Значение и роль семьи в обществе

Сегодня мы рассмотрим тему: "Значение и роль семьи в обществе" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Роль семьи в обществе

Вернуться назад на Роль семьи

То, что семья является основой общества, может быть доказано тем фактом, что во всем мире каждое общество структурируется по одной и той же схеме. Мужчина и женщина, вступают в брак и создаются семьи, которые образуют деревни, регионы и, в конце концов, страны. Страны образуют континенты, а все континенты составляют мир. Основой всего этого процесса является семья.

Семья в современном обществе играет решающую роль, будучи образцом любви в трех различных аспектах:

• любовь к детям;
• любовь между мужем и женой;
• любовь в продвижении нравственных ценностей.

Как взрослые люди, мы должны видеть модели вещей, которые важны для нашей жизни, особенно в отношениях между детьми и родителями. Дети узнают мир, наблюдая за моделями поведения других.

Семья функционирует таким же образом. Например, дети, которые видят, как их родители злоупотребляют алкоголем или производят насилие в отношении друг друга, повторяют эти действия. Роль семьи в современном обществе заключается в создании хорошей и правильной модели поведения. Библия учит нас, что земной отец должен является земным примером Отца небесного. Земной отец должен быть живым образцом терпения и доброты, проявляя любовь в отношениях к своим детям.

Одной из наиболее важных ролей семьи в обществе является любовь между мужем и женой. В этот критический момент истории, когда в современном обществе моральные ценности снижаются, семья должна остаться их основой и способствовать продвижению в нашем, легко поддающемся дезинформации, обществе.

Можно перечислить много значений, но основное внимание необходимо концентрировать на тех, которые являются горячими темами в современном мире:

• блуд;
• гомосексуализм;
• аборт.

Семья должна быть моделью и демонстрировать тот факт, что сексуальные отношения имеют место только в браке между мужем и женой.

Матери и отцы должны учить своих детей важности сохранения девственности до брака:

• не существует такого понятия, как безопасный секс вне брака;
• семья должна состоять из брака между одним мужчиной и одной женщиной;
• любые другие брачные отношения являются вредными и опасными.

Семьи должны препятствовать аборту, потому что он забирает невинные жизни. Если общество прекращает свои будущие поколения, то кто будет здесь приветствовать будущее?

Семья играет решающую роль, имеющую потенциал и ответственность в оказании воздействия на все общество своим положительным примером. Родители должны проявлять любовь по отношению к своим детям, проводя время с ними и строить, личностные отношения. Супруги должны любить друг друга по образу Иисуса Христа.

Для того, чтобы выполнять свою роль в обществе семья должна воспитывать детей в нравственных ценностей, так чтобы они могли созревать и передать эти ценности для будущих поколений, делающих обществу безопасное и счастливое место для всех людей, чтобы жить!

Система личности
Теория личности
Структура личности
Проблема личности
Становление личности
Развитие личности

Значение и роль семьи в обществе

Роль семьи в жизни каждого отдельного человека трудно переоценить. Уже одно появление на свет непосредственно связано с семьей и семейными отношениями. Только родившись человек оказывается вписанным в фундаментальную основу человеческих отношений, названной «семьей». Его развитие и взросление происходит в русле отношений его родителей, благополучие или неблагополучие которых определяет формирование его личности, характера и отношения к жизни.

Роль семьи в обществе не менее важна, поскольку общество собственно и состоит из семей, являющихся его микро-отражением и несущих на себе многие его важнейшие функции.

Роль семьи не является чем-то статичным, неизменяемым, более того, она существенно трансформировалась на протяжении всего исторического существования человечества. В прошлом роль семьи была более масштабной, человек в большей степени зависел от своего семейного происхождения, был более тесно связан семейными узами, обязательствами. Человек был практически неотделим от семьи. Поэтому можно говорить о том, что в более древние времена семья играла поистине всеобъемлющую роль в жизни отдельной личности. Однако с развитием общества семья постепенно уступает часть своих функций. Так, человек в современном обществе менее зависим от своего социального происхождения, не связан семейными ограничениями в выборе брачного партнера, профессии, образа жизни и т.д.

Однако не смотря на то, что семья исторически несколько утратила свои позиции, тем не менее, она и до наших дней продолжает играть особую роль.

Семью с полной уверенностью можно относить к особым, фундаментальным группам общества. Семья находится в сложных взаимоотношениях с обществом, подвергается существенному влиянию со стороны его политической, экономической и правовой систем. И, в свою очередь, оказывает на общество довольно заметное воздействие.

Прежде всего роль семьи в обществе связана с ее воспроизводящей потомство функцией. Собственно, семья дает обществу новых людей. И не просто дает, она растит, воспитывает, содержит и выпускает в свет уже сформированную личность, готовую играть в этом обществе свою непосредственную роль.

Семья в определенной мере является своеобразной уменьшенной моделью самого общества. Семья, равно как и общество, представляет собой совокупность отношений:

материально-экономических, социальных, культурных, психологических. Семья на определенном микро-уровне моделирует все виды отношений, существующих в обществе и обучает им ребенка. На протяжении многих веков семья осуществляла накопление и передачу по наследству определенной собственности, опыта, семейной памяти, фамилии, модели внутрисемейных отношений. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда, например, в ведении домашнего хозяйства, в материальном обеспечении семьи.

Помимо этого, между членами семьи присутствуют правовые, идеологические отношения, и, кроме этого, нравственные и религиозные. Именно под влиянием семьи находятся такие важнейшие для общества вопросы, как формирование трудовых ресурсов, их распределение и перераспределение, квалификационный рост и производительность труда. Поскольку роль семьи особенно явно проявляется при решении вопросов, касающихся того, куда молодому человеку пойти учиться, куда уезжать на учебу, либо работу или никуда не уезжать. И все эти отношения преломляются в семье через особый психологический механизм: они основываются на чувствах привязанности, любви, долга, родства, ответственности между членами семьи.

Читайте так же:  Идиотизм — что это такое

Если мы возьмем такую важнейшую проблему, как состояние здоровья населения, то опять же увидим определяющую роль семьи в этом вопросе. Семья несет в себе память о генетическом, биологическом состоянии здоровья. Понятно, что дети — это производное генов их родителей. Однако, что еще более важно в семье формируются привычки и навыки отношения к своему здоровью. Ребенок перенимает у родителей их образ жизни, установки на здоровое или нездоровое отношение к своему физическому состоянию. Занимается человек физкультурой или не занимается, любит быть в свободное время в лесу, на природе или не любит, подвижный образ жизни ведет или малоподвижный и т. д. — все это обычно начинается именно с семьи.

Семья воспитывает. Именно она прививает наклонности, вкусы и потребности у представителей младшего поколения. Роль семьи особенно ярко проявляется в стиле потребления людьми материальных и духовных ценностей. Направленность человека на материальное или духовное, его стремление добиться чего-то в жизни или отсутствие такового, тяга к самообразованию, саморазвитию, или же банальная страсть наживы — все это следствие основ, закладываемых в него семьей.

Роль семьи является определяющей в формировании трудовых ресурсов общества, и, в особенности, их качества. Каково качество специалиста и, следовательно, какова эффективность его функционирования — это также во многом зависит от семьи. Потому что именно здесь на личном примере добросовестного труда родителей у молодого человека воспитывается высокосознательное отношение к своему делу, преданность ему, профессиональная, трудовая честь, а также формируются общий культурный уровень, широта эрудиции. Уже качество учебы в школе у детей во многом определяется культурным, образовательным уровнем их родителей. Собственно говоря, сам интеллектуальный и нравственный климат, духовная атмосфера в семье является важнейшим фактором успешности учебы ребенка в школе.

Наконец, условия жизни «отходящих» поколений, пенсионеров, престарелых людей были и остаются одной из важнейших проблем общества, показателем его нравственной зрелости, гуманности. Но именно в семье закладываются привычки, традиции, нравственные основы отношения к старшему поколению: милосердие или бездушие, теплая доброта или холодная корысть.

Роль семьи в жизни человека и общества

Роль семьи в жизни человека и общества

1) Понятие о семье.

2) Основные типы семейных отношений:

3) Основные этапы формирования семьи.

4) Особенности семьи:

а) семья как малая группа;

б) семья как социальный институт.

5) Основные типы семьи:

6) Функции семьи:

д) статусная и т.д.

7) Особенности семьи в современном обществе.

Общественные отношения и их виды

1) Понятие общественных отношений:

а) в широком смысле;

б) в узком смысле.

2) Человек как универсальный субъект общественных отношений.

3) Классификация общественных отношений по основным сферам

4) Содержание каждого вида общественных отношений.

5) Значение общественных отношений для формирования общественной целостности.

Общество как целостная система

1 Понятие общества

2. Основные функции общества

3 Особенности общества как саморазвивающейся системы

4. Типы общества

5.Основные подсистемы общества — сферы общественной жизни

Формы государства

1. Что такое форма государства?

2. Формы правления:

3. Форма государственного территориального устройства:

4. политические режимы:

Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности

1) Угрозы и вызовы современного человечества

2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.

3) Особенности терроризма на современном этапе:

а) наднациональный характер;

б) использование современных электронных сетей и средств.

4) Проявления террористической деятельности.

5) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

Экологический кризис как глобальная проблема современности

1) Основные глобальные проблемы человечества:

а. проблема плохой экологии

б. демографическая проблема

в. диспропорция экономического развития («богатый север-бедный юг»)

г. угроза 3 мировой войны

д. международный терроризм

е. распространение алкоголизма и наркомании

2) Экологический кризис как одна из самых острых проблем

3) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами

3) Причины экологического кризиса:

а. нерациональное распределение и использование ресурсов

б. неприменение или недостаточное применение новых технологий

в. отсутствие альтернативы природным ресурсам

г. недостаточное количество мероприятий по защите экологии

д. недостаточная пропаганда экологической проблемы среди населения планеты

4) Проявления и последствия экологического кризиса:

а. снижение качества жизни и здоровья населения

б. угроза экологической катастрофы

5) Пути преодоления экологического кризиса:

[3]

а. выработка новых, высокотехнологичных способов ведения хозяйства

б. защита и очистка окружающей среды

в. международное экологическое сотрудничество

Этнос

1. Понятие этноса (Что такое этнос?)

3. Национальные интересы

4. Меж.ныциональные отношения

150 Социальные статусы и роли 1.Понятие

2.Статусный и ролевой набор

4.Престиж и авторитет

Социальный институт

1. Определение социального института

2. основные комплексы социальных институтов:

г) институты, действующие в духовной области

3. Ключевые социальные институты:

4. Признаки социальных институтов

5. Функции социальных институтов

6. Роль социальных институтов в жизни общества

Многовариантность общественного развития

1. Пути общественного развития

2. Стадии развития общества:

3. Понятия инновация, модернизация

4. Подходы к изучению общественного развития:

Общество как сложная динамическая система

1. Понятие «общества»

— в широком смысле

2. Подсистемы общества

3. Классификация обществ

[1]

— письменные и дописьменные

— традиционное, индустриальное, постиндустриальное

— первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое

4. Виды общественных отношений

5. Роль межличностных отношений в мире

Типы обществ

1. Классификация типов обществ

2. По наличию письменности

3. По уровню развития

4 По К. Марксу (формации)

А) Традиционное (аграрное)

В) Стадия сдвига

Г) Стадия зрелости

Д) Общество высокого массового потребления

6. По Д. Беллу, А. Тоффлеру

Читайте так же:  Виды позиций, занимаемых индивидом в обществе - социальные статусы

Глобализация

1. Понятие глобализация

2. Основные причины

2.1. Переход от индустриального общества к постиндустриальному

2.2. Переход от централизации экономики к децентрализации

2.3. Переход от национальной экономики к мировой

2.4. Переход от альтернативности выбора к его многообразию

2.5. Использование новых коммуникационных технологий, в том числе интернет

3. Основные направления проявления

3.1. Глобализация финансовых рынков

3.2. Деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру

3.3. Экономическая интеграция в рамках отдельных регионов

3.4. Создание международных организаций в экономической и финансовой сферах

4. Последствия глобализации

а. Стимулирующее влияние на экономику

б. Сближение государств

в. Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике

г. Возникновение социокультурного единства

а. Насаждение единого стандарта потребления

б. Создание препятствий для развития отечественного производства

в. Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран

г. Навязывание определенного образа жизни

д. Оформление идеи соперничества

е. Утрата специфических черт национальной культуры

5. Роль и место глобализации в жизни общества

Социализация личности

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1) Что такое социализация?

2) Виды деятельности, оказывающие влияние на социализацию

3) Социализация через всю жизнь

а) от младенчества до молодости

б) освоение новых социальных ролей в зрелом возрасте

в) продолжается ли социализация в старости?

4) Институты (агенты) социализации:

а) значение семьи в первичной социализации;

б) роль образования в социализации личности;

в) какой опыт передают сверстники;

г) СМИ как агенты социализации.

5) Значение социализации для личности

223 Социальное государство 1. Понятие социального гос-ва

2. Признаки социального гос-ва

а)демократическая организация гос. власти

б)высокий нравственный уровень граждан

в)социально ориентированная структура экономики

3. Функции социального гос-ва

а)охрана труда и здоровья людей

б)сглаживание социального неравенства

в)поощрение благотворительной деятельности

4. Проблемы развития и совершенствования социального гос-ва

230 Проблемы познаваемости мира 1.Различные подходы к проблеме познаваемости мира

а)Признание познаваем.мира(обьективный ,субьективный)

2.Формы чувств познания

3.Основные формы рационального познания

4.Познание как вид деятельности

Общественный прогресс

1.Понятие «общественный прогресс»

2.Развитие взглядов на направленность общественного прогресса:

а)уровень развития производительных сил

в)прогресс науки и техники

г)развитие человеческого разума

д)возрастание степени свободы

4.Общественный прогресс и современное общество

Социальная мобильность

1) Социальная стратификация, понятие, основные критерии.

2) Социальная мобильность, понятие, виды:

б) вертикальная восходящая;

в) вертикальная нисходящая.

3) Социальные «лифты»:

4) Маргинализация, понятие, предпосылки.

5) Люмпенизация, понятие.

6) Роль социальной мобильности в жизни общества.

Свобода и ответственность

1.Свобода в деятельности человека:

а)свобода личности — важнейшая ценность цивилизации;

б)»свобода есть осознанная необходимость»;

в)категория свободы в филосовских исканиях человечества.

2.Ответственность — важнейший регулятор деятельности человека:

а)сознательное следование установленным нормам;

б)оценивание своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих;

в)принципы и убеждения.

3.Свобода и ответственность в свободном обществе.

Социальность индивида

1. Понятие социализации.

2. Задача и функция социализации.

3. Факторы социализации по А.Мудрику

4. Виды и агенты социализации:

5. Механизмы социализации

6. Факторы, способствующие успешной социализации.

«Деятельность – основа существования и развития общества.»

I. Понятие деятельности

II. Отличие деятельности людей и животных

III. Структура деятельности

1. понятие субъекта

2. понятие объекта

4. понятие результата

IV. Мотивы деятельности

2. социальные установки

V. Безисные потребности по А.Маслоу

VI. Основные виды деятельности

Роль семьи в жизни человека и общества

1) Понятие о семье.

2) Основные типы семейных отношений:

3) Основные этапы формирования семьи.

4) Особенности семьи:

а) семья как малая группа;

б) семья как социальный институт.

5) Основные типы семьи:

6) Функции семьи:

д) статусная и т.д.

7) Особенности семьи в современном обществе.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Роль семьи в современном обществе

Обоснование роли и значение института семьи в условиях функционирования современного общества. Содержание и структура рассматриваемого социального образования. Основы современного брака. Значимость нравственных принципов для внутрисемейного общения.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.03.2015
Размер файла 13,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОЛЬ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Социологи в современном мире уделяют большое внимание вопросам семьи, так как семья всегда сверхзначима. Из семьи человек выносит в общественную, государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или разрушения. Семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества.

Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е., отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, а также другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.

С развитием общества изменяются брак и семья. Хотя основу семьи составляет брачная пара, однако есть семьи, которые живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают детей, но юридически их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или оба родителя. Бывают нуклеарные семьи (вместе проживают родители и дети) и расширенные (супружеская пара, дети, родители одного из супругов: дедушка, бабушка). Так, в нынешней семье мы видим реликты прошлых вековых семейных отношений и ростки будущей семьи.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении её членов. Несмотря на разнообразные внутрисемейные отношения, каждая семья выполняет ряд функций. Это репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная функции. Один из важнейших показателей качества семьи — уровень и качество межличностных отношений членов семьи.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включающая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т. д.

Читайте так же:  Как избавиться от депрессии

Семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому — деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений. Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции:

— воспроизводство населения, которое осуществляет семья;

— удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострадании;

— экономическая, бытовая функции.

Семья проходит ряд этапов, из которых складывается жизненный цикл семьи. Это образование семьи, т. е.:

— вступление в первый брак;

— начало деторождения (рождение первого ребенка);

— окончание деторождения (рождение последнего ребенка);

— «пустое гнездо» (вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка); семья общество социальный

— прекращение существования семьи (смерть одного из супругов).

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным.

Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых, оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.

Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения. Не сложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться может разрушить семью.

Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. В семье, кроме взрослых, в полноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками. Для полноценного развития и воспитания ребёнка в семье обязательно нужны и отец и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, в частности исполнением этих ролей определяется воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является уважение другого человека. Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество. Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как здоровье семьи от общества.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность, структура и специфика семьи как социального института и малой группы; ее репродуктивная и социализирующая функции, общественное и индивидуальное значение. Тенденции изменения, формы и проблемы брака и семьи в современном российском обществе.

контрольная работа [111,4 K], добавлен 03.05.2012

Трансформация института семьи на протяжении столетий и его состояние на современном этапе. Изменения в социальной структуре общества, приведшие к уменьшению роли в нем семьи, последствия такого положения. Негативные проявления в современной семье.

реферат [23,5 K], добавлен 14.07.2009

Признаки и функции семьи. Исторические этапы ее развития. Кризис института семьи в современном обществе. Принципы, формы и задачи социальной защиты семьи. Управление учреждением социального обслуживания семьи и детей. Структура и порядок их работы.

курсовая работа [65,1 K], добавлен 01.04.2012

[2]

Понятие социального института. Функционирование и типология семьи в современном обществе, ее жизненный цикл. Характеристика и тенденции молодой семьи. Методика составления программы исследования ориентации молодежи на семью, анализ результатов опроса.

курсовая работа [93,7 K], добавлен 03.07.2011

Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Развитие института семьи на современном этапе. Юриспруденция и брак. Воздействие современных социальных институтов российского общества на состояние института семьи. Проблема будущего семьи.

курсовая работа [45,0 K], добавлен 26.06.2015

Изучение функционирования семьи как социального института и малой группы. Анализ структуры и функций семьи. Характеристика брачно-семейных отношений и образцов семейного поведения, характерных для различных социальных групп. Кризис семьи и её будущее.

контрольная работа [26,8 K], добавлен 06.02.2011

Роль семьи в современном обществе. Понятие семьи и брака: исторические типы, основные функции. Изучение жизненного цикла семьи — последовательности социальных и демографических состояний с момента образования семьи до момента прекращения ее существования.

курсовая работа [44,2 K], добавлен 05.12.2010

Изучение функционирования семьи как социального института и малой группы. Исследование структуры и функций семьи. Характеристика образцов семейного поведения. Периодичность возникновения ссор и конфликтов в семьях. Классификация основных форм брака.

Читайте так же:  Зачем применяют техники остановки внутреннего диалога

презентация [1,2 M], добавлен 24.03.2015

Семья как объект социологии. Типы семьи и ее основные функции в обществе. Особенности функционирования семьи в условиях современности. Эволюция семейных отношений. Основные последствия в историческом изменении функций. Развитие семьи и брака в России.

курсовая работа [449,4 K], добавлен 01.02.2013

Исследование эволюции семьи как социокультурной ценности, развивающейся в тесной связи с развитием культуры и цивилизации. Содержание основных подходов изучения социальной природы семьи. Формы брака и виды семьи, существующие в доиндустриальном обществе.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

реферат [29,8 K], добавлен 16.02.2015

Роль семьи в обществе

психологические науки

  • Исматова Дилафруз Туймурадовна , преподаватель
  • Бухарский автодорожный колледж
  • Похожие материалы

    Семья представляет собой общественный институт, и дети в ней овладевают социальными знаниями, нравственными умениями и навыками.

    Каждая семья имеет присущие ей социальные, экономические, этнические, религиозные, правовые и другие особенности, которые необходимо учитывать, особенности, которые необходимо учитывать, особенно если речь идет о наличии в ней проблемных ситуаций.

    В своем произведении «Гармоничное поколение — основа прогресса Узбекистана» первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов подчеркнул значение воспитания ребенка в семье, высказал суждение о долге родителей перед детьми: «С первых дней своего рождения ребенок живет в семье. Здесь он впитывает семейные ценности, традиции, привычки. А главное, через обстановку в семье дети воспринимают и чувствуют требования общества.

    Права семьи и детей зафиксированы в документах международных организаций (Конвенция ООН «О правах ребенка»), а также в законодательных актах Республики Узбекистан. В Конституции Республики Узбекистан (статья 63) отмечено: «Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства».

    В семейном Кодексе Республики Узбекистан отдельно выделены основные права ребенка: право жить в семье и получать воспитание, право общаться с родителями и другими родственниками, право на собственную защиту, право носить имя, фамилию и отчество.

    В стране реализуются меры по укреплению семьи, обеспечению социально-экономического благополучия и социальной защиты многодетных, малообеспеченных, неполных семей, семей, где родители или дети с инвалидностью.

    В научной, психолого-педагогической литературе уделяется большое внимание вопросам семейного воспитания [8]. В частности, в нашей республике внимание ученых-педагогов направлено на изучение взглядов мыслителей, наших предков на проблему семьи и семейного воспитания в разные исторические эпохи. В современных исследованиях мы находим ссылки на исламские источники, где освещены положения о формировании здорового мировоззрения детей, их психическом воспитании.

    В исламе изложена мысль о том, что ребенка нужно воспитывать ещё в грудном возрасте, ибо через молоко матери он получает и биологическую и духовную пищу. Для физического и психического развития младенца кроме материнского молока нет другой пищи. Благодаря молоку матери формируются и развиваются скелет, все органы ребенка и его душа.

    Учение ислама, признает, что дети в руках родителей — это величайшая ценность, поэтому они должны дать ему прекрасное воспитание, обучить достойному поведению, объяснить опасность плохих поступков.

    В наши дни считается необходимым повышать педагого-психологические знания родителей с помощью педагогов, психологов, социальных работников.

    Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. Семейная власть может строиться на разнообразном экономическом или моральном авторитете: от прямого насилия до морального воздействия, от приказов до вежливых дружеских советов. В традиционном представлении структуры можно выделить два типа семейных отношений.

    1. Авторитарный (лидерство) – руководство и организация всех семейных функций сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье.
    2. Демократический (партнерство) – равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем. Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, кто главенствует, от личных качеств. В последнее время преобладающим становится равенство отношений между супругами. Со структурой семьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение этой структуры приводит к нарушению ее функций.

    Функции семьи – это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. У семьи может быть столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.

    Семья – это система социального функционирования человека. Ряд функций непосредственно вытекает из требований общества, но поскольку семья – сфера межличностных отношений, там действуют свои законы и функции. Благодаря реализации своих функций, семья сохраняет социальный, биологический и культурный смысл. Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

    1. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция – обеспечение биологического существования семьи пищей, жильем, одеждой и т.д.
    2. Функция первичной социализации – введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами.
    3. Воспитательная функция – социализация молодого поколения, воздействие через общение, трудовую деятельность, поощрение, наказание.
    4. Рекреационная и психотерапевтическая функция – принятие члена семьи таким, какой он есть, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, обеспечение чувства защищенности [7].

    Функция первичной социализации и воспитательная взаимосвязаны и направлены на воспитание личности ребенка.

    Главная роль в осуществлении этих функций отводится семье. Далее мы рассмотрим механизмы социализации в семье – способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.

    1. Механизм единства подражания, имитации, идентификации.

    Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Действие этого механизма осуществляется через социальное взаимодействие людей. Имеются в виду не только отношения взрослых и детей, но и отношения между взрослыми, которые воспроизводят опыт других, стремятся копировать некоторые модели поведения, отождествляют себя в той или иной мере с социальными ролями, перенимают взгляды других.

    2. Механизм полоролевой идентификации.

    Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

    Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения.

    3. Механизм социальной оценки желаемого поведения.

    Осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями и наказаниями, поступающими от других людей. В этом случае подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является результатом поведения

    Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», то есть некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии. В одном случае конформность – это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок. В другом случае конформность можно определить как способность человека сделать вид, что он согласен с группой даже тогда, когда на самом деле придерживается совсем иной точки зрения.

    Негативизм – это конформизм наоборот, стремление, во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. В социально-психологической литературе отмечены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации. Например, внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др. Мы выделили наиболее распространенные [2].

    Таким образом, роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладением социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится тому, как себя вести в различных ситуациях. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости,

    Наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми [11]. Семья является базисной основой социализации, важнейшим социальным институтом. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка [12].

    Современная семья переживает серьёзные трансформации, которые требуют осмысления со стороны ученых и практиков, в результате чего создаются новые социальные теории и классификации семей по различным основаниям.

    Список литературы

    1. Абшилава Э.Ф. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей гиперактивного ребенка // Наука. Мысль. 2016. № 8-1. С. 97-103.
    2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебник для студентов педвузов. / Под ред. В.А. Сластенина. – 2 изд., доп. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 235 с.
    3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб: ТОО ТК Петрополис, 1998.
    4. Краснокутская М.С. Образ идеальной семьи и пример родителей // Наука. Мысль. 2014. № 8. С. 36-38.
    5. Маджидова Д.А., Мамараимова З.Ш. Семья как важный фактор формирования здорового мировоззрения // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 738-740.
    6. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 159 с.
    7. Российская семья: Энциклопедия. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 624 с.
    8. Урусова Е.А. Представления о семье как актуальный предмет исследований в современной психологической науке // «Инновационная деятельность в образовании»: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 28 ноября 2014 года, г. Нижний Новгород / под общей ред. Е.В. Быстрицкой, Е.Ю. Илалтдиновой, Р.У. Арифулиной – Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2014. – С. 426-428.
    9. Урусова Е.А. Современная семья как отражение трансформации российского общества // Наука. Мысль. – 2016. – № 11. URL: wwenews.esrae.ru/48-633
    10. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979.
    11. Целуйко М.В. Психология неблагополучной семьи. – СПб.: Питер, 2003. – 171 с.
    12. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 256 с.
    13. Янак А.Л. Тема «родительства» в зарубежных социологических исследованиях (На примере французского социологического журнала «Politiques sociales et familiales» 2009-2014 гг.) // Надежды: Сборник научных статей студентов/Научный редактор З.Х. Саралиева. Вып. 8. Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ. 2014. С. 140-150

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Читайте так же:  Что делать родителям, если ребенок все время врет

Источники


  1. Зубова, А. В. Семейная дипломатия. Между невесткой и свекровью… / А.В. Зубова. — М.: Феникс, 2015. — 224 c.

  2. Садовская, В.С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.С. Садовская. — М.: Юрайт, 2013. — 506 c.

  3. Толстая, Наталья Я хочу быть с тобой! Учебник счастливой жены / Наталья Толстая. — Москва: Мир, 2013. — 320 c.
Значение и роль семьи в обществе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here