Жестокость подростков

Сегодня мы рассмотрим тему: "Жестокость подростков" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Как появляется подростковая жестокость?

Страшные плоды нелюбви

Мой ребенок не такой

История про московских школьниц, жестоко избивавших свою ровесницу под видеозапись, потрясла многих.

Но за всем этим справедливым возмущением, как мне кажется, скрывается большая родительская тревога, так и оставшаяся невысказанной. Эти девочки, они ведь не из дикого леса выскочили и не из параллельной реальности, населенной бездушными монстрами. И случай этот далеко не единственный, чего уж там. Зашкаливающая подростковая жестокость – явление, увы, никак не экзотическое. Подобные «разборки» время от времени случаются едва ли не в каждой школе или колледже. Просто за пределы подростковой среды они, как правило, не выходят. Не тот это возраст, когда потерпевшие могут пожаловаться на свое унижение родителям или написать заявление в полицию. Подростку проще молча перетерпеть унижение, чем рассказать о нем кому-либо.

Лишь появление соцсетей и видеокамер в каждом телефоне сделало эту беду заметной для взрослых. Но и в этом тоже наглядно выражает себя все та же безжалостность: в соцсети подобные материалы выкладывают сами насильники, чтобы причинить своим жертвам еще больше страданий.

И где гарантия, что завтра этими жертвами не станут уже наши сыновья или дочки? Или, что еще страшней – вдруг и они тоже окажутся в своей, невидимой для нас подростковой жизни, такими вот, безжалостными палачами, наслаждающимися чужой болью и унижением? Да конечно же по умолчанию в голове сразу же возникает спасительная мысль: «Мой ребенок на ТАКОЕ не способен». Но ведь и у родителей тех девочек с видеозаписи тоже наверняка были подобные мысли. И на возмущенные риторические реплики в стиле «и кто только воспитал таких уродов», на мой взгляд, возможен лишь один честный ответ – их воспитали самые обычные родители. Такие же, как и мы сами. Точно так же не знающие, из каких семян могут проклюнуться в детской душе ростки этой сатанинской жестокости.

Откуда корни?

Главная проблема подростка – противоречивость требований, которые предъявляет к нему возраст. С одной стороны, он должен психологически отделиться от родительской семьи, чтобы весь накопленный детский опыт «переварить», усвоить и сделать платформой для вхождения в самостоятельную взрослую жизнь. С другой стороны, подросток в этот период очень нуждается в поддержке, любви, участии родителей. В каком-то смысле он похож на космонавта, выходящего в открытый космос из надежно защищавшего его корабля. Он свободен в своих действиях, но ресурс его очень ограничен и нуждается в постоянном восполнении. Ему нужно одновременно и отдалиться от родных, и не терять с ними близкой связи. Благополучно решить такую парадоксальную задачу подросток может лишь в семье, где его очень любят, понимают его проблемы и готовы принять его таким, каков он есть, в этот непростой период его жизни.

Есть такое понятие – референтная группа. Это наиболее значимые для нас люди, чьим мнением мы особенно дорожим и поэтому ориентируемся в своем поведении на их оценку, реальную или возможную. В идеале такими людьми должны быть для подростка его родители. Если этого по каким-либо причинам не произошло, взрослеющий ребенок находит себе референтную группу за пределами семьи. И тогда направляющую роль в его едва начавшейся самостоятельной жизни могут перехватить на себя вожаки уличных группировок или просто ровесники с выраженными лидерскими качествами. Именно здесь появляются вполне реальные предпосылки для формирования жестокости у ребенка, который еще вчера был послушным и добрым, ходил в магазин за хлебом, старательно делал уроки и ни о каком насилии даже не помышлял.

Подростковую жестокость можно условно разделить на два основных вида. Первый – когда подросток сам выступает инициатором насилия, когда ему нравится унижать и причинять боль. И второй – когда он проявляет жестокость, что называется, «за компанию», лишь подражая значимым для него сверстникам.

Разумеется, жертвам насилия от такого различия обидчиков ничуть не легче и наказаны должны быть все виновные. Но всё же мотивы жестокости в этих двух случаях очень сильно отличаются.

«За компанию»

И предотвратить развитие событий по второму варианту родителям гораздо легче, чем по первому. Как правило, детям «жестоким за компанию» просто не хватает родительского внимания и любви. Если ребенок от вас отдалился, стал скрытным и молчаливым, не рассказывает о своих делах, если у вас появилось ощущение вакуума в отношениях с ним, это верный признак того, что он вошел в зону возрастной турбулентности и ему просто необходима ваша поддержка. Собственно, ему и раньше не хватало такой поддержки, потому и возник теперь кризис. Но лучше взяться за ум поздно, чем никогда.

К слову сказать, такие вот тихие домашние ребята, утратившие контакт с семьей, чаще всего и становятся либо пассивными участниками групповых издевательств, либо – их жертвами.Именно через этот разлом между подростком и родителями в жизнь вполне нормального юноши или девушки может войти та самая, немотивированная жестокость, ужасающая своей бессмысленностью. Станет ли он жесток сам, подражая лидерам своей подростковой компании, или же попадет в руки своих ровесников, потерявших человеческий облик – в обоих случаях причиной такой беды будет наша родительская невнимательность к своему подрастающему ребенку, для которого мы не сумели стать надежными друзьями в самый трудный период его детской жизни.

Отыграться за свои обиды

Другой вид жестокости также формируется в семье через ситуацию, когда ребенок с раннего возраста подвергается физическому или психологическому насилию. Формы его могут быть какие угодно – от порки и отцовских подзатыльников до маминого гневного крика или раздраженных одергиваний на каждом шагу. Не имея возможности защититься от родительского насилия, такой ребенок раньше или позже начнет искать замещающий объект, на котором он бы мог «отыграться» и сбросить накопившееся нервное напряжение. Это могут быть, например, мягкие игрушки, с которыми он будет играть в не совсем обычные игры – выкручивать им лапы, бить, подвергать различным видам истязаний. Потом наступает черед живого – растений, насекомых или лягушек. На следующем этапе, возможно, появятся замученные в укромных местах кошки. И, наконец, в подростковом возрасте уже усвоенный навык насилия будет применен к более слабым сверстникам или младшим детям.

Травмы от просмотра сцен насилия

Существуют и другие механизмы «запуска» патологической жестокости. Дело в том, что при просмотре кино, мультфильма, театральной постановки, или при чтении книжки человек неосознанно отождествляет себя с положительными героями. Таков способ нашего восприятия художественного творчества. Там, где этого отождествления не происходит, мы едва ли досмотрим фильм или спектакль до конца.

[2]

Когда в художественном фильме есть яркие сцены истязания человека – пытки, насилие, изощренное унижение – зритель в мыслях автоматически ставит себя в роль жертвы, поскольку еще в детстве усвоил, что обижать других плохо, а значит, хороший тот, кто подвергается истязанию. Но такое отождествление – непосильная эмоциональная нагрузка даже для взрослого человека.

[3]

И если подобная сцена в кино продолжается дольше одной минуты (на самом деле экспериментальные исследования показали, еще меньший интервал возможности сопротивления такому зрелищу – около сорока секунд), то психика зрителя не выдерживает, и автоматически запускает другой процесс отождествления – теперь уже с насильником. Особенно восприимчивы к этому «переключению» дети и подростки. Ну а дальше все происходит примерно так же, как в стихотворении Владимира Высоцкого «Маски»:

А вдруг кому-то маска палача

Понравится, и он ее не снимет?

И – нравится, увы. И прирастает эта страшная маска к несчастным мальчишкам и девчонкам на долгие годы, а то и на всю жизнь.

Хотя, конечно, далеко не каждый ребенок выходит из подобных ситуаций в полюбившейся им роли палача. Но все же риск именно такого развития психологической травмы от просмотра сцен насилия в видеоматериалах или от их описания в книгах, весьма велик.

Читайте так же:  Мизантроп – известные мизантропы

А уж если кому-то в детстве воочию довелось наблюдать, как отец истязает или унижает дома маму (не такая уж редкая ситуация, увы), тут степень риска возрастает в разы.

Жестокость на месте любви

Способность к переживанию чужой боли в психологии называется эмпатией. Это — одно из важнейших свойств нашей психики, на котором основаны все здоровые виды человеческого общения. Но вот парадокс – в коре головного мозга одни и те же структуры отвечают как за формирование эмпатии, так и за проявления патологической жестокости. И речь даже не о том, что жестокость – это отсутствие эмпатии, как, например, темнота – отсутствие света. Хотя, к слову говоря, такой вариант тоже возможен при некоторых видах психопатии, когда у человека по каким-либо причинам не сформировались структуры, отвечающие за способность к сопреживанию. Но все-таки здесь нет собственно жестокости, ведь психопат вообще не понимает, что другому человеку больно.

А вот у патологически жестоких людей с эмпатией как раз все в порядке. Просто умение чувствовать чужую боль стало для них источником удовольствия.

Что посеешь, то и пожнешь. Патологическая жестокость подростка – зрелый плод целого ряда событий из более ранних лет его жизни. И, главным образом, эти семена будущей беды сеем именно мы, родители, сами того не понимая. Возмущаться жестокостью чужих детей можно и нужно, это абсолютно нормальная реакция на очевидное зло.

Но куда важнее, увидев подобный кошмар, отдавать себе отчет в том, что и наши дети тоже не застрахованы от подобной патологии. И если мы не хотим когда-нибудь увидеть в таком же адском ролике своего подросшего сына или дочку, нам следует внимательнейшим образом рассмотреть отношения в собственной семье, независимо от того, сколько нашим детям лет сейчас.

Жестокость появляется в детской душе на том месте, где должна была вырасти любовь к Богу, к людям, к деревьям, цветам и животным – ко всему прекрасному миру вокруг нас. Наш долг – позаботиться о том, чтобы этой чудовищной подмены никогда не произошло.

Подростковая жестокость

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; осмысление и анализ психологических и социологических исследований.

Задачи: развитие нравственных личностных качеств: доброта, желание помогать, сочувствие, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

Содержание.

Классный час начинается с чтения фрагмента стихотворения, на слайдах в это время идет демонстрация фотографий, демонстрирующих сцены насилия.(Слайд 1)

В наш общий мир, в наш общий дом
Вошли жестокость и усталость.
И я жалею лишь о том,
Что к сущему исчезла жалость.
Мы разучились отличать
Добро от зла и тьму от света.
И, покорив себе людей,
Жестокость празднует смотрины,
Наотмашь бьет врагов, друзей,
Сердца, и лица, и витрины.
И нам как — будто не видна
Всей этой жизни однобокость,
Поскольку в душах лишь одна
Её величество – ЖЕСТОКОСТЬ.

Подростки избили мужчину, в ответ на его замечание; девочки издевались над одноклассницей только из-за того, что «не одевается» дорого и модно; 12 летний избил бабушку, требуя деньги. Перечислять примеры подростковой жестокости, которые в последнее время мы очень часто слышим в новостях или читаем о них в газетах можно очень долго.

Подростковая жестокость -эта тема становится актуальной в России. С каждым годом преступников, не достигших 18 лет, становится все больше. В чем причина «озверения» подростков?

По утверждениям социологов, за последние 10 лет уровень общения между подростками изменился самым кардинальным образом. Хамство — стало нормой, теперь маты от подростков слышны на каждом шагу, а «послать» могут любого, невзирая на возраст и положение.

О том, почему такое происходит с нами сегодня я и хотела поговорить. Итак, тема нашего классного часа «Подростковая жестокость». (Слайд 2)

Психологи и социологи, изучая данную проблему, выделяют следующие возможные причины агрессивного поведения подростков.(Вывести все причины на слайд). (Слайд 3).

  1. Семья.
  2. Окружение подростка вне дома.
  3. Современный кинопрокат.
  4. Отсутствие авторитетов (особенно положительных).
  5. Безнаказанность.
  6. Желание самому утвердиться за счет более слабого человека.
  7. Неумение поставить себя на место жертвы.
  8. Отсутствие толерантности (терпимости) в обществе, в том числе и среди молодежи.
  9. Популярность компьютерных игр — стрелялок.

Так ли это на самом деле, нам взрослым интересно ваше мнение. Поговорим об этом. Итак, семья. Если родители, старшие брат или сестра позволяют себе применение физической силы по отношению к ребенку, то в будущем сам ребенок, как правило, следует их «примеру». Для проверки этого мнения при подготовке классного часа я просила ответить вас на вопросы анкеты. Давайте посмотрим на результаты опроса, и при этом не будем забывать, что не всегда вы отвечаете честно, даже, если анкета анонимная.

Результаты анкетирования (Слайд 4).

  1. Часто ли ваши родители ссорятся друг с другом? Да – 1, нет – 19.
  2. Применяли ли родители по отношению к вам меры физического воздействия (шлепок, подзатыльник, ремень…)? Да – 0, нет – 20.
  3. Доставалось ли вам от старших братьев или сестер? Да – 8, нет – 2.
  4. Применяли вы физическую силу по отношению к младшим братьям и сестрам? Да – 8, нет – 12.
  5. Как вы думаете, могли ли вы в этих ситуациях обойтись без мер физического воздействия? Да – 10, нет – 10.
  6. Случалось ли такое что вам доставалось от родителей просто из-за их плохого настроения? Да – 5, нет – 15.

Анализируя результаты, мы видим, что отношения в семье действительно влияют на наше поведение и на наши поступки. Агрессия рождает ответную агрессию. Вы согласны с этим? (Обсудить с учащимися вопрос о физическом наказании детей в семье, о том будут ли они в будущем также наказывать своих детей).

Рассмотрим следующие причины: окружение подростка вне дома и отсутствие авторитетов (особенно положительных). Я думаю, что некоторым из вас уже приходилось быть в ситуации, когда необходимо сделать выбор, а вам не хватает простого жизненного опыта. К кому вы обращались в таких случаях за советом? (Обсудить). Не секрет, что есть люди, которые легко поддаются чужому влиянию. А значит, могут драться просто за компанию, не понимая, что ответственность за драку будет лежать на всех ее участниках. (Обсудить эту тему с учащимися примерно по следующим вопросам, их мнение узнать, попросив поднять руки).

— Приходилось ли вам драться?

— Можете ли вы, просто так проходя мимо ударить человека?

— Получали вы от драки удовольствие?

— Вам приходилось быть зачинщиком драки?

— Можно ли было в тот момент обойтись без драки?

— Применял ли кто-нибудь по отношению к вам физическую силу, то есть били ли вас?

— Если подвергнетесь насилию, обратитесь ли вы за помощью к взрослым: родителям, знакомым, преподавателям?

— А задумывались ли вы, зачем вы кого-то ударили? Зачем кому-то сказали «гадость»?

Я думаю, что не все могут ответить на эти вопросы. В большинстве случаев насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой. Вот вам и следующая причины: желание утвердиться за счет более слабого человека и безнаказанность. Подростки не всегда понимают, какие последствия может за собой повлечь жестокость, не думают, что могут быть наказаны за это, поэтому с легкостью вершат «правосудие». А ведь это самообман. Обижая заведомо «слабого» мы не становимся сильнее, а наоборот показываем свою слабость, а часто и трусость. «Жестокость и страх пожимают друг другу руку» — так говорил О. Бальзак. А вот автор Дон Кихота Мигель Сааведра считал, что «жестокость не может быть спутницей доблести». (Слайды 5). Давайте посмотрим фрагмент передачи «пусть говорят» от 26 ноября 2012 года «Девочки из Владика» (слайд 6). (Обсудить с учащимися).

Читайте так же:  Адаптация и адаптационный потенциал личности в психологии

Еще одной из причин, перечисленных выше, является: неумение поставить себя на место жертвы. Психологи считают, что сегодня у большинства молодого поколения налицо эмоциональная некомпетентность – неумение понимать свои эмоции и эмоции других людей. На занятиях вы сидите в основном с одним и тем же человеком. Обращаете ли вы внимание на его эмоциональное состояние, когда утром с ним здороваетесь? Ведь возможно он плохо себя чувствует или просто не выспался. (Обсудить с учащимися начало дня, их поведение или эмоции). Можно ли считать проявлением жестокости равнодушие? (Обсудить).

Посмотрите друг на друга. Все мы разные. Кому то мы нравимся, а кому то нет. Как вы к этому относитесь? Можно ли высмеивать человека, если он не такой как ты? (Обсудить). Отсутствие толерантности в обществе. Это следующая возможная причина проявления подростковой жестокости. Толерантность – это готовность признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. (Слайд 7). При этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды тобой не разделяются и не одобряются. Мы не будем сегодня выявлять, есть у вас это качество в характере или нет.

Я предлагаю немного отвлечься и поиграть. Первая игра «Большие и маленькие». (Слайд 8). Ее цель: помочь участникам осознать, что любое описание человека является относительным, развить навыки невербальной коммуникации, создать веселую атмосферу. Ход игры: проведите воображаемую черту посреди комнаты. Встаньте на этой черте. Теперь скажите «пусть все высокие перейдут в правую половину комнаты, а все низкие — в левую». Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать. Запретите детям разговаривать во время выполнения задания. При наличии времени можно попросить ребят разделиться на тех, кто хорошо учится и плохо. После выполнения задания, обсудить его. Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких и низких». Все зависит от ситуации. Наклеивание «ярлыков» часто мешает общению и сотрудничеству. Вопросы для обсуждения:

  • было ли трудно выполнить первую часть упражнения?
  • почему трудно однозначно решить, на какую половину встать?
  • что выяснилось, когда стали выполнять вторую часть упражнения?
  • бывают ли в жизни ситуации, когда людей неправомочно относят к той или иной группе?
  • случалось ли вам самим навешивать на других такие ярлыки?

Вторая игра «Надо договориться». (Слайд 9). Ее цель: развлечь группу; сконцентрировать внимание участников; осознать ценность сотрудничества; показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия; сплотить группу. Ход игры: выбираются 10 человек, участникам предлагается сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй — «два», и т. д. Есть только одна проблема — если участники произнесут число одновременно — группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Вопросы для обсуждения результатов игры:

  • как началась игра?
  • чего хотелось каждому сначала?
  • почему сначала ничего не получалось?
  • как удалось досчитать до десяти?
  • появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
  • чему нас учит эта игра?

Вернемся к теме классного часа. Современный кинопрокат, телевидение, компьютерные игры – это огромный поток негативной информации, в который ежедневно мы с вами окунаемся. По данным исследований, в среднем ребёнок может видеть на телеэкране сцены насилия – каждые 15 минут, вечером – каждые 10 минут. В процентном отношении от всего показа сцен насилия убийства составляют 30,3%, избиения – 20,8%, сексуальные насилия – 16,7 %, катастрофы – 11,3%, оскорбления – 9,5 %, групповая агрессия (войны, теракты). (Слайд 10).

Популярность жестоких игр, тоже является фактором усвоения агрессивных форм поведения. (Слайд 11) Игра в некотором смысле снимает ограничения и делает жестокое поведение безопасным, не без последствий. Однако опасный источник такого поведения в том, что люди переживают унижения и оскорбления в обычной жизни. Давайте посмотреть видео ролик выпуска передачи «Неделя с Марианной Максимовской» от 29 января 2011 года и фрагменты передачи «Профессия репортер» «Дети интернета – катастрофическая зависимость». (Слайды 12,13,14). Что вы об этом думаете?

Сегодня мы вели разговор о причинах проявления подростковой жестокости. Целью данного разговора было желание дать вам повод задуматься о себе и своих друзьях, о своих привычках и вытекающих из них поступках. Мною руководило желание попытаться еще раз сделать вас хотя бы немного добрее друг к другу. И закончить классный час я хочу словами:

Давайте жить без горя и печали,
Улыбкой, озаряя всех друзей!
Всем сердцем только нежность излучая,
Давайте жить и радовать людей!

Подростковая жестокость

#1 klarissa

  • Пользователи
  • 2 797 сообщений
    • Имя: Лариса Ивановна
    • Город: Зеленоград

    Понравилась статья. Думаю, что всем полезно почитать

    Начался учебный год. И сегодня нам хочется поговорить об одной из проблем современного общества — о подростковой жестокости, которая порой приводит к страшным последствиям.

    На что нужно обратить внимание родителям расскажет клинический психолог Психоневрологического диспансера при ГБУЗ МО «Солнечногорской ЦРБ» — Ю.В. Козубай.

    Наш мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Попадая в жизненный водоворот проблем и перемен, мы все чаще замечаем, что люди, которые нас окружают, все больше раздражительны, тревожны и агрессивны.
    Сегодня мы поговорим об агрессии и жестокости подростков, попробуем разобраться в этой серьезной проблеме, определим причины и последствия агрессивного поведения подростков друг к другу, а точнее о конфликтах между группой и личностью.

    Что же такое агрессия?

    Агрессия – это любая форма поведения или действие, нацеленное на оскорбление или причинение вреда другому человеку, не желающему подобного обращения. Агрессивное поведения (нарушения) устойчивый набор антисоциальных действий, отличающейся деструктивностью или вредностью по отношению к окружающему миру, который представляется источником неопределенной опасности.

    [1]

    Что же такое подростковая жестокость? Её формы, причины, последствия, ответственность. Почему жестокость становится нормой в наше время?

    Подростковая жестокость проявляется не только в физическом насилии над сверстниками, но и в моральном. Во всем мире этот подростковый феномен приобретает ужасающие формы и масштабы: школьники расстреливают одноклассников; избивают сверстников, снимая действо на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет; доводят одноклассников до самоубийства.
    Практически в каждом коллективе есть отверженные дети, и отношение к ним бывает абсолютно разным: от игнорирования до унижений и издевательств, которые порой приводят ребят к суициду. Устраивая “травлю” такого ребенка, подростки не задумываются, к чему это может привести. И все, кто дружит с изгоем, автоматически теряют авторитет в классе. Улучшить отношение можно, давая списывать, но это до первого отказа, а потом ты снова становишься отверженным. Жертвой станет тот, кто слабее.

    Каковы же причины агрессии и жестокости в школьном коллективе?

    • Агрессия подростков – это один из способов обратить на себя внимание

    Эмоциональные процессы у детей играют ведущую и доминирующую роль в общей структуре психической деятельности. Их необходимо рассматривать как развивающиеся, что связано, с одной стороны с качественными трансформациями личностных образований (развитием мотивационной, смысловой сферы) и, с другой стороны, с динамикой интеллектуальных функций, с переходом от относительно непосредственных к сложно опосредованным словом эмоциональных переживаний.
    • Семейные причины
    Безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль или отсутствие его, запрет на физическую активность, отказ на право личной свободы.
    • Личные причины
    Недовольство собой, желание самоутвердиться, повышенная раздражительность.
    • Ситуативные причины
    Плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияние СМИ.

    Читайте так же:  Как побороть сезонную депрессию

    Одним из аспектов подростковой жестокости часто становится конфликт между подростком и группой, которые тоже имеют ряд противоречий. С одной стороны, подросток отстаивает свою точку зрения, укрепляет свою самооценку, с другой, от конфликтов страдает достоинство человека, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научить наших детей предотвращать такие конфликты, сформировать позицию достойного выхода из проблемной ситуации. Последствия конфликта всегда имеет ряд негативных факторов, такие как — унижение, напряжение, озлобленность, разочарование, невозможность достичь цели, тревога, беспомощность, ответная агрессия, суициды и, к сожалению, даже уголовную ответственность.

    Как преодолеть конфликты? Как не стать жертвой конфликта? Как не подвергнуть окружающих собственной агрессии и жестокости? Почему нельзя проявлять жестокость по отношению к другим?

    В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

    Толерантность – это готовность признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных.
    • Если вы агрессивный человек и не умеете собой управлять — пойдите в секцию восточных единоборств. Научитесь контролировать себя и свои эмоции.
    • Организовать себе регулярные физические нагрузки. После хорошей тренировки — неуправляемой агрессии не бывает.
    • Полноценно отдыхать. Если вы спите 2 часа в сутки — об управлении собой речи идти не может. У вас для этого не хватает ресурсов, организм усталый, работает на пределе и заботиться об ограничении своей агрессивности не в состоянии. Обеспечьте своему организму достойный отдых.
    • Практиковать спокойное присутствие. Как гладь озера реагирует на окружающую среду? Никак: просто отражает и все. Так же и вы — тренируйтесь просто воспринимать, что происходит вокруг и никак не реагировать на происходящее.
    • Формировать позитивное мировоззрение.

    Каждый человек в своей жизни обязательно должен задать себе такие вопросы: «Для чего я пришел в этот мир? Что я могу сделать для того, чтобы изменить его в лучшую сторону? Хорошо ли, комфортно ли со мной тем, кто рядом?». Для размышления – притча.

    Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

    — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

    Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

    — А какой волк в конце побеждает?

    Старый индеец улыбнулся и ответил:

    — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Подростки нуждаются в руководстве взрослого. Он должен обладать харизмой, авторитетом, внутренней силой, недаром в архаичных обществах на роль наставников всегда выдвигались самые интересные, яркие люди. К сожалению, сейчас педагогическая сфера не всегда справляется с этой задачей. К счастью, еще есть тренеры, руководители кружков, учителя, которые обладают качествами наставника, но их все меньше.

    Агрессия – это не всегда плохо, она позволяет бороться за жизнь, защищать потомство, свою территорию, преодолевать трудности, добиваться цели. Когда агрессия нормально функционирует, она работает как вода, которая крутит колеса жизни. На ней основаны конкуренция, желание успеха. Нам кажется, что мы наблюдаем всплеск детской жестокости. На самом деле дети сейчас такие же, как и были. У них есть возрастная потребность в агрессии, и они ее реализуют. Нет взрослых лидеров, которые бы ее сдерживали.

    Сообщение отредактировал klarissa: 20 Сентябрь 2015 — 10:55

    Подростковая жестокость: все ради хайпа

    Накануне в московском колледже «Западный комплекс непрерывного образования» были найдены убитыми два человека. Ими оказались преподаватель ОБЖ 44-летний Сергей Данилов и 18-летний студент Андрей Емельянников. По предварительной версии следствия в результате конфликта студент нанес несколько ударов ножом в шею преподавателю, а затем совершил самоубийство.

    Происходит все чаще

    Выбрать такую версию следствие заставило селфи Емельянникова, сделанное им на фоне убитого преподавателя, а затем выложенное на своей странице «ВКонтакте». Случившееся таким образом продолжило ряд ЧП в учебных заведениях и не только в них, в которых подростки использовали оружие против педагогов и сверстников.

    Жестокость как средство самоутверждения

    Трансляция в интернете, селфи, размещенные в соцсетях видеоролики сцен избиений и издевательств с участием подростков. Их становится все больше и больше. Причем всеми отмечается растущая жестокость, с которой все это совершается.

    Подростковая жестокость и подростковая преступность – вещи, тесно связанные и чрезвычайно актуальные. Но мы хотим остановиться именно на жестокости, так как преступников среди детей хватало во все времена и во всех странах.

    Педагоги и специалисты по подростковой психологии, говоря о причинах подобных проявлений, называют три основных фактора: отчужденность подростка в собственной семье, особенности социализации детей в современном обществе, изменения в обществе, вызванные развитием современных коммуникационных технологий, в первую очередь СМИ и интернета.

    Все это было и раньше. И с родителями подростки конфликтовали или оказывались предоставленными сами себе. И самоутвердиться среди сверстников пытались кулаками, кирпичами, ножами и топорами. Очень немногие из подростков и раньше могли не поддаваться влиянию того, что считалось модным в их среде. Но сейчас в обществе зреет, или уже созрело ощущение, что все это выходит за приемлемые рамки.

    Они такие же, как мы

    На вопрос » Кто виноват?» существует банальный ответ – мы сами. В любом обществе существует официальная идеология, часто параллельно с религией, неофициальная. Беда, когда две эти идеологии или представление о том, как нужно жить, расходятся очень сильно. Подростки, стремящиеся занять в социуме подобающее место, стать успешными, быстрее воспринимают идеологию неофициальную.

    Если большинство считает, что для того, чтобы стать успешным, нужно быть сильным, циничным, жестоким, то подростки такими и будут. Тема успеха, самореализации для понимания подростковой психологии является ключевой. Никто из них не хочет быть лузером. Но представление о том, кто есть лузер, формируем у подростков мы. Можно долго смеяться, но боюсь, что в нашем обществе доброта, милосердие, бессребренничество – это атрибуты лузеров.

    Обыденная жестокость

    Современная массовая культура в свою очередь серьезно меняет отношение к жестокости. Демонстрация сцен насилия в кино, на телевидении, в интернете, компьютерных играх серьезно меняет их восприятие нашим сознанием. Жестокость перестает быть табу. Человек, помешанный на компьютерных «стрелялках», может попытаться воспроизвести их в реальной жизни. И так уже тоже было – в январе еще 2006 года молодой человек с ножом напал на прихожан синагоги на Большой Бронной улице, ранил 11 человек. Тот «герой», говорили его соседи, был просто помешан на «шутерах».

    Может быть это случайность, но сделавший селфи на фоне убитого преподавателя Андрей Емельянников, опять же, как рассказывают его знакомые, был любителем «стрелялок» и комиксов, и даже переводил один из них на русский язык .

    Хайп как символ успеха

    Еще одна примета времени – человеческое общение уходит в соцсети и подростки здесь в авангарде. Причем эта реальность диктует пользователям новые жесткие условия. Успешность, авторитет начинают оцениваться по количеству подписчиков (фолловеров) и лайков. Кстати, это достаточно быстро монетизируется.

    На первое место выходит умение привлечь внимание к своей персоне, создать ажиотаж. Символом успеха становится хайп. А для его достижения все средства хороши. Свою роль играют и СМИ. Любое проявление жестокости оказывается растиражированным. К сожалению, механизм существования современных изданий требует этого. Но тем самым мы множим цепь несчастий, а не пресекаем ее.

    Читайте так же:  Стресс или состояние возрастающего эмоционального напряжения, связанное с угрозой

    Что делать?

    Меняться. Доказывать подросткам и себе, что мир не только жесток, а счастье – это состояние души, живущего в мире с собой и с людьми человека. Примеров этому вокруг достаточно много. Проект «Такие Дела» (обращенный, прежде всего, к молодежной аудитории) профилирован на благотворительность, помощь тем, кто в ней нуждается, социальные программы. Да и не все телеканалы, между прочим, пестрят сводками убийств и изнасилований. Есть такие, которые рассказывают о литературе, жизни в стране, неравнодушии. Вы сейчас, кстати, находитесь на сайте одного из таких каналов.

    Нужно обращать на это внимание. Помогать тем, кому нужна помощь. И делать добро. Добро сильнее зла.

    Жестокость подростков

    Жестокость подростков

    В последнее время все больше и больше видео появлятся в интернете с проявлением жестокости подростков: издевательства над животными, избиения слабого одноклассника, жестокие драки снятые на телефон, оскорбления и унижения одноклассников. Откуда в подростках столько агрессии и ненависти?

    Почему дети так себя ведут? Чем помочь и как себя вести родителям и учителям со «сложными детьми»? Одним из самых сложных психологических этапов развития личности является подростковый период. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый, у него уже есть свое мнение и интересы, но он еще нуждается в поддержке и любви взрослых, но поддержки с уважением к своей личности.

    Подростки нуждаются в принятии своих сверстников и в том, чтобы быть «замеченным» другими. Жестокое поведение- это целенаправленое нанесение физического или психологического насилия в виде унижения, избиения и унижения человеческого достоинства.

    С психологической точки зрения, жестокость подростков в основном является формой протеста против не любви,не понимания и не принятия его как личности.

    Т.е. одной из причин агрессивного, жесткого подедния ребенка является ощущения себя не нужным и не любимым, что причиняют внутреннюю боль и страдания. И в последствии «не любимый подросток» выражает свою боль через агрессию на более слабых и беззащитных.

    Также в момент фрустрации основных потребностей подростка внутри скапливается внутреннее напряжение и с помощью агрессии он снимает напряжение, которое уже не возможно переносить. Как правило, жестокие дети — это «заброшенные дети», до которых никому нет дела. В школе повесили ярлык «он плохой и злой» и уже никто не интересуется, что вообще с ним происходит, что им движет.

    Конечно, огромное влияние на детей имеет семья. Как родители решают между собой конфликтные вопросы, как родитель своего пола заявляет о себе и добивается желаемого. Если ребенок растет в атмосфере насилия ( физического или психологического), то сложно от него требовать «доброты и терпения» к другим.

    Часто подросток, который проявляет насилие по отношению к другим, подвергался насилию сам ( унижение, физические наказания, сексуальное разрешение, пренебрежение к потребностям ребенка).

    Насилие порождает насилие. Конечно жестокие подростки не обязательно воспитываются в неблагополучных семьях. В своей практике я встречала, когда в семье вообще не проявляли злость, агрессию, а ребенок «открывался» за всех. Но затем в семейной терапии выявлялась подавленная агрессия матери на отца, которые годами ей изменял. Ребенок — симптом семьи, то есть все то, что есть внутри семьи ( чувства, намерения, боль) обязательно проявит «самый слабый и уязвимый» член семьи.

    По многочисленным исследованиям мотивов жестокого поведения подростков, сами дети говорили, что дерутся, унижают других в момент страха, от чувства несправедливости, для защиты себя и ненависти на весь мир.

    Ненависть на весь мир возникает тогда, когда самые близкие и значимые люди не любят, не понимают, не заботятся. Практически на каждой консультации трудных подростков, я слышу «Я никому не нужен. Никому».

    Также необходимо отметить, что агрессия может проявляться в человеке от страха. Чувство страха рождается в нас при ожидаемой опасности. А чувство агрессии проявляется в подростках для защиты себя. Поэтому чем больше страх,тем больше жестокости и агрессии к окружающим. Конечно большое влияние на подростков оказывает компания друзей и их неформальный лидер, на кого равняется большинство.

    В подростковом возрасте идет внутренний поиск себя. Мы знакомимся с собой через общение с другими, поэтому большое влияние на подростков оказывает окружение.

    Для того, чтобы помочь подростки, родителям важно пересмотреть собственное поведение. Следует вспомнить, что за агрессией лежит потребность в любви и принятии. Поэтому родителям и учителям важно проявить терпение и любовь к «трудному подростку», он в этом нуждается, как в воздухе!

    Жестокость подростков

    Что творят несовершеннолетние! Какие жестокие преступления они совершают! Вздрагиваем ли мы или не обращаем внимания, когда читаем и слушаем о жестокости подростков? Хотя нормальный, здравомыслящий человек понимает, что подростковая жестокость достигла уровня, когда надо решать проблему. Понять, что мы, взрослые, упускаем.

    Рассмотрим экспертное мнение двух сторон. Одну точку зрения представил адвокат Шота Горгадзе в программе «Полный контакт» с Владимиром Соловьевым. Другую показывает системно-векторная психология (СВП) Юрия Бурлана.

    Проблема жестокого поведения несовершеннолетних

    «26 сентября в Свердловской области подростки избили инвалида 20 лет. Один подросток бил руками и ногами молодого человека, лежащего на земле, а другой снимал сцену избиения на телефон. Видео выложили в соцсети».

    Шота Горгадзе: Кого-нибудь в наше время удивляют подобные видеоролики в интернете? На такие темы нужно говорить до тех пор, пока не будут приняты законодательные меры, которые будут защищать людей от таких жестоких преступников, независимо от того, сколько им лет.

    СВП: В обществе происходит постепенная утрата преемственности социальной нормы. Преемственность — это то, что взрослые передают будущему поколению. Если посмотреть на жестокость подростков, то в ней мы увидим отсутствие воспитания взрослыми.

    Ребенок развивается при взаимодействии с другими людьми: мама — школа — товарищи. Он желает развиваться, приобретать навыки и опыт. Дети сами по себе не растут. Как мы выучили, воспитали, что в них вложили, то и получим. Утрату преемственности социальной нормы несовершеннолетние изменить не могут, только взрослые.

    Шота Горгадзе: Самое страшное — это сотни и тысячи пассивных участников, которые лайкают, гогочут и пишут одобряющие комментарии. Те, кто смотрят эти ролики в интернете, в основном ровесники, которые пишут «как круто, молодцы» — они потенциальные убийцы, насильники. Потому что, если подвернется случай, они совершат то же. Потом выложат в сеть и будут ждать множества лайков.

    СВП: Наглядно-действенное восприятие — когда человек ориентируется не на слова, а на действия, поступки окружающих. Говорим правильные слова, а действуем иначе. Дети смотрят, сравнивают и повторяют. Они ориентируются не на слова учителей или родителей, а на их поведение и действия.

    Мы говорим сколько угодно правильных слов, но если при этом поступки доказывают обратное, то подрастающее поколение их перенимает. Например, учитель в присутствии класса высмеивает или унижает подростка в назидательных целях. Своим поступком настраивает класс против него. Или родители жестоко обращаются с ребенком, растят с насилием и агрессией. Тенденциозно вырастет преступник.

    Причины жестокости подростков

    Шота Горгадзе: Когда подросток не достиг возраста уголовной ответственности, ему плевать на закон, нет внутренних тормозов. Ты себе разрешаешь делать все. И самое главное, чего ты опасаешься, это возможные последствия. А они не наступают. Значит, ты свободен.

    СВП: Только неотвратимость наказания сдерживает людей от преступления. Социальный страх перед наказанием формируется в последнюю очередь. В 9 лет его еще нет. Ребенка до 12 лет нельзя ставить перед судьей. Если в 11 лет убивает, значит, так воспитали. За это преступление и по этой статье должны нести наказание родители.

    Читайте так же:  Конфликт интересов – устранение

    Подростки без присмотра взрослых сбиваются в архетипичный, преступный коллектив — банду. Только взрослые создают безопасность и защищенность дома, в школе. Фильм «Чучело» Ролана Быкова, снятый в 1983 году, являлся обязательным для просмотра в советских школах. Показ фильма снизил стремление подростков преследовать и проявлять жестокость по отношению к сверстникам.

    Шота Горгадзе: Главная проблема — извращенное понимание слова «свобода». Подростков не научили сопереживать другому человеку. Они потребители, любят только себя. Получают удовольствие от страданий жертвы. Снимают это на телефон и выкладывают в последующем в интернете. Они не сожалеют о совершенном жестоком акте насилия, а хвалятся этим.

    Их задача не сейчас и здесь избить кого-то, а показать это широкой общественности. Посмотрите, какие мы «молодцы».

    СВП: В чем причины подростковой жестокости, рассмотрим на примере трех составляющих.

    1. Отсутствует защищенность и безопасность в школе.

    Это начало начал. Система защищенности и безопасности в российском коллективистском менталитете регулируется стыдом. Закон мы воспринимает как то, что нас раздражает, ограничивает. Ребенок не защищает себя сам, защиту ему обеспечивают взрослые. Дома — родители, в школе — учителя. Помогать ближнему и защищать слабого — это ценности российского менталитета.

    Школа — это социальный институт, куда родители делегируют защищенность и безопасность своих детей. Если ученик в школе испытывает стресс, утрачивает безопасность, это задерживает развитие и значительно снижает качество процесса обучения.

    Если один подросток пристает то к одному, то к другому однокласснику, остальные дети ожидают, что они станут следующими. Теряется безопасность. Учебный процесс прекращается и идет в другую сторону.

    Если школьнику приходится заботиться о своей защищенности, он не включается в учебу. Обучаемость — это развитие. Когда уроки приносят страдание, связаны с унижениями и оскорблениями, возникает задержка в обучении и развитии.

    2. Когда взрослые орут на ребенка.

    Благодаря звуковым вибрациям происходит связь с сознанием. Человеческое ухо — орган восприятия звуков. Через ухо налажена прямая связь с психикой. Тяжелые психотравмы, эмоциональные расстройства возникают, когда мы кричим не своим голосом на человека. Это знает любой полицейский в мире, когда криком подавляет волю преступника.

    Если мама орет на ребенка на Западе, приезжает полиция и забирает его навсегда. Ювенальная юстиция приемлема там, где существует закон. В России, где ментальным регулятором является стыд, закон не работает. Родителям и учителям должно быть стыдно кричать на детей, травмировать неокрепшую психику.

    Проявление вербальной агрессии со стороны взрослых повышает вероятность вырастить малолетнего преступника или жертву. Учитель должен вовлекать в свой предмет, а не орать на учеников во время урока.

    3. Неадекватная система запретов.

    Причина подростковой жестокости кроется в неумении рационально использовать систему запретов. Эмоционально заряженным стрессовым фактором являются слова «нет» и «нельзя». Если употреблять их постоянно в речи, не объяснять причину запретов и при этом кричать, у ребенка возникает агрессия. Он защищается агрессивным поведением.

    Лучше заменять эти слова понятными формулировками. Объяснять и обязательно давать альтернативу, что можно. Иначе мы вводим ребенка в стресс запретами, а он потом плевать хотел на «нет». Сначала создать доверительное отношение с подростком, а потом уже переходить на то, что хотим ему донести, чтобы он услышал и усвоил.

    Профилактика жестокости подростков

    Шота Горгадзе: Если школа отстранена от воспитания, а родители не занимаются этим воспитанием, то мы теряем поколение. Для начала закрыть преступные сообщества, которые агитируют малолетних потенциальных преступников становиться на криминальный путь. Вот с этого нужно начать.

    Необходима жесткая ответственность родителей, когда их дети совершают правонарушение. Не только материальная и административная, но и уголовная в том числе. Если они не воспитали своего ребенка, пусть уже несут ответственность за то, что он творит.

    Надо снижать возраст привлечения к уголовной ответственности с 14 до 13 лет. Преступление, совершенное и в последующем выкладываемое в сети интернет ради похвалы, должно караться более жестко, чем просто совершенное преступление.

    СВП: В России сложная ситуация, когда подрастающее поколение утрачивает преемственность социальной нормы. Что делать, как защитить ребенка от нападок в школе, жестокости со стороны сверстников? Перестать быть статистами и принуждать ответственных к исполнению закона, к правосудию. Что нужно сделать?

    1. Задача школы — гарантировать детскую безопасность.

    Родителям не оставаться пассивными наблюдателями, если подростка преследуют одноклассники. Если родители заставят директора школы отвечать за детскую безопасность в школе, то он вынужден выполнять это требование.

    Родителям тех детей, которых унижают, объединяться, создавать чат, делать объявления, раскрывать факты. Публично выражать протест, подавать в суд и привлекать к ответственности руководство школы, которое не обеспечило детям безопасное пребывание в школе.

    Школьников учить нравственным способам взаимодействия со сверстниками. Чтобы в школе ученики получали знания, развивали свои способности, а не думали о самозащите от архетипичных детских группировок. Они стихийно складываются, если учителя не ведут учащихся в правильном направлении.

    2. Не настраивать подростка «уметь постоять за себя».

    Идея научить ребенка драться, чтобы при случае постоял за себя, имеет негативные последствия. Подросток научится драться и начнет показывать освоенные умения. Нарочно будет нарываться, чтобы к нему приставали, а он при этом защищался.

    Желание продемонстрировать поставленный удар приведет к одному из двух сценариев. Либо он изувечит другого человека и попадет в тюрьму, либо его изувечат, если противник окажется более сильным и умелым в драке.

    3. Избежать агрессии и нападок сверстников — отдать в спорт.

    Отдать ребенка в спортивную секцию: на плавание, гимнастику, легкую атлетику — ради здоровья и физического развития. Никто не задирает спортивного, физически развитого школьника. Если дело дойдет до драки, то инстинктивно человек сумеет сохранить себя. В нас от природы заложены необходимые реакции для самозащиты.

    Что делать с агрессивными детьми? Учить их защищать слабых.

    «…Трудные сомнительные решения стали приниматься на раз. Результат — ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра — в чуткого человечка… Камень свалился не передать какой… а до СВП при тех состояниях — хоть в окно… НАСКОЛЬКО ЛЕГЧЕ и спокойнее за детей. »

    «…Всего каких-то несколько лекций, и все кардинально изменилось. Я стала спокойной, терпеливой. Я совсем перестала кричать на своего сына. Не кричу, и не хочется. Я хотела изменений в своей жизни, изменений в отношениях с сыном, особенно с сыном — это я получила от прохождения тренинга по СВП. И получила намного больше, чем хотела…»

    Вывод: Невозможно решить проблему подростковой жестокости, если беспокоиться только о безопасности собственного ребенка. Нужно беспокоиться о безопасности всех детей: тех, кого унижают, и тех, кто агрессивно самоутверждается, унижая других. Мы, взрослые, несем ответственность за их счастливое детство. Только так можно спасти подрастающее поколение и будущее России.

    Автор Ирина Квятковская
    Редактор Марина Алексеева
    Корректор Екатерина Жаворонкова

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

    Источники


    1. Стил, Лилия Я — женщина. Современная энциклопедия женщины / Лилия Стил. — М.: Рипол Классик, 2017. — 512 c.

    2. Лаврик, О.В. Настоящей женщине / О.В. Лаврик. — М.: Аргумент Принт, 2013. — 502 c.

    3. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — М.: Питер, 2016. — 592 c.
    Жестокость подростков
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here