Закономерности психических процессов чем отличаются эмоции человека от его чувств

Сегодня мы рассмотрим тему: "Закономерности психических процессов чем отличаются эмоции человека от его чувств" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Эмоции

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Эмоции это особый класс субъективных психических состояний, выражающиеся в мимике лица и голоса, которые сопровождают душевные переживания на фоне смены функционального состояния организма.

Эмоции могут служить для короткого, ситуативного проявления чувств, но могут и маскировать истинные чувства, будучи предъявляемыми для окружающих, как маска истинного состояния. Наконец, эмоции — это и название всех проявлений аффективной сферы. Учитывая все эти замечания, под эмоциями можно понимать и чувства, и аффекты, и настроения, и даже желания.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Функции эмоций

  1. Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта. Они являются системой сигналов, с помощью которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий.
  2. Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. По мнению С. Л. Рубинштейна, «…эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него«
  3. Активационная функция, непосредственно связанная с побудительной. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности ЦНС и отдельных ее структур.

Эмоциональные состояния по-разному влияют на динамику протекания деятельности, ее темп и ритм. Эмоции радости, уверенности в успехе деятельности придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе. Д. Хебб экспериментальным путем получил кривую, отражающую зависимость эффективности деятельности человека от уровня его эмоционального возбуждения (Активационная теория эмоций Хебба) . Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата деятельности нежелательно как слишком слабое, так и очень сильное эмоциональное возбуждение. У каждого человека имеется оптимальный уровень эмоционального возбуждения, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Этот оптимум зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, условий, в которых она протекает, индивидуальности включенного в нее человека и многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а чересчур сильная разрушает ее, дезорганизует и делает неуправляемой.

Формы протекания

По форме протекания основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек делятся на: собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоциональная устойчивость в основном определяется типом темперамента. Выделяют два полярных типа: Невротизм и стабильность.

Невротизм (нейротизм) это эмоционально психологическая неустойчивость, подверженность психотравмам. У лиц с повышенным нейротизмом из-за излишней впечатлительности и обидчивости даже по пустякам может возникать эмоциональный стресс. Они долго переживают конфликты, не могут взять себя в руки, часто подавлены, огорчены, раздражительны, тревожны. Экстраверсия в сочетании с повышенным нейротизмом обусловливает проявление темперамента холерика; интроверсия — темперамент меланхолика.

Противоположность нейротизма — эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как сангвинистический темперамент; в сочетании с интроверсией — как флегматик.

Любопытно, что благополучные семейные пары с устойчивыми и максимально совместимыми отношениями отличаются противоположными темпераментами: возбудимый холерик и спокойный флегматик, а также печальный меланхолик и жизнерадостный сангвиник — они как бы дополняют друг друга, нужны друг другу. В дружеских отношениях часто находятся люди одного темперамента, кроме холериков (два холерика часто ссорятся из-за взаимной несдержанности).

Чувства

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Чувства — высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоционально-чувственных проявлениях личности можно выделить три сферы:

  • ее органическую жизнь — органическая (аффективно-эмоциональную) чувствительность;
  • ее интересы материального порядка — предметные чувства
  • ее духовные, нравственные потребности — обобщенные мировоззренческие чувства.

К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.

Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.

Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Аффекты

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Читайте так же:  Чувство юмора

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсти

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

Психологические теории эмоций

В XVIII – XIX вв. не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений (Гебарт)

  • «Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения, которые рассматриваются как следствие эмоций, стали их причиной. Каждой эмоции соответствует свой набор физиологических проявлений.
  • «Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда. Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психологические переживание и физиологические реакции возникают одновременно.
  • Круг Папеса и теории активации. Эмоция – это не функции отдельных периферических нервных центров, а результат активности сложной сети мозга. Эта концепция получиа название называние «Круг Папеса».
Когнитивные теории эмоций

Эти теории открывают природу эмоций через механизмы мышления.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В эмоциях большую роль играют когнитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда ожидания человека подтверждаются, то есть как реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом. И наоборот, отрицательные э. формируются, когда идет рассогласование ожиданий и реальности

Информационная теория эмоций П.В. Симонова. В символической форме представлена совокупность функций, влияющих на возникновение и характер эмоций:

где Э — эмоция, ее сила и качество;

П — величина и специфика актуальной потребности;

н — И с) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного прижизненно приобретаемого опыта;

И н — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности;

И с — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Согласно теории эмоций Симонова, возникновение эмоции обусловлено дефицитом прагматической информации (когда И н больше чем И с ) , именно это вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и т.д. Положительные эмоции, такие, как радость и интерес, появляются в ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом, другими словами — когда И с больше чем И н .

Связь эмоций и других психических процессов

Читайте также:

  1. D) независимость государства от других государств в его внутренних и внешних отношениях.
  2. II.) Взаимосвязь между энергией и деньгами
  3. UML как средство описания бизнес-процессов
  4. V2: Статистические методы моделирования связи социально-экономических явлений и процессов
  5. А как в других семьях?
  6. А. Связь. Порядок пользования. Регламент переговоров с ДЦХ
  7. АБИОТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
  8. Автоматизация массообменных процессов
  9. Автоматизация основных процессов управления персоналом.
  10. Автоматизация тепловых процессов
  11. Агрегатные индексы цен, физического объема, товарооборота, их взаимосвязь
  12. Акустические волны. Связь между давлением, плотностью, скоростью и смещением частиц воздуха в волне. Интенсивность акустической волны.

Виды эмоций.

Виды эмоций

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.

Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Чувства— продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль.

Аффект— наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек

Эмоцияминазываются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и к своей деятельности.

Эмоции отличаются следующими особенностями.

Субъективный характер. Отношение, которое выражается в эмоциях, всегда носит личный, субъективный характер и существенно отличается от осознания тех объективных связей между вещами, которые устанавливаются в процессе познания окружающего мира.

Крайнее многообразие качественных особенностей. Следующий, довольно неполный перечень эмоциональных состояний, поскольку они получили выражение в речи человека, позволяет судить о чрезвычайно большом числе и разнообразии эмоций:

чувство голода , жажды, приятного вкуса, наслаждения, отвращения, чувство боли, вожделения, обладания, половое чувство;чувство решительности, уверенности в своих силах, беспечности, безопасности, смелости, храбрости, отваги, мужества, чувство риска;чувство самоудовлетворения, тщеславия, честолюбия, самомне­ния, наглости, бесстыдства, надменности, чувство превосходства, гордости, тщеславия, презрения, снисхождения;

Читайте так же:  Самосовершенствование личности – способы

Пластичность.Одна и та же по своему качеству эмоция, например радость или страх, может переживаться человеком во многих оттенках и степенях в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов или видов деятельности, с которыми она связана. Человек может испытывать радость при встрече с другом , в процессе интересующей его работы, любуясь величественными картинами природы, наблюдая веселые и непринужденные игры детей, читая книгу и т.п.- но все эти проявления радости очень различны по своему качеству и степени.

Связь с внутриорганическими процессами. Эта связь имеет двоякий характер: 1) внутриорганические процессы являются сильнейшими возбудителями многих эмоций, 2) все без исключения эмоции в той или иной форме и степени находят свое выражение в телесных проявлениях. Тесная связь эмоций с процессами жизнедеятельности организма была подмечена очень давно. Еще Декарт, говоря об эмоциях (любви, ненависти, желания, радости и печали), утверждал что «все они относятся к телу и даны душе только постольку, поскольку она связана с телом». Эмоции сигнализируют обо всем том, что полезно и что вредно для тела, и непосредственно побуждают человека к деятельности, направленной на сохранение целостности его организма и поддержание жизни. Вместе с тем эмоции, будучи связаны с усилением и ослаблением кровообращения, оказывают большое влияние и на работу мозга

Связь с непосредственным переживанием собственного «Я». Даже самые слабые эмоции захватывают всего человека в целом, сопровождаются острыми ощущениями собственной личности в ее органической целостности и противопоставленности внешней среде.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 897 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Глава 4 Эмоциональные психические процессы

§ 4. Закономерности эмоций и чувств

Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем закономерностям формирования и функционирования условного рефлекса.

Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из закономерностей чувств является их обобщенность и возможность переноса.

Другая закономерность — притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду слышишь; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям.

Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку они сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая к ее изменению.

Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтического поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благополучный исход его злоключений. Это контраст чувств.

Одна из закономерностей чувств — их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувства у нас укрепляются любовь и уважение к родителям, другу, родным местам. Накопление отрицательных переживаний (жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аффекту, очень сильной реакции по поводу внешне незначительного события.

Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой.

Одна из закономерностей эмоций — их переключаемость.

Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты (всем знакомо явление вымещения зла на слабом).

В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы — амбивалентны, возникает внутриличностная конфликтная ситуация. (Так, у отца-алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь.) Конфликт между противоположными чувствами изживается различными способами: вытеснением чувств под каким-либо оправдательным предлогом, искажением отдельных представлений.

[2]

Эмоции и чувства имеют внешнее выражение — экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи. Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи. Их талант очень верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств — мук и страдания, горести и печали, юмора и веселья.

Большая группа мимических мышц лица создает типичные эмоциональные выражения. При этом активность левого полушария отражается на правой части лица, а активность правого полушария — на левой. Левая и правая части лица по-разному выражают реакции на эмоциональные факторы. Работа правого полушария выражается в эмоциональной непосредственности левой половины лица. Здесь можно увидеть «истинное» чувство. На правой же половине лица эмоции выражаются более проконтролированным левым («рациональным») полушарием.

Виды, свойства и закономерности эмоций и чувств

Виды Свойства Закономерности
эмоций чувств
1. Эмоциональный тон ощущений 1. Праксические 1. По качеству: положительные и отрицательные 1. Обобщенность
2. Эмоциональный отклик 2. Моральные 2. По влиянию на активность поведения: стенические и астенические 2. Контрастность
3. Настроение 3. Эстетические 3. По влиянию на сознательную контролируемость поведения: усиливающие или ограничивающие роль сознания 3. Суммация
4. Конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация 4. Интеллектуальные 4. По глубине: глубокие и поверхностные 4. Компенсаторная переключаемость
5. По интенсивности: сильные и слабые 5. Взаимодействие амбивалентных чувств
6. Психосоматическая корреляция, связь с вегетативными сдвигами

Некоторые эмоциональные движения являются остатком (рудиментом) тех действий, которые у наших далеких предков имели биологическое значение — использовались для нападения или защиты: оскал зубов, сжимание кулаков при гневе, пригибание головы при страхе, вздрагивание при испуге.

Однако многие внешние выражения эмоций нельзя считать рудиментом. Это механизм общения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям понять друг друга, создают внеречевую (паралингвистическую) коммуникацию.

Эмоционально выразительные движения лица служат первым средством общения между матерью и ребенком. Мы легко замечаем чувства других людей по выражению их лица. Выразительные движения придают живость и энергию нашей речи. Они раскрывают наши мысли и намерения иногда более явно, чем слова. Подавление внешнего проявления эмоций приводит к их смягчению.

Читайте так же:  Самовнушение человека

Человек не идет на поводу у эмоций. Волевыми усилиями он может регулировать свое эмоциональное состояние. Наряду с этим эмоции остаются мощным фактором регуляции поведения даже в структуре волевого действия. Высшие эмоции органически включаются в волевую регуляцию человеческого поведения. Так, чувство долга обеспечивает достижение сознательно поставленных социально значимых целей.

Эмоции доминируют там, где сознательная регуляция поведения недостаточна, но это не значит, что, чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции.

В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее значима и вероятна.

Эмоции социализированного индивида несут регуляционную «вахту» в содружестве с разумом. Волевая регуляция не снимает эмоциональной регуляции, она обеспечивает баланс эмоций и разума, уравновешенность объективного и субъективного в психической деятельности человека.

В заключение рассмотрим сводную таблицу различных характеристик эмоций (табл. 6).

Чем отличаются Эмоции от Чувства?

Все мы, как нам кажется разбираемся в таких понятиях, как эмоции и чувства. Но кто-нибудь задумывался, почему тогда есть такое разделение. Чем отличаются эмоции и чувства? Как они формируются? В данной статье попробуем разобраться в этом вопросе.

Если мы обратимся к самой этимологии понятий эмоции и чувства, то заметим, что наиболее устойчивым понятием, употребляемым в повседневной жизни, это «чувство любви», «чувство вины», а не «эмоция любви», «эмоция вины».

Видео (кликните для воспроизведения).

Чем же отличаются эмоции от чувств?

Для начала необходимо раскрыть основные характеристики этих состояний.

Эмоции имеют следующие характеристики:

— кратковременный характер — быстро формируются и также быстро исчезают;

— переживаются более ярко и насыщенно;

— проявляются в мимике;

— связаны с гормональной системой. Например, эмоция счастье непосредственно связанна с эндорфинами;

— возникают ситуативно, т.е. возникают в определенных ситуациях;

— в большей степени связаны с потребностной сферой;

— менее устойчивы к внешним воздействиям. У девушки отличное настроение, но вдруг она услышала критику с чье-то стороны и настроение начинает меняться;

— переживаются, более или менее последовательно.


Чувства обладают следующими характеристиками:

— носят долговременный характер;

[3]

— переживаются менее ярко, но более стабильно;

— в меньшей степени проявляются в мимике;

— нет связи с гормонально системой;

— не зависят от ситуации;

— в большей степени связанны с ценностями;

— более устойчивы к внешним воздействиям;

— представляют собой набор из нескольких эмоций.

Какую же роль выполняют эмоции и чувства в отношениях?

Эмоции помогаю начать движение, сделать первый шаг. Если говорить по-другому, то это вселенная дает шанс начать отношения, формирует так называемую влюбленность, которая нам позволяет сблизиться, испытать некоторую наполненность жизни. Но со временем они погружаются, трансформируются, наполняются смыслом и преобразуются в чувства, которые в свою очередь заставляют задумываться и взглянуть на ситуацию более реалистично.


Таким образом, основная задача эмоций заключается в том, чтобы объединить двух людей, дать им возможность начать отношения. Задача же чувств, сделать эти отношения долговременными.

Эмоции: свойства, функции и закономерности протекания. Теории эмоций.

Эмоции: свойства, функции и закономерности протекания. Теории эмоций.

Под Э. в основном подразумевают сильные психич. состояния, обычно связанные с возбуждением или высоким уровнем энергии и дающие начало чувствам и страстям.

Свойства эмоций:

Субъективный характер эмоций (одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции).

Полярность эмоций (эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение – неудовлетворение, грусть – веселье…).

Фазность эмоционального характера эмоции в их динамике с количественной стороны. В пределах одного и того же эмоционального состояния (одной модальности) отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения – разрядки и возбуждение – успокоение.

Общие закономерности:

Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности.

Одна из закономерностей эмоций — их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты.

В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы — амбивалентны, тогда возникает внутриличностная конфликтная ситуация.(Так, у отца-алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь.)

Эмоции и чувства имеют внешнее выражение — экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи.

Функции

1. Отражательно-оценочная функция.Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта. Они являются системой сигналов, с помощью которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий.

2. Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. По мнению С. Л. Рубинштейна, «. эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».

3. Активирующая функция, непосредственно связанная с побудительной. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности ЦНС и отдельных ее структур. Эмоциональные состояния по-разному влияют на динамику протекания деятельности, ее темп и ритм. Эмоции радости, уверенности в успехе деятельности придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе. Д. Хебб экспериментальным путем получил кривую, отражающую зависимость эффективности деятельности человека от уровня его эмоционального возбуждения. Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата деятельности нежелательно как слишком слабое, так и очень сильное эмоциональное возбуждение. У каждого человека имеется оптимальный уровень эмоционального возбуждения, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Этот оптимум зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, условий, в которых она протекает, индивидуальности включенного в нее человека и многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а чересчур сильная разрушает ее, дезорганизует и делает неуправляемой.

Читайте так же:  Как жить после измены мужа

4. Регулирующая функция. Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта. Возникновение того или иного эмоционального отношения к объекту, предмету, явлению влияет на мотивацию на всех этапах протекания деятельности. Оценивая ход и результат деятельности, эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно.

5. Синтезирующая функция. Эмоции синтезируют в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и факты. А. Р. Лурия показал, что совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный комплекс. Актуализация одного из элементов влечет за собой, иногда против воли субъекта, воспроизведение в сознании других его элементов.

6. Смыслообразование. Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива. А. Н. Леонтьев писал по этому поводу: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается, но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок. Может статься, например, что эта его негативная реакция на чей-то успех в достижении общей цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал, и вот оказывается, что это не вполне так и что едва ли не главным для него мотивом было достижение успеха для себя».

7. Защитная функция. Такие сильные эмоциональные переживания, как страх, предупреждают человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно, и от гибели.

8. Экспрессивная функция. Эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них.

Лазарус. 3х компонентная теория. Влияют следующие компоненты: когнитивный, психологический, поведенческий. Оценивается не только физиологический сдвиг, но и возможность поведения в данной ситуации, возможность интерпретировать: эмоции возникают, если мы все воспринимаем как реально происходящее. Если подвергать все рациональному анализу – эмоции отсутствуют.

Рубинштейн. Эмоция – это нечто связанное с определенным возбуждением определенных участков в подкорковых структурах – реакция на стимул, чувства – до стимула, то что может быть вербализовано, или уже вербализовано, раз вербализовано, значит осознано. Эмоции и потребности. Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей человека. Эмоции – конкретная форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью – «+» или «-».

Леонтьев. Теория эмоций строится на Деятельности. В ней утверждается, что поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Цель всегда сознательна, такая единица активности как действие возникает только у человека, цель это то, что представляет результат действия. Мотив – это предмет потребности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.

Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции:

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Виды

Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ставит психологию перед необходимостью более четкой их дифференциации. По степени активации немецкий философ И. Кант выделил два вида эмоциональных состояний: стенические эмоции-переживания, повышающие активность личности; и астенические — переживания, снижающие активность личности. Эмоции могут быть приятными и неприятными, положительными и отрицательными. Также можно различать эмоции по их интенсивности, длительности, степени осознанности вызвавших их причин.

Эмоции человека различаются по их модальности, качеству переживаний. К. Изард выделил десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.

Эмоции: свойства, функции и закономерности протекания. Теории эмоций.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

Общее понятие об эмоциях и чувствах

Познавая действительный мир, человек проявляет определенное отношение к окружающим предметам и явлениям. Эмоции определяют результативную сторону психических функций и процессов, создают эмоциональный фон, эмоциональную окрашенность познавательных процессов. Переживаемые эмоции позволяют точнее воспринять, прочнее запомнить поступающую информацию, придумать новое. Окружающие объекты и явления, действуя на органы чувств, вызывают эмоциональную реакцию человека, выражающуюся в различных ее проявлениях – в радости, грусти, страхе, ужасе, испуге, печали, восторге, гордости, ответственности, неловкости, удовольствии, любви, смехе, ненависти, горе и т. п.

Читайте так же:  Что делать, если мама не любит меня психология и последствия

В эмоциях и чувствах человека проявляется его отношение к поступкам и поведению других людей, к коллективу, а также к своим собственным высказываниям, результатам своей деятельности и так далее. Все эмоции и чувства делятся на две основные группы. В первую группу входят те, которые выражают положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности, – удовольствие, радость, восторг, любовь и т. п. Вторую группу составляют те чувства и эмоции, которые выражают отрицательную реакцию человека на что‑либо. К ним относятся боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и так далее. Эмоции и чувства являются одной из форм отражения психикой человека окружающего мира. Отличие эмоций и чувств от других психических процессов заключается в том, что если, например, благодаря ощущениям, восприятиям, мышлению в нашем сознании отражаются различные предметы, явления и отдельные свойства и качества, а также разнообразные связи между ними, то в эмоциональных состояниях проявляется отношение человека к тому, что познается, что делается.

Эмоции и чувства – это своеобразно выраженное и переживаемое человеком отношение к действительности, к окружающему миру.

В каждый конкретный момент определенное отношение человека вызывает лишь то, что входит в круг его потребностей и интересов. Остальное из воспринимаемого не вызывает у него эмоциональной реакции, остается для него безразличным. Эмоции и чувства проявляются у человека тогда, когда происходит удовлетворение или неудовлетворение (в самых разнообразных формах) его потребностей. С общебиологической точки зрения полезность эмоций выражается в подкрепляющей и закрепляющей роли. Переживания человека пронизывают всю мотивационно‑потребностную сферу человека. При этом следует иметь в виду не только органические потребности человека (потребность в пище, воде, тепле и т. п.), но и все те многочисленные потребности, которые вытекают из условий его общественной жизни (потребность в общении, в принадлежности к группе, в знаниях, в искусстве и т. п.). Часто человек не осознает всей глубины и полноты охвативших его потребностей и степени их удовлетворения.

Эмоциональный мир человека очень сложен и богат. В психологии, характеризуя эмоциональные состояния человека, употребляют понятия «чувства» и «эмоции». В широком смысле эти понятия означают одно и то же. В более узком – эмоции есть элементарные переживания, выражающие реакцию удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей в пище, питье, тепле и т. п. Жизнь в человеческом обществе, общественная природа человека обусловили развитие особой формы эмоционального отношения человека к действительности. Эта особая форма отношения человека к окружающему миру выражается в чувствах, основой которых, как правило, являются потребности человека в определенных связях с другими людьми (потребность в общении, в выполнении общественных требований, в оценке другими людьми результатов труда и так далее.). Возникновение чувств находится в тесной связи с духовными (культурными) потребностями. Следует также подчеркнуть, что если эмоции проявляются как у человека, так и у животных (естественно, значительно отличающиеся от эмоций человека), то чувства присущи только человеку.

Нервно‑физиологической основой эмоционального переживания человека служит возбуждение коры мозга, подкорковых центров и физиологические процессы, происходящие в вегетативной нервной системе. При этом ведущая роль принадлежит коре мозга, которая регулирует протекание эмоций и чувств, оказывая как тормозящее, так и возбуждающее влияние на подкорковые центры. Процесс эмоционального переживания сопряжен с целым рядом изменений в организме человека, и прежде всего в органах дыхания, пищеварения, сердечнососудистой системе. Эмоции и чувства сопровождаются изменениями ритма дыхания, частоты пульса, кровяного давления, расширением зрачков, побледнением или покраснением кожного покрова. Для каждого эмоционального переживания характерны определенные изменения во внутренних органах человека. По всем изменениям в целом, происходящим в организме человека, в эмоциональном состоянии можно легко определить чувство или эмоциональное состояние, испытываемое человеком в данный момент.

Внешне эмоции и чувства проявляются в выразительных движениях.

Различают мимические (движения мышц лица) и пантомимические (движения частей тела, жесты) реакции.

Так, чувство ужаса внешне проявляется в резко поднятых вверх бровях, широко открытых глазах («от ужаса глаза на лоб полезли», – часто говорят в беседе), открывшемся рте, судорожных движениях рук, как бы отмахивающихся от того, что заставило испытать это чувство. Как правило, по выразительным движениям можно определить глубину эмоционального состояния. Причем, в понимании чувств по выразительным движениям можно достичь большой тонкости и глубины – о чувствах человека мы судим по сложнейшему комплексу его поступков, слов и связанной с ним экспрессии (мимике, пантомимике, интонации и т. п.). Выражая в той или иной форме свои чувства, человек оказывает эмоциональное воздействие на других людей.

[1]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Чернова, Г. Р. Психология общения / Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина. — М.: Питер, 2013. — 240 c.

  2. Выжутович, В. В. Принимаю решение / В.В. Выжутович. — М.: Издательство политической литературы, 2015. — 256 c.

  3. Священник Лоргус Андрей Влюбленность, любовь, зависимость. Как построить семейное счастье? / Священник Лоргус Андрей. — М.: Никея, 2016. — 720 c.
Закономерности психических процессов чем отличаются эмоции человека от его чувств
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here