Все об олигофрении

Сегодня мы рассмотрим тему: "Все об олигофрении" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Олигофрения

Родители ответственны за умственное и психическое, физическое и эмоциональное развитие своего ребенка. Однако ответственность наступает не с того момента, как рождается малыш, а когда произошло его зачатие, то есть еще в момент его формирования в утробе матери. Выделяют формы и степени олигофрении – серьезной болезни, которая затрагивает не только умственное, но и физическое развитие. Симптомы, как и причины, известны специалистам.

Интернет-журнал psytheater.com выделяет олигофрению как серьезное заболевание, которое лишает нормальной жизни как ребенка, так и его родителей. Если на генном уровне произошли изменения, если мать болела во время беременности, если произошло инфицирование либо роды проходили с затруднениями, в редких случаях играют факторы внешней среды после рождения, тогда может развиться олигофрения.

Речь идет о заболевании, которое проявляется на всех уровнях. Ребенок на всех уровнях отстает от нормального развития, по сравнению с остальными детьми. Однако у данной болезни есть множество форм, что различает степень умственной отсталости.

Что такое олигофрения?

Под олигофренией понимается заболевание умственной отсталости, что является врожденным отклонением по причине патологий в головном мозгу. Выражается заболевание тем, что ребенок отстает в своем развитии от остальных сверстников. Страдает преимущественно воля, разум, речь, эмоции, моторика. Под олигофренией понимается комплекс симптомов, которые также сказываются на физическом развитии малыша.

Олигофрению еще называют малоумием, умственной отсталостью, слабоумием. Причины зачастую кроются во врожденных патологиях и мутациях. Однако бывают случаи развития приобретенного слабоумия по причине негативных факторов окружающей среды.

Следует отличать олигофрению от деменции – двух форм умственного слабоумия. При деменции интеллект снижается по причине появления патологий в головном мозгу. При олигофрении с самого рождения имеются патологии, которые не позволяют головному мозгу достигать умственного развития до нормальных показателей.

Также деменция, в отличие от олигофрении, является прогрессирующим заболеванием. Олигофрения уже сама по себе является окончательной степенью отсталости, что будет проявляться во все года.

Олигофрения стала самостоятельной болезнью лишь в прошлом веке. До этого всех умственно отсталых людей, в том числе и с диагнозом деменция, называли слабоумными.

Классификация олигофрении

Существует несколько классификаций олигофрении. Первая и самая известная из них – по степени выраженности:

По МКБ-10 выделяют такие формы олигофрении: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая. Она зависит от показателей IQ:

  1. Легкая – IQ в пределах 50-70 баллов.
  2. Умеренная – IQ в пределах 35-50 баллов.
  3. Тяжелая – IQ в отметках 20-35 баллов.
  4. Глубокая – IQ не достигает 20 баллов.

Классификация по М. С. Певзнеру, который рассматривал олигофрению как одно из заболеваний, которое составляет 75% всех детских патологий:

  • Олигофрения неосложненная.
  • Осложненная нарушениями нейродинамики:
  1. Превалирование возбуждения над торможением.
  2. Слабость основных нервных процессов.
  3. Превалирование торможения над возбуждением.
  • Олигофрения в комплексе с нарушениями анализаторов.
  • Олигофрения с лобной недостаточностью.
  • Олигофрения с психопатоподобным поведением.

Единой классификации пока не существует. Однако выделяют дифференцированные (причины заболевания выявлены) и недифференцированные (причины болезни невозможно определить) формы олигофрении.

Причины олигофрении

К причинам появления олигофрении относят различные физиологические факторы, которые оказывали свое влияние на период внутриутробного развития или после рождения:

  • Генетические патологии. Половина всех случаев олигофрении отмечается по этой причине. Данные мутации могут привести не только к умственной отсталости, но и к другим генетическим заболеваниям: синдром Дауна, синдром Вильямса, синдром Ангельмана, синдром Прадера-Вилли.
  • Влияние ионизирующего излучения на плод.
  • Химические или инфекционные поражения.
  • Тяжелые роды: травмы, асфиксия.
  • Недоношенность.
  • Инфицирование ЦНС.
  • Травмы головы.
  • Гипоксия головного мозга.
  • Педагогическая запущенность в неблагополучных семьях.

Не всегда ученым удается выявить причины олигофрении. Поэтому есть заболевания, которые не поддаются объяснению.

Симптомы олигофрении

Рассматривая олигофрению, приходится выделять симптомы, которые присущи трем степеням его развития (дебильность, имбецильность или идиотия). Однако существуют симптомы, присущие всем заболевшим олигофренией:

  1. Слабоумие – низкий познавательный процесс, память, восприятие, речь, внимание, эмоции, моторика, интеллект, мышление, воля.
  2. Отсутствие абстрактного мышления, способности обобщать. Мышление у олигофрена ситуационное, образное, конкретное.
  3. Бедность запаса слов, неспособность формировать фразы, неграмотность.
  4. Память и внимание ослаблены, однако может быть развита механическая память, когда больной запоминает что-то избирательно.
  5. Отсутствие инициативы и побуждений.
  6. Неумение принять адекватное решение, отсутствие критического мышления, понимания своего состояния.

Физическое развитие также страдает, что отмечается в зависимости от степени олигофрении.

По степеням олигофрении можно выделить такие симптомы:

Диагностика олигофрении

Олигофрению подвергают диагностике по критериям, установленным в МКБ-10:

А – Умственная отсталость с задержкой или недостаточностью развития психики. Отмечается нарушение способностей, которые должны развиваться при половом созревании и не дотягивают до нормального уровня интеллекта.

В – Умственная отсталость вместе с психическими или соматическими нарушениями или возникающая самостоятельно.

С – Нарушение адаптации. Однако в благоприятной обстановке и при легкой форме слабоумия возможно ее развитие.

D – Измерение IQ с учетом кросс-культуральных особенностей.

Е – Выявление поведенческих нарушений при отсутствии психических патологий.

Рассматривают олигофрению по классификации Е. И. Богдановой:

  1. низкий интеллект.
  2. общее недоразвитие речи.
  3. нарушение восприятия.
  4. нарушение внимания.
  5. конкретность, некритичность мышления.
  6. отсутствие познавательных интересов.
  7. малопродуктивность памяти.
  8. нарушение эмоционально-волевой сферы.

перейти наверх

Формы олигофрении

Выделяющие формы олигофрении классифицируются по этиологии возникновения:

  • Первая группа – вызвана наследственными факторами. Включает синдром Крузона, болезнь Барде-Бидля, синдром Марфана, истинную микроцефалию, синдром Рада, синдром Шерешевского-Тернера, болезнь Дауна, болезнь Лоуренса-Муна, синдром Апера, гаргоилизм, синдром Клайнфелтера, галактоземию, фенилкетонурию.
  • Вторая группа – поражение плода при внутриутробном развитии: вирусные инфекции (краснуха во время беременности), листериоз, врожденный сифилис, токсоплазмоз, токсические факторы, гормональные нарушения.
  • Третья группа – конфликт по резус-фактору, родовая травма, асфиксия во время родов, болезни первых 3 лет жизни (черепно-мозговые травмы, инфекционные поражения, врожденная гидроцефалия, недоразвитие функций головного мозга).

Также выделяют первичную (истинную) и вторичную (ложную) олигофрении.

[1]

Олигофрения у детей

Олигофрения проявляет себя с детства. У детей наблюдаются различные отклонения в психике, недоразвитость, отсутствие познавательной, эмоциональной и волевой сфер. Олигофрения не развивается после формирования речи, однако возможна деменция. Интеллектуальный дефект в данном случае необратим. Неблагоприятными становятся прогнозы при сопутствующих психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия).

Дети-олигофрены нуждаются в посторонней опеке. Они живут дома либо в специальных учреждениях. Такие дети растут раздражительными, ослабленными, нервными, отгороженными от других людей. Присущи им энурезы.

[3]

Лечение олигофрении

Невозможно полностью излечить человека от олигофрении. В семье родители должны создать доверительные и благоприятные условия для развития малыша. Несмотря на его задержки в развитии, все же следует с малышом играть, обучаться, прививать навыки. В дальнейшем ребенок может обучаться в специализированных учреждениях.

Читайте так же:  Почему мужчина не звонит

Медикаменты направлены на устранение симптомов, которые проявляются при олигофрении:

  • Нарушение метаболизма лечится диетотерапией.
  • Микседема, эндокринопатия лечатся гормональными препаратами.
  • Коррекция аффективной лабильности и подавление извращенных влечений осуществляются благодаря Феназепаму, Сонапаксу, Неулептилу.

Детей обучают элементарным трудовым навыкам, а также способности обслуживать себя.

Многочисленные специализированные школы предлагают свои коррекционные программы, помогающие олигофренам приспосабливаться к социальным условиям. От болезни невозможно полностью избавиться, однако специалисты могут способствовать максимальному развитию человека, насколько это возможно при его болезни.

Все об олигофрении

Олигофрения или умственная отсталость – этим термином обозначают группу заболеваний, которые характеризуются дефектом психического развития. Олигофрения бывает врожденной или приобретенной в раннем детстве. Олигофрения может быть следствием болезни матери во время беременности такими заболеваниями, как сифилис, краснуха, токсоплазмоз, витаминной недостаточности, заболевания щитовидной железы, сахарный диабет.

Другие причины олигофрении включают резус-несовместимость крови матери и плода, травма, асфиксия плода во время родов, остаточные явления менингита и энцефалита. Олигофрения также может быть унаследована. Данная умственная отсталость выражается в низком интеллекте и трудностях социальной адаптации.

Помимо термина «олигофрения», то есть слабоумие, для обозначения стойких состояний, сопровождающихся задержкой или неполноценным умственным развитием, также используют следующие названия: умственная отсталость, психическая ретардация, общее недоразвитие, психическая субнормальность, умственный дефицит.

На сегодняшний день достигнуты значительные успехи в изучении олигофрении, делаются попытки активного терапевтического вмешательства, установлены динамические тенденции клинической симптоматики. Все это в известной мере поколебало ряд традиционных, укоренившихся представлений об олигофрении как о неизменном состоянии психического недоразвития.

Существует множество вариантов этого заболевания, самые распространенные это дизметаболические формы и конфигурации обусловленные вирусными инфекциями, протозоа – инфекциями, неблагоприятными мутациями.

Олигофрении – это многообразные заболевания, которые, можно объединить в единую клиническую группу из-за наличия ряда характерных признаков. Без этих признаков нельзя поставить диагноз олигофрения.

Признаки:

  1. Поражение головного мозга на самых ранних этапах внутриутробного развития.
  2. Наличие принципиально тождественных патофизиологических механизмов.
  3. Отсутствие прогредиентности.
  4. Интеллектуальная недостаточность в сочетании с аффективно-ролевыми нарушениями.

Все это позволяет говорить об одном болезненном состоянии – олигофрении.

У олигофренов коэффициент интеллекта (IQ) ниже 70.

Врожденное слабоумие необходимо отличать от приобретенного слабоумия (деменции) с признаками распада психической деятельности.

Все факторы, служащие причиной возникновения олигофрении делятся на:

  1. Наследственные (эндогенные).
  2. Внешние (экзогенные).

В зависимости от факторов выделяют формы олигофрении, которые связанные с наследственными факторами и с внешнесредовыми воздействиями (внутриутробными, родовыми и воздействующими в раннем детском возрасте). Но есть и формы умственной отсталости, вызванные сочетанием влияния наследственных (генетических) и внешних факторов.

20 – 25% случаев тяжелой умственной отсталости – наследственно обусловленная форма олигофрении. В целом, доля наследственных форм среди всех случаев олигофрении составляет от 69,5 до 90%.

Выявлено, что процент больных олигофренией детей от умственно отсталых родителей намного выше, чем от нормально развитых родителей. Если оба родителя умственно отсталые, то процент того, что их ребенок будет страдать олигофренией, составляет от 49,9 до 100 %.

Если же болен олигофренией один из родителей, то процент ниже, примерно от 33,3 до 58,1%.

По статистике, 36,1% больных олигофренией имеют одного или обоих умственно отсталых родителей.

В зависимости от глубины умственной отсталости выделяют три её степени:

Значительное место в клинической картине олигофрений и ранних резидуально-органических состояний с интеллектуальными нарушениями в пубертатном периоде занимают расстройства настроения. Для олигофренов характерны дисфорические эпизоды и суточные колебания настроения. Выявленные различия по частоте расстройств настроения дают не только более полное представление о клинической картине, но и отражают предпочтительную связь между видом расстройств настроения и глубиной психопатологических нарушений. Так, эйфория обычно сочетается с о снижением критических способностей, а дисфория – с более выраженной дисгармоничностью личностных особенностей. Вместе с тем появление или исчезновение эпизодов нарушенного настроения является важным диагностическим признаком, свидетельствующем о разного рода динамических сдвигах.

При изучении нарушений в сфере влечений можно говорить о том, что на первый план выходят такие нарушения, которые имеют стойкий характер в силу их фиксации по типу патологической привычки или по механизму условно-рефлекторной связи, например, такие как склонность к злоупотреблению алкоголем, раннее курение, бродяжничество.

В клинических подгруппах олигофрений очень часто отмечаются бродяжничество, садистические наклонности и сексуальные извращения (значительно чаще в подгруппах с дебильностью).

Садистические наклонности, как и сексуальные извращения, в большей мере характерны для подгрупп с инфантилизмом.

Важное значение, имеет анализ поведенческих нарушений, которые обуславливаются психологическим кризом созревания.

Что такое Олигофрения?

Под олигофренией понимается врожденное или приобретенное в младенческом возрасте недоразвитие психики, которое проявляется снижением интеллекта вследствие поражения мозга. Так что же такое олигофрения?

Олигофрения – это когда кроме умственного дефекта имеется также недостаточное развитие речи, эмоциональной функции, волевой сферы, моторики. Впервые данный термин ввел Эмиль Крепелин.

Причины олигофрении

Причинами олигофрении могут являться внутриутробные поражения плода различными тератогенами (вредными факторами), инфекциями, токсинами, родовые травмы, гипоксия плода, глубокая недоношенность, травмы головы, тяжелые инфекции нервной системы, генетические причины. Не всегда можно установить точную причину заболевания.

Среди генетических причин могут быть хромосомные нарушения – синдромы Дауна, Прадера-Вилли, Ангельмана, Вильямса, частичные делеции, дупликации, трисомии хромосом.

Могут быть генные дефекты, то есть мутации, произошедшие в отдельных генах. Это может проявляться определенными генетическими синдромами, но чаще встречаются случаи, когда определенный синдром невозможно установить.

Распространенность олигофрении

Олигофрения входит в гетерогенную группу заболеваний, характеризующихся нарушением психического развития. В экономически развитых странах распространенность олигофрении составляет около 1%. Из этого количества пораженных 85% составляет легкая умственная отсталость. Мужчины болеют в 2 раза чаще. Прогрессирования патологического процесса не отмечается. Чтобы установить степень умственного отставания и определить IQ индивида, используются стандартные психологические тесты.

Олигофрения – классификация

В настоящее время пользуются несколькими классификациями олигофрении – в зависимости от степени тяжести, причин развития патологии, наличия осложнений и др.

Выделяется мало выраженная степень умственной отсталости – дебильность, средне выраженная – имбецильность и тяжелая – идиотия. По МКБ-10 классификации этих уровней вычленяется 4, от легкой до глубокой.

При легкой степени олигофрении – IQ составляет 50-69 единиц, при умеренной – IQ 35-49, при тяжелой – IQ 20-34, при глубокой IQ

MedGlav.com

Медицинский справочник болезней

Олигофрения. Причины, виды и лечение олигофрении.

ОЛИГОФРЕНИЯ.

ОЛИГОФРЕНИЯ (от греч. olfgos — малый и phren — ум), малоумие — различные формы психического недоразвития, врожденные и рано приобретен­ные. Признаками, объединяющими всю группу Олигофрений, являются наличие умственного недоразвития и от­сутствие прогрессирования болезни.

Этиология.

Причины Олиглфрении различны. В большинстве случаев Олигофрения обусловлена воздействием внешних вредностей, повреждающих половые клетки (яйцеклетки, спер­матозоиды) родителей или нарушающих развитие центральной нервной системы плода во внутриутроб­ном периоде или ребенка в младенческом возрасте. Лишь в небольшой части случаев Олигофрпении ее причиной является патологическая наследственность.

Читайте так же:  Боюсь рожать

Различные проявления Олигофрении зависят также от вре­мени воздействия вредности: вредности, действую­щие на зачаток, плод, в раннем периоде беременности могут явиться причиной тяжелых пороков разви­тия мозга; повреждение плода в последние месяцы беременности или болезни ребенка в первые годы жизни дают менее глубокие дефекты развития.

Клинические симптомы.

Олигофрения проявляется не только умственным, но и физическим недоразвитием: отсталостью в росте, диспропорция­ми телосложения, неправильным строением черепа, задержкой или, наоборот, преждевременным поло­вым развитием.
Частыми признаками Олигофрений являются нарушение речи, движений, дефекты органов чувств.
Отмечаются также некоторые особенности и в пове­дении больных Олигофренией у одних — двигательное беспо­койство, неустойчивость настроения, повышенная раздражительность, неспособность контролировать свои влечения; у других, наоборот, преобладают вялость, заторможенность.

В зависимости от степени недостаточности интел­лекта при Олигофрении различают три группы:

  • Наиболее тяже­лая— Идиотия (от греч. idiot eia—в переносном смысле: грубость, невежество),
  • Менее тяжелая— Имбецильность (от лат. imbecillus—слабый, немощный),
  • Относительно легкая — Дебильность (от лат. debilis — слабый).

Это деление имеет практическое значение, так как для больных каждой из этих групп требуются разные приемы обучения, воспитания и ухода.

При Идиотии речь отсутствует или ограничи­вается лишь отдельными словами, осмысление окру­жающего недоступно, простейшие навыки caобслуживания отсутствуют или очень слабо развиты. Эти глубоко слабоумные больные нуждаются в по­стоянном надзоре и уходе.

Имбециллы овла­девают элементами речи, но запас слов мал, а речь неправильна в смысле артикуляции. Мышление раз­вито слабо; владея определенным запасом предста­влений и отдельными конкретными понятиями, они неспособны к обобщению и отвлеченнохму (абстракт­ному) мышлению. Обучение их чтению, письму и счету очень затруднено даже в условиях специаль­ной школы: зная буквы, они с трудом складывают их в слова, отвлеченный счет им недоступен. При правильном воспитании им удается привить элемен­тарные навыки труда; однако возможности само­стоятельного приспособления к жизни у них ограничены, они нуждаются в опеке.

Дебилы владеют речью, двигательные нарушения у них наблюдаются реже и легче исправляются. Они более целенаправленны и могут обучаться грамоте в пределах 4—5 классов; но высшие фортмы познавательной деятельности, способность к отвлеченному мышлению у них недоразвиты. Поэтому они должны обучаться по соответствующей программе и особыми методами в условиях специальной (вспомогательной) школы. Дебилы могут овладеть несложной профессией, приспособиться к условиям жизни и вести тельное существование.

Профилактика.

В связи с тем, что большинство случаев Олигофрении связано с вредностями, действующими на зачаток и плод, а также на детей раннего возраста, наиболее действенным путем профилактики является система мероирпятий по охране беременных женщин, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте от травм, инфекционых и токсических заболеваний.
Очень важно установить особое наблюдение за детьми, подвергавшимся вредностям во внутриутробном периоде, во время родов и в первые годы жизни. Важной профилактической задачей является раннее распознавание Олигофрении, своевременное начало лечения и медико-педагогические работы с больными детьми.

ЛЕЧЕНИЕ.

Лечение наиболее эффективно в тех случаях, когда известна причина недоразвития (сифилис, токсоплазмоз, внутрисекреторные нарушения и др.).

  • Во всех случаях Олигофрении применяется терапия, стимулирующая развитие интеллекта и речи ребенка (глютаминовая кислота, липоцеребрин, витамины).
  • При наличии двигательного беспокойства применяют успокаивающие средства (препараты брома, валерьяны, кальция).
  • При некоторых формах Олигофрении (больным с патологическим поведением, расторможением грубых влечений) показано лечение аминазином.
  • Во всех случаях Олигофрении обязательно проведение лечебно-педагогических мер, специальных приемов обучения, воспитания и трудоустройства.

Все об олигофрении

Олигофренией называют врожденное или приобретенное заболевание, которое характеризуется отставанием в психическом развитии. Обычно она провоцируется различными заболеваниями, которые происходят во внутриутробный период развития человека, или генетическими факторами, влияющими на патологическое формирование.

Таким образом, заболевание выявляется в раннем возрасте путем тестов на интеллект, а также наблюдения за ребенком, который по некоторым показателям отстает в своем умственном развитии.

Виды и причины

В зависимости от причин возникновения болезни, выделяют три вида психического расстройства:

  1. Генетическая;
  2. Внутриутробная;
  3. Перинатальная.

Какие психологи интернет-журнала psytheater.com выделяют основные факторы, приводящие к данному синдрому?

  • Вредные факторы во время родов и в течение первых трех лет: черепные травмы, гипоксия, асфиксия, тяжелые роды и т. д.;
  • Болезни матери в период беременности;
  • Генетические причины: гормональные сбои, хромосомный набор.

Основными заболеваниями, которые часто сопровождают отставание в развитии, являются:

  1. Болезнь Дауна – дополнительная 21 хромосома;
  2. Гидроцефалия – накопление ликворы в желудочках мозга;
  3. Токсоплазмоз – инфекционное заболевание;
  4. Микроцефалия – маленький размер черепа и мозга;
  5. Фенилкетонурия – скопление токсичного продукта в результате нарушенного метаболизма фенилаланина.

перейти наверх

Олигофрения часто является сопровождающим другую болезнь синдромом. Совокупность заболеваний приводит к отставанию в развитии речи, психики и эмоций ребенка. Какие выделяют основные симптомы данного заболевания?

  • Нарушенное абстрактное мышление;
  • Задержки в психическом развитии;
  • Безграмотная, скудная и простая речь;
  • Рассеянность внимания;
  • Плохая память;
  • Нежизнеспособность, неприспособленность к окружающему миру;
  • Задержка в физическом развитии: взрослый человек может внешне выглядеть, как подросток.

Явные признаки заболевания проявляются в школьном возрасте. Маленькие олигофрены проявляют следующие симптомы своего заболевания:

  • Психическое и речевое отставание;
  • Скудость эмоций;
  • Отсутствие интереса к познаванию окружающего мира;
  • Отсутствие желания общаться с другими детьми;
  • Неумение оперировать абстрактными понятиями.
Видео (кликните для воспроизведения).

перейти наверх

Само заболевание имеет разную степень своего развития. В зависимости от уровня умственного интеллекта, разделяют на:

  1. Дебильность – легкая степень заболевания, которая отмечается лишь незначительной утратой умственных, эмоциональных и жизнедеятельных способностей;
  2. Имбецильность – средняя степень, которая выражается в частичной недееспособности людей. Они обучаемы, но не способны выживать самостоятельно;
  3. Идиотию.- тяжелая степень, проявляющаяся в полной неспособности человека самообеспечивать себя. Здесь нужен постоянный уход и забота со стороны окружающих.

Болезнь обычно легко выявляется путем обнаружения определенных симптомов в отставании развития и проведенных исследований врачами. Делается анализ крови, просматривается головной мозг, проводятся тесты – все это для того, чтобы выявить причины развития нарушения и формирования нужного комплекса лечения.

К сожалению, медицина не способна излечить олигофрению. Здесь возможны лишь процедуры по устранению заболеваний, которые ее спровоцировали, и симптоматики, которая проявляется. Детей водят в спецшколы и группы, организованные специально для отстающих в развитии.

Проводятся различные тренинговые процедуры для того, чтобы привить жизненные навыки заболевшим. Дети с легкой формой синдрома могут работать, что требует всего лишь привития им нужных операций, которые нужно выполнять.

Родителям следует понимать, что ребенок-олигофрен – это на всю жизнь. За ним придется постоянно ухаживать и заботиться. Это должно заставить молодых родителей заранее думать о тех заболеваниях, которые они не лечат, вредных привычках, которыми пользуются, и образе жизни, который ведут. Комплекс предпринятых мер по самосовершенствованию может поспособствовать развитию здорового ребенка.

Читайте так же:  Возбудимость нервной системы

Как диагностировать олигофрению в стадии дебильности. Особенности мышления при данном заболевании

Олигофрения может проявляться задержкой психического и интеллектуального развития разной степени – от полной несостоятельности до лёгкой недостаточности, пограничной с нормой. Тяжесть заболевания определяет как этиология олигофрении, так и сроки её выявления и последующего лечения.

Обычно выделяют три степени олигофрении – идиотия, имбецильность и дебильность. Среди них в подавляющем большинстве случаев (порядка 75%) встречается дебильность. Разделение по степеням осуществляется в соответствии с коэффициентом интеллекта (IQ):

  • IQ 50-70 баллов – дебильность
  • IQ 20-50 баллов – имбецильность
  • IQ менее 20 баллов – идиотия.

Могут возникнуть затруднения при определении пограничных состояний, например нижней границы нормального интеллекта и лёгкой степени дебильности, или тяжелой дебильности и начальной стадии имбецильности. В этом случае виды олигофрении дифференцируют с учётом социальной адаптированности, способности к обслуживанию себя и абстрактному мышлению.

Олигофрения в стадии дебильности, в свою очередь, разделяется на несколько стадий: IQ 65-69 баллов считается лёгкой дебильностью, 60-64 балла – умеренной, и 50-59 – тяжелой.

Дополнительно выделяют следующие формы дебильности:

  • Стеническая форма – самая распространённая, различают два её вида – уравновешенная (при которой больные активны, общительны, добродушны) и неуравновешенная (с вспыльчивостью, неупорядоченным поведением, перепадами эмоций).
  • Астеническая форма характеризуется утомляемостью, истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью.
  • Атоническая форма отличается невозможностью осмысленного, рационального поведения.
  • Дисфорическая форма встречается реже других и характеризуется склонностью к разрушениям, агрессии, сниженному фону настроения.

Симптоматика дебильности у детей

Из-за невыраженных проявлений зачастую диагностируется лишь с началом обучения в школе в возрасте 7-10 лет. Развитие устной речи у таких детей запаздывает, первые слова они произносят в 1,5-2 года, но к 5 годам большинство из них достаточно для бытового общения овладевают речью. Замедление скорости психического развития может оставаться незамеченным родителями и даже воспитателями в детском саду. Явным оно становится после начала обучения в школе, где ребёнок испытывает явные затруднения с обучением, особенно абстрактным предметам, например математике. Это затруднение может быть столь выраженным, что возникает потребность в переводе ребёнка в специализированную школу. Специальные методики обучения помогают детям с дебильностью освоить навыки письма, счёта, чтения, изучить программу, аналогичную первым 3-4 классам обычной школы.

При этом у детей наблюдаются и все олигофренические особенности мышления – они испытывают затруднения с пониманием условий задач, с трудом определяют взаимоотношения предметов, связи между ними. Это особенно явно проявляется в задачах на логику, например в которых нужно исключить предмет из ряда или найти недостающий. Также дети с дебильностью тяжело усваивают правила правописания.

При этом дети с дебильностью хорошо обучаются навыкам самообслуживания, могут помогать в ведении домашнего хозяйства.

Особенности мышления больных

Нарушения в интеллектуальной сфере у больных с дебильностью характеризуются значительным затруднением или полной невозможностью выработки, формулировки и использования абстрактных понятий, обобщений, выводов.

Мышление у больных с олигофренией в степени дебильности описательного характера, они распознают только внешние причины событий и на их основании строят рассуждения. Ситуацию в целом большинство дебилов охватить не могут. С этим связано и то, что такие больные не формируют собственных суждений о мире, они перенимают их у окружающих, легко принимая на веру всё сказанное. При этом у них отсутствует и потребность в таких обобщениях, любознательность, пытливость. В детстве они заучивают правила игр, отдельные фразы и употребляют их шаблонно, в той же форме, в которой заучили.

Несмотря на невозможность абстрактного мышления, больные с олигофренией в стадии дебильности, особенно в лёгких её формах, хорошо ориентируются в житейских ситуациях, покладисты, умело избегают конфликтов.

Часть дебилов проявляют частичную одарённость на фоне общей задержки психического развития – у них может быть абсолютная память (при этом вовсе не обязательно они понимают запомненное), идеальный музыкальный слух, способность выполнять в уме сложные математические вычисления.

Эмоциональная сфера

Олигофрения в стадии дебильности характеризуется доверчивостью больных, они легко попадают под чужое влияние, принимают на веру идеи. Ввиду лёгкой внушаемости, дебилы могут быть опасными для окружающих. Они охотно верят сказанному, выполняют указания без критического осмысления. Поэтому злоумышленники могут использовать их как орудие осуществления преступления. По чужому указанию дебил может поджечь дом, что-то сломать или избить человека, не обдумывая эти указания и не учитывая их последствий.

У дебилов, как и при олигофрении в степени имбецильности и идиотии часто наблюдается явное растормаживание эмоциональной сферы и примитивных влечений. Особенно это заметно в отношении сексуальной сферы, например больные не стесняясь онанируют в окружении людей.

В эмоциональном отношении дебилы чаще всего бывают или добродушными, ласковыми, приветливыми, или же напротив, озлобленно-агрессивными. В отношении двигательной активности они обычно либо чрезвычайно активны, непоседливы, либо заторможены.

Социализация больных с дебилизмом

Крайне важно в реабилитации больных с олигофренией в стадии дебилизма правильно организовать быт и работу. Приложив некоторые усилия для их обучения, и рационально оборудовав рабочее место, можно получить отличного работника, усердного и исполнительного. Часто дебилы достигают высокого уровня профессионализма в выполнении своей работы.

Многие дебилы создают семью, обзаводятся детьми, и живут в счастливом браке. У них часто развиваются особые компенсаторные механизмы, призванные нейтрализовать недостаточные способности к абстрактному мышлению. Так, многие дебилы эмоционально чувствительны, пластичны, легко приспосабливаются к требованиям окружающих, окружают их заботой, выполняют тяжелую работу в доме. Они сознательно или неосознанно избегают ситуаций, где может проявиться их интеллектуальная несостоятельность, стараются не посещать официальных учреждений, больниц, школ, различных мероприятий.

Для дебилов характерно внешнее проявление незадачливости и беспомощности, что стимулирует окружающих опекать больных, помогать им. Также они в силу неразвитости интеллекта больше полагаются на интуитивные ощущения и механизмы, их поступки основываются на инстинктах, поэтому часто более естественны и располагают к себе. Дебильность в лёгкой стадии также характеризуется некоторым инфантилизмом в сочетании с живостью и яркостью эмоций, которые не угасают со временем. Их чувства к супругу будут даже спустя 30 лет совместной жизни такими же яркими, как в день первой встречи. Такая подкупающая открытость часто привлекает людей и компенсирует несостоятельность в других сферах жизни.

Справочник по психиатрии

ОЛИГОФРЕНИИ

Олигофрения (малоумие) — врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) слабоумие, выражается в недоразвитии всей психики, но преимущественно интеллекта. Врожденное слабоумие с признаками недоразвития (олигофрению) принято отличать от деменции — приобретенного слабоумия с распадом психической деятельности.

Общая характеристика. Олигофрения относится к обширной группе заболеваний, связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогении). Ее рассматривают как аномалию с недоразвитием психики, личности и всего организма больного. Олигофрении — клинически однородная группа заболеваний различной этиологии, объединяемых двумя обязательными признаками: 1) психическим недоразвитием с преобладанием интеллектуальной недостаточности; 2) отсутствием прогредиентности.

Читайте так же:  Профессиональное самоопределение

Динамика олигофрений связана с возрастным развитием (эволютивная динамика) с декомпенсацией или компенсацией состояния, патологическими реакциями под влиянием возрастных кризов и различных экзогенных, в том числе психогенных, факторов.

К олигофрениям не следует относить врожденные или возникающие в детстве прогредиентные заболевания, сопровождающиеся слабоумием, остаточные явления раннего органического поражения головного мозга с деменцией, а также вторичные задержки развития, обусловленные различными физическими дефектами, поражением речи, слуха и т. д.

Олигофренами не являются малоодаренные дети и дети с временной задержкой развития в связи с истощающими заболеваниями или вследствие неблагоприятных условий среды и воспитания (социальная и педагогическая запущенность, эмоциональная депривация).

Во многих странах олигофрения объединяется с различными формами рано возникшей деменции и задержками психического развития под обобщающим названием «умственная отсталость». Основным диагностическим критерием умственной отсталости считается количественная оценка интеллекта по стандартным психологическим тестам (интеллектуальный коэффициент — IQ). В 15-м докладе Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по психогигиене (1967) указаны следующие критерии: легкая умственная отсталость — IQ = 50—70; средней тяжести — IQ = 35—50; резко выраженная — IQ = 20—35; глубокая — IQ меньше 20.

Эпидемиологическая справка. Умственная отсталость широко распространенна во всем мире (1—3% населения). Приблизительно 75% лиц, относимых к умственно отсталым, имеют легкую отсталость (IQ>50). Остальные, т. е. те, у кого IQ

Олигофрения в стадии дебильность — легкая степень умственной отсталости

Олигофрения – стойкое психическое недоразвитие, или умственная отсталость. Причина – органическое поражение головного мозга, которое может быть, как врождённым, так и приобретённым в период раннего детства.

Устаревшая разбивка олигофрении на 3 стадии (дебильность имбецильность идиотия) в настоящее время не используется медиками по этическим соображениям. Они предпочитают нейтральные термины, исходя из коэффициента интеллекта. Чем выше коэффициент, тем менее выражена стадия олигофрении:

  • 50-70 баллов – лёгкая степень;
  • 35-50 – умеренная;
  • 20-35- тяжёлая;
  • меньше 20- глубокая.

Но традиционное деление олигофрении на 3 стадии даёт более ясную картину:

  • дебильность – самая лёгкая и распространённая форма умственной отсталости.
  • имбецильность – средняя.
  • идиотия- глубокая.

Врождённую умственную отсталость можно приобрести:

  • в период внутриутробного развития;
  • во время родов.

Приобретённая дебильность случается обычно в возрасте до 3-х лет, чему способствуют:

Кто он, человек с легким слабоумием?

Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.

Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.

Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.

При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.

Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.

Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.

Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.

Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.

У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.

В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).

Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.

Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.

Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).

Стадии и степени дебильности

Различают три стадии в зависимости от IQ:

  • легкая: коэффициент интеллекта 65-69 баллов;
  • умеренная: IQ 60-64 балла;
  • тяжёлая: IQ 50-59 балла.

Также выделяют такие виды дебильности:

  1. Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
  2. Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
  3. Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
  4. Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.

Детский дебилизм и его особенности

Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.

В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…

Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.

С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.

Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.

Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.

Читайте так же:  Измена девушки

Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.

Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.

Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.

Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.

Эмоциональная сторона

У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:

  • на первом полюсе: приветливые, добрые, ласковые;
  • на втором: злые, угрюмые, агрессивные.

Также существуют и два полюса активности:

  • крайне активные дети – на одном полюсе;
  • крайне заторможенные – на другом.

Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.

Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.

Особенности мышления

«Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции.
У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.

У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».

Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.

Постановка диагноза и тесты

С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.

Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.
Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.

[2]

Тест Айзенка

Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:

  • верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
  • вариант нормы: 90-110 баллов;
  • меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
  • всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.

Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.

Тест Войнаровского

Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.

Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».

Оценка развития речи

Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:

  • вставить в рассказ недостающие слова;
  • пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
  • правильно расставить запятые в тексте;
  • придумать фразу из отдельных слов.

Тест Торренса

Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:

  • фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
  • задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
  • лист с нарисованными парными прямыми линиями.

Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.

Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.

Коррекция и оказание помощи

В основном лечение симптоматическое:

  • психотропные и ноотропные препараты;
  • общеукрепляющие;
  • противосудорожные и дегидратационные;
  • метаболические.

Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными.
Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.

С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.

Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.

Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.

Профилактические меры

Видео (кликните для воспроизведения).

Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:

  • выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
  • обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
  • здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
  • мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.

Источники


  1. Анатолий Некрасов Путы материнской любви / Анатолий Некрасов. — Москва: ИЛ, 2015. — 256 c.

  2. В.В. Ивлева Психология семьи / В.В. Ивлева. — М.: Букмастер, 2012. — 352 c.

  3. Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.
Все об олигофрении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here