому что у человека происходит развитие, он меняется, и симптомы тоже могут меняться.

Американская психиатрическая ассоциация сейчас вообще отказалась от такого деления, в США существует только один диагноз — расстройство аутистического спектра (РАС), который включает в себя все формы аутизма».

Аутизм — это болезнь?

Елена Григоренко, доктор психологических наук, профессор Йельского и Хьюстонского университетов, руководитель лаборатории междисциплинарных исследований раннего детства СПбГУ, глава экспертного совета фонда «Выход». «Расстройства аутистического спектра входят в большую диагностическую группу, которую мы называем «расстройства развития». Они проявляются на каком-то этапе жизненного пути и затем на протяжении жизни видоизменяются, поэтому эта категория не статична, в нее нельзя войти, побыть в состоянии заболевания, а потом выздороветь.

Аналогия с гриппом или ангиной здесь неуместна. В этом состоянии человек находится на протяжении всей жизни, а поскольку жизнь сама по определению динамична, то это состояние также видоизменяется. Таким образом, аутизм – не болезнь, а расстройство развития.

Почему возникает аутизм?

Екатерина Померанцева, генетик, кандидат биологических наук, заведующая лабораторией Genetico. «Аутизм это такой «хитрый» диагноз, по сути это группа разных состояний, то есть, это так называемый «зонтичный диагноз». Внутри этой группы есть формы, которые связаны с теми или иными мутациями в генах. Это так называемые генетические формы аутизма, и их довольно много.

В целом, с генетикой так или иначе связаны примерно 70% случаев. При этом не все эти 70% — это какие-то синдромальные формы, связанные с конкретной мутацией, это могут быть какие-то наследственные предрасположенности, могут быть случаи, которые зависят от комбинации генов и внешней среды. Современные методы генетического обследования позволяют выявить причину аутизма примерно у 25% детей.

Также уже известно много факторов внешней среды, которые влияют на риск аутизма. Еще больше таких факторов изучаются прямо сейчас, например, активация материнской иммунной системы во время беременности. Скорее всего, есть такие факторы, о которых пока никто не задумывался, но со временем их тоже найдут. Поэтому здесь ситуация развивается достаточно динамично. Какое-то время назад, например, еще кто-то считал возможным обсуждать риски, связанные с вакцинацией, а сейчас об этом даже смешно говорить и то, что вакцинация аутизм не вызывает, уже понятно».

Сколько людей с аутизмом сейчас в мире? Можно ли говорить об эпидемии аутизма?

Профессор Моурин Дёркин, доктор наук в области эпидемиологии и профессор здравоохранения и педиатрии в Университете штата Висконсин. «На данный момент у нас нет данных о распространенности аутизма в большинстве стран мира. Однако это не значит, что в этих странах случаев аутизма меньше. В основном у нас есть данные по распространенности аутизма в Западной Европе, США и нескольких странах Азии. Так, в США, по оценкам Центра по контролю заболеваемости и профилактики, аутизм есть у 1 из 68 детей.

Да можно говорить об эпидемии аутизма. Эпидемия означает, что частота какого-либо заболевания или другого состояния среди населения выше, чем ожидалось, или выше, чем обычно, и растет. Последние двадцать лет это было верно для аутизма».

Все ли люди с аутизмом одинаковы?

Донна Уильямс — аутичная женщина, писательница, художница и консультант по вопросам аутизма. В России была издана ее автобиографическая книга «Никто нигде». «Не существует двух людей с аутизмом с одинаковой личностью или с тем, что составляет их «аутизм». Аутизм — это «фруктовый салат», и комбинация ингредиентов этого салата может быть очень разной в зависимости от конкретного человека. Они все такие разные, и у каждого есть свои сильные стороны. Важно помнить, что люди с аутизмом — это все равно просто люди, а дети с аутизмом — это все равно просто дети».

Опасны ли люди с аутизмом? Способны ли они на сочувствие?

Эмили Уиллингэм, мама ребенка с аутизмом, доктор биологии, исследователь и популяризатор науки. «Спланированное, социальное насилие нехарактерно для аутизма. Более того, аутичные люди гораздо чаще становятся жертвами насилия, чем подвергают насилию других. Аутичным людям бывает трудно автоматически поставить себя на место другого человека в той или иной ситуации и интуитивно понять, что сейчас чувствует другой человек.

Однако если эмоция выражается явно и напрямую, то ничто не мешает им понять, что чувствует другой человек. Мой опыт говорит о том, что как только аутичный человек понимает чужие эмоции, то он испытывает ничем не ограниченное сопереживание. Обычно их эмоции очень интенсивны».

Читайте так же:  Как избавиться от навязчивых мыслей

Нужны ли людям с РАС друзья, общение?

Доктор Элизабет Логесон, клинический психолог, автор многочисленных исследований о социализации при аутизме и разработчик одного из подходов к развитию социальных навыков у подростков с аутизмом.

«В нашей программе обучения социальным навыкам мы узнали, что, хотя молодые люди с аутизмом не всегда выражают потребность в друзьях на словах, подавляющее большинство из них нуждаются в дружбе и общении. Проблема только в том, что они не знают, как этого добиться. На самом деле многочисленные исследования показали, что люди с аутизмом очень страдают от просто невероятного одиночества. Из-за социальной изоляции у них очень часто развиваются депрессия и тревожные расстройства».

Можно ли перерасти аутизм?

Дина Гасснер — мама взрослого сына с аутизмом, общественный деятель и социальный работник, которая специализируется на поддержке подростков и взрослых с аутизмом и другими нарушениями развития. У самой Гасснер был диагностирован синдром Аспергера — форма аутизма без нарушений интеллекта и речи.

«Существует миф, что аутичные люди каким-то волшебным образом перерастут свой аутизм. Мне кажется очень важным, чтобы общество поняло — перерасти аутизм нельзя! Про себя я обычно говорю: я не переросла аутизм, я вросла в него. Я выросла и начала лучше понимать саму себя как человека с аутизмом, научилась решать связанные с ним проблемы. Мой успех именно в этом, а не в том, что я пытаюсь быть кем-то, кем я быть не могу».

Существует ли эффективное лечение в случае аутизма?

Доктор Брайан Кинг, профессор отделения психиатрии и поведенческих наук Вашингтонского университета, директор Детского центра аутизма в Сиэтле, один из основных мировых экспертов в области аутизма и других нарушений развития. «Да, и последние годы мы получаем все больше и больше доказательств эффективности терапии. В первую очередь, это занятия с ребенком по методикам, основанным на прикладном анализе поведения. Начинать помощь ребенку с аутизмом однозначно следует с них.

Вообще, можно порекомендовать родителям думать не об аутизме в целом, а о конкретном уникальном ребенке, о тех специфических трудностях, которые у него есть в данный конкретный момент. Каких навыков ему недостает по сравнению со сверстниками. Например, многие дети с аутизмом совсем не используют речь. С таким ребенком нужно в первую очередь работать над развитием коммуникации. Есть эффективные поведенческие методики, которые направлены именно на развитие речи.

Ребенку, который уже хорошо говорит такие методы не подойдут. С ним стоит работать над развитием более сложных социальных навыков. У каждого ребенка или взрослого с аутизмом есть свои уникальные потребности. Так что цель семьи — это не аутизм как таковой, а ответ на вопрос: «На решении каких проблем нужно сосредоточиться в первую очередь?»

Можно ли лечить аутизм какими-нибудь лекарствами или процедурами?

Доктор Натали Даница Ведер, детский и подростковый психиатр, эксперт некоммерческой организации по вопросам психического здоровья детей «Child Mind Institute». «В первую очередь, вмешательства для аутизма — поведенческие. Пока что не существует одобренных препаратов или процедур, которые непосредственно влияют на симптомы аутизма. Роль медикаментозного лечения при аутизме, мягко говоря, скромная. К препаратам при аутизме стоит прибегать лишь тогда, когда другие методы потерпели неудачу. При этом препараты воздействуют не на сам аутизм, а уменьшают какой-то конкретный симптом, например, повышенную раздражительность или гиперактивность».

Можно ли вылечить аутизм полностью? Какое будущее ждет ребенка с аутизмом?

Лора Дилли, эксперт по диагностике и ранней помощи детям с аутизмом, психолог, член совета директоров Психологической ассоциации Джорджии, специалист Центра аутизма Маркуса (США). «Родители очень часто спрашивают меня об этом. И мне приходится отвечать: «Я не знаю. Хотела бы я ответить, но я не знаю». Мы точно знаем, что 5-10% детей, которые получили ранний диагноз и раннюю психолого-педагогическую помощь, больше не соответствуют диагностическим критериям аутизма, когда становятся взрослыми.

Конечно, у них при этом все равно могут оставаться какие-то особенности или трудности, связанные со спектром аутизма, но они относительно незначительные. Очень многое зависит от ранней диагностики и помощи. В первую очередь, такая помощь должна быть направлена на так называемую функциональную коммуникацию — способность сообщить о своих желаниях и потребностях другим людям, а также на самообслуживание и другие навыки для независимой жизни».

[2]

Аутизм — это не приговор

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. По телевизору и в интернете всё чаще рассказывают об аутизме. Правда ли, что это очень сложное заболевание, и с ним никак не справиться? Стоит ли заниматься с ребёнком, которому поставили такой диагноз, или всё равно ничего не изменить?

Тема очень актуальная, и даже если вас прямо не касается, нужно доносить правильную информацию до людей.

Аутизм — что это за болезнь

Аутизм — это психическое заболевание, которое диагностируют в детстве, и оно остаётся с человеком на всю жизнь. Причиной служит нарушение развития и функционирования нервной системы.

Учёные и врачи выделяют следующие причины возникновения аутизма:

  1. генетические проблемы;
  2. черепно-мозговая травма при рождении;
  3. инфекционные заболевания как матери во время беременности, так и новорожденного.

Аутистов-детей можно отличить среди их ровесников. Они всё время хотят оставаться одни и не идут играть в песочницы к другим (или играть в прятки в школе). Таким образом, они стремятся к социальному одиночеству (им так комфортнее). Также заметно нарушение проявления эмоций.

Если делить людей на экстравертов и интровертов, то аутист-ребёнок — яркий представитель последней группы. Он всегда находится в своём внутреннем мире, не обращает внимания на других людей и всё, что происходит вокруг.

Нужно помнить, что у многих детей могут проявляться признаки и симптомы этого заболевания, но выраженные в большей или меньшей степени. Таким образом, существует спектр аутизма. Например, есть дети, которые могут крепко дружить с кем-то одним и при этом полностью быть неспособны контактировать с другими.

Если говорить про аутизм у взрослых, то признаки будут отличаться между мужским и женским полом. Мужчины полностью погружаются в своё хобби. Очень часто начинают что-то коллекционировать. Если начинают ходить на обычную работу, то занимают одну и ту же должность на протяжении многих лет.

Признаки заболевания у женщин тоже весьма примечательны. Они следуют шаблонному поведению, которое приписывают представительницам их пола. Поэтому выявить женщин-аутистов очень сложно неподготовленному человеку (нужен взгляд опытного психиатра). Также они могут часто страдать от депрессивных расстройств.

При аутизме у взрослого, признаком также будет выступать частое повторение каких-то действий или слов. Это входит в определённый личный ритуал, который человек выполняет каждый день, а то и по несколько раз.

[/stextbox]

Кто такой аутист (признаки и симптомы)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Поставить такой диагноз у ребёнка сразу после рождения – невозможно. Поскольку, даже если есть какие-то отклонения, то они могут быть признаками и других заболеваний.

Читайте так же:  Логоневроз у взрослых и детей - что это такое и как лечить

Поэтому родители обычно ждут возраста, когда их чадо станет более социально активным (как минимум до трех лет). Вот когда ребенок начнёт взаимодействовать с другими детьми в песочнице, показывать своё «Я» и характер — тогда уже его ведут на диагностику к специалистам.

Аутизм у детей имеет признаки, которые можно разделить на 3 основные группы:

  1. Нарушение коммуникации:
    1. Если зовут ребёнка по имени, а он не откликается.
    2. Не любит, когда его обнимают.
    3. Не может держать зрительный контакт с собеседником: отводит глаза, прячет их.
    4. Не улыбается тому, кто с ним говорит.
    5. Отсутствует мимика и жесты.
    6. Во время разговора повторяет слова и звуки.
  2. Эмоции и восприятие мира:
    1. Часто ведет себя агрессивно, даже в спокойных ситуациях.
    2. Может быть нарушено восприятие собственного тела. Например, кажется, что это не его рука.
    3. Порог общей чувствительности завышен или занижен от нормы обычного человека.
    4. Внимание ребёнка сосредоточено на одном анализаторе (зрительном/слуховом/тактильном/вкусовом). Поэтому он может рисовать динозавров и не слышать, что ему говорят стоящие рядом родители. Даже не повернёт голову.

  • Нарушение поведения и социальных умений:
    1. Аутисты не заводят друзей. Но при этом могут сильно привязаться к одному человеку, даже если между ними не установлен тесный контакт или теплые отношения. Или это может быть даже не человек, а домашний питомец.
    2. Нет эмпатии (что это такое?), ибо они просто не понимают, что чувствуют другие люди.
    3. Не сопереживают (причина кроется в предыдущем пункте).
    4. Не рассказывают о своих проблемах.
    5. Присутствуют ритуалы: повторение одних и тех же действий. Например, моют руки каждый раз, как взяли игрушку.
    6. Зацикливаются на одних предметах: рисуют только красным фломастером, надевают только похожие футболки, смотрят одну передачу.
  • Кто ставит диагноз, что у ребенка аутизм

    Когда к специалисту приходят родители, врач расспрашивает о том, как развивался и вёл себя ребёнок, чтобы выявить симптомы аутизма. Как правило, ему говорят, что с самого рождения чадо было не такое, как все ровесники:

    1. капризничал на руках, не хотел сидеть;
    2. не любил, когда его обнимали;
    3. не проявлял эмоций, когда мама ему улыбалась;
    4. возможна задержка речи.

    Родственники часто пытаются разобраться: это признаки данной болезни, или ребёнок родился глухим, слепым. Поэтому, аутизм это или нет, определяется тремя врачами: педиатр, невролог, психиатр. Для уточнения состояния анализатором обращаются к ЛОР-врачу.

    Тест на аутизм проводится с помощью опросников. Они определяют развитие мышления ребёнка, эмоциональную сферу. Но самым главным является непринуждённая беседа с маленьким пациентом, во время которого специалист пытается установить зрительный контакт, обращает внимание на мимику и жесты, модель поведения.

    Специалист диагностирует спектр аутистического расстройства. Например, это может быть синдром Аспергера или Каннера. Также важно отличить это заболевание от шизофрении (если перед врачом подросток), олигофрении. Для этого может понадобиться МРТ головного мозга, электроэнцефалограмма.

    Есть ли надежда на исцеление

    После постановления диагноза, врач рассказывает родителям в первую очередь что такое аутизм.

    Родители должны знать с чем имеют дело, и что заболевание нельзя вылечить полностью. Но можно заниматься с ребёнком и ослабить симптоматику. При значительных усилиях можно добиться отличного результата.

    Начинать лечение нужно с контакта. Родители должны по мере возможного наладить доверительные отношения с аутистом. Также обеспечить условия, в которых ребёнок будет комфортно себя чувствовать. Чтобы негативные факторы (ссоры, крики) не влияли на психику.

    Нужно развивать мышление и внимание. Для этого отлично подойдут логические игры и головоломки. Дети-аутисты также их любят, как и все. Когда ребёнок заинтересовался каким-то объектом, расскажите о нём больше, дайте потрогать в руках.

    Просмотр мультфильмов и чтение книг – это хороший способ объяснить, почему так действуют персонажи, что они делают и с чем сталкиваются. Время от времени нужно задавать подобные вопросы чаду, чтобы он сам размышлял.

    Важно научить справляться со вспышками гнева и агрессии и с ситуациями в жизни вообще. Также объяснить, как строить дружеские отношения с ровесниками.

    Специализированные школы и ассоциации – место, где люди не будут удивлённо спрашивать: что с ребенком? Там работают профессионалы, которые предоставят самые различные методики и игры, чтобы помогать развивать детей-аутистов.

    Совместными усилиями можно достигнуть высокого уровня адаптации к социуму и внутреннему спокойствию ребёнка.

    Автор статьи: Марина Домасенко

    Детский аутизм: что должен знать каждый родитель

    Аутизм становится все более распространенным явлением. Согласно статистическим данным, в развитых странах расстройство аутичного спектра (РАС) диагностируется в среднем у 1 из 70 детей. Проявления аутизма довольно разнообразны: некоторые дети испытывают сильное страдание, не могут говорить, редко (или никогда) смотрят другим людям в глаза и часто демонстрируют повторяющееся поведения. Другие дети с РАС выглядят и действуют настолько типично, что, на первый взгляд, невозможно осознать, что что-то не так. Когда и как проявляется РАС в детском возрасте, каковы его причины и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку?

    Причины аутизма и факторы риска

    Поскольку аутизм включает в себя такой широкий спектр поведенческих вариаций и особенностей, может быть трудно понять, что именно такое РАС. Но, несмотря на этот диапазон, у всех детей с РАС есть определенные проблемы.

    Аутизм — это расстройство развития, при котором у ребенка возникают проблемы с общением, социальными навыками и необычным поведением. Дети с расстройством аутичного спектра могут поздно начинать говорить (или не говорить совсем). Им трудно общаться с другими людьми. И они повторяют определенное поведение, движения, например, раскачивание или размахивание руками, снова и снова.

    Никто не знает, что вызывает аутизм или почему в последние годы возросло число детей с этим диагнозом. Большинство исследователей подозревают генетическую этиологию, а также вполне понятно, что ранее не диагностированные отклонения стали включаться в аутичный спектр. Дети, чьи братья и сестры имеют РАС, чаще всего тоже «находятся в спектре», и исследования среди однояйцевых близнецов показали, что если один ребенок имеет РАС, то у другого он также проявляется с частотой от 60 до 96%.

    Определенные геномные патологии, включая синдром Дауна и нарушения в хромосоме Х, могут увеличить риск развития РАС. Также могут влиять и некоторые препараты, принимаемые матерью во время беременности, такие, как антидепрессанты определенного вида.

    Важно знать, что вакцины не вызывают аутизма. Известно, что нашумевшая статья, утверждавшая о связи между вакцинацией и аутизмом, содержит фальсифицированные данные. Результаты других исследований также не подтвердили корреляцию между вакцинацией и развитием аутизма.

    Признаки и симптомы расстройства аутичного спектра у детей

    Аутизм обычно диагностируется, когда детям около четырех или пяти лет, но многие родители сообщают о том, что они замечали тревожные симптомы до достижения детьми трехлетнего возраста. Около одной трети родителей заметили симптомы уже в возрасте года, 80% уверены, что что-то как будто «выключилось», когда их ребенку исполнилось два года.

    Читайте так же:  Как человеку избавиться от своей мнительности

    Дети с РАС могут развиваться согласно графику в первые несколько месяцев или лет жизни, но, в конечном итоге, отстают от определенных этапов развития, и особенно ярко это проявляется обычно в развитии речи. Именно поэтому педиатры и специалисты по аутизму поощряют родителей знакомиться с типичными этапами развития и обращаться к врачу, если ребенок их не достиг вовремя.

    До года малыши гулят, вокализируют, используют указательные жесты и другие типы жестикуляции. К полутора годам от ребенка ожидают несколько отдельных слов, хотя бы слоговых, и к двум годам — предложения из двух слов. Это минимум.

    Другие ранние симптомы РАС включают:

    • отсутствие интереса к объектам, указательного жеста к 14 месяцам;
    • повторение слов и фраз снова и снова;
    • избегание зрительного контакта;
    • излишняя и негативная эмоциональная реакция на незначительные изменения в рутине, режиме, маршруте, порядке вещей в комнате;
    • любые повторяющиеся, навязчивые движения: хлопки в ладоши, размахивание руками, раскачивание, кружение и т. п.;
    • углубление в какое-либо одно занятие или игру, ригидность в интересах;
    • отсутствие ассоциативных игр к 18 месяцам;
    • необычная реакция на новые объекты, звуки, вкусы, запахи и физические ощущения, повышенная или пониженная чувствительность.

    Диагностика и раннее вмешательство: чем специалисты и родители могут помочь ребенку

    Если у ребенка есть какие-либо задержки развития, педиатр, вероятно, направит его на лечение, даже если не был диагностирован аутизм. Потому что раннее вмешательство имеет решающее значение для детей с любой задержкой развития.

    Предстоит также пройти всестороннее обследование, чтобы исключить другие возможные причины любых задержек в развитии, например таких, как пониженный слух. Дети также могут проходить обследование у педиатра, невролога, детского психолога, психиатра для формального диагноза. Эти эксперты будут искать трудности в общении, низкие социальные навыки, повторяющееся и необычное поведение. При совпадении симптоматики диагностируется расстройство аутичного спектра, и родители начинают искать пути лечения.

    Надо знать, что нет никакого известного, проверенного лечения для аутизма — несмотря на то, что можно прочитать в Интернете. Существует множество «быстрых» методик, терапий, продвигаемых на разных сайтах, но на самом деле коррекция РАС — это не быстрое решение. Хотя нет таблетки, особого комплекса упражнений или диеты, что излечит аутизм, но специалисты точно знают, что раннее вмешательство полезно.

    Программы раннего вмешательства предназначены для удовлетворения потребностей конкретных детей и могут варьироваться от ребенка к ребенку. Если у ребенка возникают проблемы с коммуникацией, родителям нужно найти способ общения. Цель раннего вмешательства помочь детям научиться общаться, обучить их.

    Во время диагностики невозможно выяснить, насколько конкретный ребенок преодолеет симптомы аутизма в будущем. Но чем раньше родители начинают терапию, тем лучше детям.

    Необходимо обсуждать любые перспективные методы лечения со специалистами. Есть множество людей, утверждающих, что у них есть отличные методы лечения аутизма. И вполне вероятно, что этот метод работает, для одного ребенка или даже для тысяч, но это не значит, что он будет работать на 1001 раз. Новые методы лечения, такие как музыкотерапия или иммунная терапия, могут быть полезны для некоторых детей с РАС, но никто не знает, какие дети наиболее вероятно получат пользу, а недоказанные методы лечения могут быть (и обычно оказываются) довольно дорогостоящими.

    Специалисты рекомендуют: пока не выявлена корреляция между особенностями детей с РАС и новыми методиками лечения, стоит придерживаться основных видов терапии, таких, как логопедия и поведенческая терапия. И быть осторожными по отношению к другим рекомендациям.

    Любой план лечения должен включать семью. Родители, оказавшиеся в подобной ситуации, нуждаются в поддержке и понимании. Общение с другими родителями детей с РАС, хотя бы на интернет-форумах, помощь, обмен информацией зачастую бесценны и как источник знаний, и как ресурс моральных сил.

    Все об Аутизме

    В раннем возрасте довольно трудно определить, правильно ли развивается ребёнок: почему в свои полтора года он ещё не говорит, почему не отзывается на собственное имя и не играет со сверстниками, почему так яростно капризничает и не хочет самостоятельно есть? Считать ли эти тревожные сигналы признаками аутизма.

    Основной и второстепенные признаки аутизма

    Нарушения мелкой моторики при аутизме

    Наверняка среди ваших знакомых есть люди, которые, скажем, ни за что в жизни не смогут точно и уверенно ударить по мячу, играя в футбол. Вы же не считаете их аутистами на этом основании! А меж тем это свидетельствует о нарушениях грубой моторики, свойственных аутизму. Так и у ребёнка: задержка речевого развития, проблемы в формировании мелкой моторики (ему трудно подниматься и спускаться по лестнице, он не умеет подпрыгивать или делает это неуклюже, не может удержать в руках предметы) могут сопровождать развитие аутизма в той же мере, в какой являются самостоятельными нарушениями развития или проявлением одного из множества других неврологических заболеваний. Для диагностики аутизма их обязательно нужно рассматривать в связке с его основным признаком — отсутствием контакта с окружающими.

    Обострённая чувствительность при аутизме

    Другим характерным проявлением аутизма является обострённая тактильная и аудиальная чувствительность ребёнка, которая иногда принимает самые причудливые формы. К примеру, ребёнку-аутисту могут не нравиться облегающие вещи — он будет носить только просторную одежду. Или ему претят комбинезоны — он готов надевать только раздельные вещи. Аутисту могут быть неприятны определённые ткани или детали одежды (скажем, ярлычок). Если у ребёнка бурная и неадекватная реакция на подобные мелочи, её можно рассматривать как проявление аутизма.

    Тактильные ощущения распространяются не только на одежду и ткани, но и, что самое сложное для родителей, на еду и игрушки. Мелкие кусочки гречи, мясные волокна или густая кашеобразная масса тоже могут быть непереносимы аутистами. Вопреки распространённому мнению подобная реакция никак не связана с расстройством пищеварения — дело именно в физической текстуре пищи: будь то жидкий йогурт или сосиска в тесте, ребёнок-аутист безошибочно определит и отвергнет любую попытку предложить ненавистный ему продукт в замаскированном или переработанном виде. Такие предпочтения у аутистов всегда индивидуальны и, как правило, обусловлены генетическими факторами.

    Обострённая чувствительность распространяется и на определённые звуки: механический шум (автомобиля, принтера, газонокосилки) или крик могут спровоцировать агрессию у аутиста. Он будет затыкать уши, плакать и кричать в ответ. Хорошая новость в данном случае заключается, пожалуй, только в том, что по реакции ребёнка легко определить и впредь избегать раздражителя, который её спровоцировал. В процессе лечения аутизма можно научить ребёнка не бояться, а с течением времени и вовсе не замечать этих звуков.

    Особенности восприятия у детей-аутистов

    Окружающий мир, включая близких им людей, дети-аутисты зачастую воспринимают фрагментарно. Например, на картине, где изображен человеческий профиль, такой ребёнок увидит только нос, глаз, ухо или брови. В редких случаях аутисты могут воспринимать группы деталей, но никогда не способны сформировать в сознании полную картину, которая складывается из них. Такое восприятие характерно для той группы аутистов, которую называют «савантами». Это дети, феноменально одарённые в музыке, математике, изучении языков или запоминании огромных массивов информации. Именно им присуща способность вычленять мелкие детали из общей картины, которая впоследствии приводит порой к гениальным открытиям и уникальным способностям.

    Читайте так же:  Как работают мотивации достижений и мотивации избегания неудач

    Однако подобный тип восприятия может сыграть с аутистом злую шутку: ребёнок может бежать на дорогу, не замечая машин, или видеть машины, но не связывать их с потенциальной опасностью. Это критическое расстройство присуще только аутистам, поскольку все живые существа рождаются с определённым набором рефлексов, среди которых обязательно присутствует инстинкт самосохранения. Пониженное чувство опасности в силу свойственного раннему возрасту любопытству может наблюдаться и у обычных детей, не страдающих аутизмом. Но, как правило, оно быстро восстанавливается при первом же столкновении с реальностью: обжёгшись, к примеру, кружкой с горячим чаем, в следующий раз ребёнок проявляет осторожность.

    Как ребёнок-аутист общается с окружающими?

    Говоря о нарушении контакта с внешним миром, мы не имеем ввиду, что ребёнок-аутист полностью изолирован от своего окружения в плане восприятия. Аутист, безусловно, налаживает связь с внешним миром (и в этом заключается «лазейка», благодаря которой мы можем помочь ему преодолеть задержку в развитии и наладить обратную связь с окружающими), но делает это доступными ему средствами.

    Например, он может играть в игрушки, но без сюжетного развития игры, без её символического построения — скажем, будет монотонно водить машинкой вправо-влево. Ребёнок-аутист будет находиться с детьми в песочнице, но не станет вступать в прямые контакты, не продолжит их игру, поскольку не в состоянии эмоционально «включиться» в чужой символический порядок. Аутисты не могут эмоционально «приблизиться» к другому человеку, образно примерить на себя его радость или физическую боль. Ребёнок-аутист слышит и видит, но не понимает значения эмоций.

    В очень своеобразной форме эмоциональный контакт устанавливается ребёнком-аутистом с теми людьми, к которым он привык с раннего возраста. Но основан он не на привязанности, а на бытовой привычке, узнаваемости. Аутист будет обращаться к тому, кто хорошо ему знаком, поскольку знает, что он выполняет определённые функции в его жизни (даёт воды, моет, чистит зубы и т.п.). Такой человек положительно влияет и на уровень тревоги, традиционно высокий у детей-аутистов. Именно по этой причине многие родители детей-аутистов ревнуют их к няне, хотя ничего удивительного в этом нет: аутист воспринимает как близкого того человека, который удовлетворяет его повседневные потребности.

    По этой причине обострённая чувствительность аутиста не снижается в отношении родных и близких: ни мама, ни няня не смогут уговорить ребёнка-аутиста надеть неподходящую ему одежду или съесть неприятную для него пищу на основании своего авторитета или близости. Зачастую ребёнок-аутист сопротивляется даже любящим объятиям, что также может быть связано с чувствительностью к запахам или нарушением специфического личного пространства, которое ребёнок ощущает вокруг себя.

    Все эти признаки аутизма проявляются в достаточно раннем возрасте, однако можно выделить 3 типа развития детского аутизма.

    Типы развития аутизма у детей

    Критерием, по которому развитие аутизма можно условно разделить на 3 разных типа, является время, в которое впервые проявляются его характерные признаки. Иногда аутизм можно заподозрить уже в первый год жизни ребёнка, когда он только учится налаживать контакты с самыми близкими ему людьми. В этом случае окончательный диагноз можно поставить в течение 1,5-2 лет с момента рождения.

    Но чаще бывает так, что до определённого возраста (2,5-3 лет) развитие идёт нормально, а затем резко останавливается. Эту внезапность родители склонны объяснять внешними причинами, предшествовавшими торможению: реакцией на прививку, стрессовой ситуацией и т.п. На самом деле развитие аутизма было попросту генетически «запрограммировано» таким образом.

    С этим связан и третий, более поздний и менее распространённый тип детского аутизма, когда уже в сознательном возрасте, приблизительно к 5 годам, происходит регрессия к предшествующим этапам развития. То есть ребёнок научился разговаривать, но в какой-то момент перестал, общался со сверстниками и налаживал дружеские связи — и вдруг, безо всяких очевидных причин, замкнулся в себе. Ребёнок с этим типом развития аутизма утачивает нормальные функции в ошеломляюще короткие сроки, и это, безусловно, дезориентирует родителей.

    Методика лечения детского аутизма

    Как бы ни развивался аутизм в раннем возрасте, эффективная методика его лечения основана на двух предпосылках. Отставание в развитии при аутизме обусловлено генетически, и ребёнок, будучи не в состоянии наладить эмоциональный контакт с окружающими, руководствуется простейшими реакциями для удовлетворения своих потребностей.

    Например, фрагментарное мышление подсказывает ему, что для того, чтобы поесть, ему нужно «объединить» два знакомых предмета — руку мамы и дверцу холодильника, как он неоднократно наблюдал ранее.

    Отталкиваясь от этих двух предпосылок, эффективное лечение аутизма ставит своей целью смоделировать такие условия, в которых мозг ребёнка-аутиста начнёт развиваться, а патологические реакции перестанут получать подкрепление, стимулируя таким образом развитие когнитивных функций. Ведь если близкие идут на поводу у симптомов аутизма, сознанию ребёнка попросту незачем развиваться.

    Незачем, к примеру, развивать речь, когда мама по одному мычанию определяет, что хочет ребёнок. Для ясности следует отметить, что в этом заключается патология развития, а не коварное сознание ребёнка-аутиста.

    Перспективы лечения аутизма

    Современные методики работы с аутистами позволяют развить функции ребёнка до вполне нормального состояния. Но, увы, невозможно преодолеть ту внутреннюю пропасть, что пролегает в сознании аутиста между ним и окружающими.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Будучи способным к коммуникации и самореализации аутист никогда не сможет чувствовать окружающих так, как это свойственно обычному человеку.

    Автор: Виталий Тевелев , заведующий психотерапевтическим отделением центра «Мацпен»

    [3]

    Источники


    1. Игрок в гольф и миллионер. Посланник (комплект из 2 книг). — М.: ИГ «Весь», 2013. — 480 c.

    2. Бельше, В. Любовь в природе. Популярная история возникновения и развития любви в животом мире / В. Бельше. — М.: Типография Г. Лисснер и А. Гешель, 2009. — 580 c.

    3. Котова, А.К. Как стать правой рукой шефа: настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2013. — 260 c.
    Все об аутизме
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here