Значение метафорических ассоциативных карт в пространстве консультирования и психотерапии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Значение метафорических ассоциативных карт в пространстве консультирования и психотерапии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Метафорические ассоциативные карты как эффективный инструмент психологического консультирования и психотерапии

Институт имеет Государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности

Форма документов, выдаваемых в нашем институте, соответствует всем требованиям государства. Образец диплома/удостоверения вы можете увидеть на странице любой программы в блоке «Стоимость».

Вы можете оплатить обучение в рассрочку. Дополнительные скидки предусмотрены для групповых заявок на обучение (от 3 чел).

26 направлений обучения по педагогике и психологии, более 450 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Метафорические ассоциативные карты: принципы применения

Сегодня все больше специалистов в области психологического консультирования и психотерапии открывают для себя относительно новый инструмент: метафорические ассоциативные карты. Этот метод завоевывает многочисленные симпатии благодаря ряду своих преимуществ (экологичности, мягкости воздействия на клиента, обладанию широкими возможностями для психодиагностики, консультирования и психокоррекции). Область применения метафорических ассоциативных карт чрезвычайно широка, а использование техник с картами – очень гибкое, допускается модификация в зависимости от ситуации консультирования и проблемы клиента, возможно творческое преобразование техник психотерапевтом, а также создание на их основе новых техник. Узнать больше о сути и истории возникновения метафорических ассоциативных карт можно из статьи «Ассоциативные карты — ключ к бессознательному».

Применение метафорических ассоциативных карт в консультативном и психотерапевтическом процессе имеет ряд особенностей. В отличие от обычных игральных карт, предполагающих соперничеству, победу одного игрока и проигрыш других, применение метафорических карт в групповой работе основано на сотрудничестве членов группы. Еще один важный принцип применения ассоциативных карт в группах – это принцип активности, который предполагает активную позицию всех участников групповой работы.

При применении очень важна искренность клиента или участников групповой работы, способность и открытость ассоциативному процессу. Еще один важный принцип применения метафорических карт в группе запрещает кому бы то ни было интерпретировать или заново интерпретировать карты других людей. О том, как могут использоваться ассоциативные карты неспециалистами, читайте в статье «Метафорические ассоциативные карты для самопомощи и развития креативности».

Метафорические ассоциативные карты: особенности разных колод

Сегодня существует порядка семнадцати колод метафорических ассоциативных карт, каждая из которых имеет свои отличия и особенности: «ОН», «Соре», «Реrsona», «Реrsonita», «ЕССО», «Saga», «Habitat», «Mythos», «1001», «Morena», «Lidya Jacob Story», «Claro» и др.

Набор метафорических ассоциативных карт «ОН» состоит из двух колод, в каждой из которых – по 88 карт. На картах одной колоды – изображения, на картах другой – слова, что дает огромное количество возможных комбинаций при применении.

Колода ассоциативных карт «Соре» также состоит из 88 карт – изображений. Название колоды в переводе означает «преодолеть, преодоление» и предназначена в большей степени для преодоления сложных, кризисных, проблемных ситуаций, психологических травм (методы коррекции эмоциональных состояний).

Для работы с проблемами межличностных отношений хорошо подходят колоды метафорических ассоциативных карт «Persona» и «Personita». Каждая из них содержит самые разные портреты людей (первая колода – изображения взрослых людей, вторая – детей и молодых людей), а также карты, изображающие взаимоотношения и ситуации взаимодействия.

В ходе психологического консультирования и психотерапии каждую колоду метафорических ассоциативных карт можно применять отдельно, а также сочетать с другими колодами.

Вы находитесь в поиске качественного обучения техникам работы с метафорическими картами? Тогда поступайте в наш Институт! Краткосрочный курс «Использование метафорических ассоциативных карт в проективной диагностике» включает в себя базовые техники работы с основными колодами карт. Если же вы ищете специальную программу, содержащую эффективные методы коррекции эмоциональных состояний, то выбирайте курс «Использование метафорических ассоциативных карт в коррекции психотравмирующих эмоциональных состояний». Освойте техники работы с метафорическими картами, чтобы стать специалистом более высокого уровня.

Тема 8. Коррекция неврозов при помощи ассоциативных карт.

Цель:рассмотреть ключевые приемы при коррекции неврозов с помощью ассоциативных карт.

Понятийный аппарат:невроз, ассоциативные карты, нервно-психическое напряжение, фрустрация.

Вопросы для обсуждения:

Понятие и сущность невроза, DSM-IV.

Гендерная специфика в возникновении и протекании неврозов.

Обсессивно-компульисное расстройство, причины и характеристика поведения клиента.

Два варианта развития обсессивно-компульсивных расстройств.

Обзор современных исследований посвящённых исследованию обсессивно-компульсивных расстройств.

Использование ассоциативных карт в коррекции обсессивно-компульсивных расстройств.

Личностное расстройство избегания и его коррекция при помощи ассоциативных карт.

Зависимые личностные расстройства и их терапия с использованием ассоциативных карт.

Этапы и общий алгоритм работы с невротическими расстройствами с использованием ассоциативных карт.

Дмитриева Н. В., Буравцова Н. В. Метафорические ассоциативные карты в пространстве психокоррекции эмоциональной недостаточности // СМАЛЬТА, 2014. — № 4. – С. 71-77.

Дмитриева Н. В., Буравцова Н. В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. – Новосибирск, 2015. – 230 с.

Кац, Г. Метафорические карты: руководство для психолога/ Г.Кац, Е.Мухаматулина.-М.: Генезис, 2014.-160с.

Киршке, В. Клубника за окном: ассоциативные карты для коммуникации и творчества/В.Киршке.-OH Verlag, 2010

[1]

Короленко Ц.П, Дмитриева Н.В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография.- Новосибирск: Издательство НГПУ, 2006.- 448с.

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., HomoPostmodernicus. Психологические и психические нарушения постмодернистского мира. — Новосибирск., Изд-во НГПУ, 2009. — 230 с.

Морозовская, Е. Мир проективных карт: обзор колод, упражнения, тренинги.-М.: Генезис, 2014.-168с.

Читайте так же:  Раздвоение личности

Морозовская, Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство.- Одесса: Институт Проективных Карт, 2012

Тема 9. Коррекция негативных воспоминаний при помощи ассоциативных карт.

Цель:рассмотреть подходы и техники работы с ассоциативными картами при работе с негативными воспоминаниями.

Понятийный аппарат:негативные воспоминания, психотравмирующие события, фазы переживания утраты и горя, преодолевающие стратегии.

Вопросы для обсуждения:

Личность и ее жизненный опыт.

Роль опыт в копинг-стратегиях.

Духовный кризис и подходы к его коррекции.

Группы иррациональных установок мышления «катастрофизация», «долженствование в отношении себя», «долженствование в отношении других», «оценочная установка».

Слова-маркеры, иррациональных убеждений.

Способы трансформации иррациональных мыслей.

Коррекция идеализации прошлого опыта.

Коррекция девальвации прошлого опыта.

Коррекция фатализации прошлого опыта.

Коррекция консервации прошлого опыта.

Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи / Вопросы психологии, 1988. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. С-Пб., 2002. – 164 с.

Дейтс Б. Жизнь после потери. М., 1999 – 304 с.

Джармен Р. Консультирование людей в дистрессе: психосоциальная реабилитация пострадавших от травматических переживаний в результате войны / Журнал практической психологии и психоанализа. – М., №1-2, 2001.

Дмитриева Н. В., Буравцова Н. В. Метафорические ассоциативные карты в пространстве психокоррекции эмоциональной недостаточности // СМАЛЬТА, 2014. — № 4. – С. 71-77.

Дмитриева Н. В., Буравцова Н. В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. – Новосибирск, 2015. – 230 с.

Кац, Г. Метафорические карты: руководство для психолога/ Г.Кац, Е.Мухаматулина.-М.: Генезис, 2014.-160с.

Киршке, В. Клубника за окном: ассоциативные карты для коммуникации и творчества/В.Киршке.-OH Verlag, 2010

Короленко Ц.П, Дмитриева Н.В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография.- Новосибирск: Издательство НГПУ, 2006.- 448с.

Нагера У. Реакции детей на смерть значимых объектов / Журнал практической психологии и психоанализа. М., 2002, №1.

Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях — СПб.: Речь, 2004. — 256 с.

Шефов, С.А. Психология горя : переживание утраты, особенности дет. горя, психол. помощь горюющему — СПб. : Речь, 2006. — 138 с

Ассоциативные карты — ключ к бессознательному

Институт имеет Государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности

Форма документов, выдаваемых в нашем институте, соответствует всем требованиям государства. Образец диплома/удостоверения вы можете увидеть на странице любой программы в блоке «Стоимость».

Вы можете оплатить обучение в рассрочку. Дополнительные скидки предусмотрены для групповых заявок на обучение (от 3 чел).

26 направлений обучения по педагогике и психологии, более 450 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

[2]

Что такое ассоциативные карты?

Некоторые вопросы и проблемы, возникающие во время психологического консультирования, оказывается не так легко не только решить, но и, прежде всего, разобраться в них. Во многом, это происходит из-за того, что сама суть и решение проблемы не до конца осознается клиентом, что и затрудняет консультационный или психотерапевтический процесс.

В подобных случаях может оказаться удивительно полезным уникальный инструмент проективной психодиагностики – метафорические ассоциативные карты. Колоды таких карт представляют собой наборы изображений (иногда в сочетании со словами, рамочными колодами) в формате, похожем на игральные или гадальные карты. Однако сразу следует отметить, что ничего общего с перечисленными видами ассоциативные карты не имеют, потому что не предполагают игру (а, следовательно, ситуации выигрыша или проигрыша), а также не предназначены для предсказания будущего или выяснения информации о других людях. Они нужны для того, чтоб помочь клиенту разобраться в своем внутреннем мире, мотивах, желаниях, отношениях. Подробнее об этом читайте в статье «Метафорические ассоциативные карты как эффективный инструмент психологического консультирования и психотерапии».

Техники с применением метафорических ассоциативных карт эффективны для разрешения самых разных психологических затруднений, среди которых трудности совершения выбора, конфликты, психологические травмы, негативные эмоциональные состояния (методы коррекции эмоциональных состояний) и другие. Получить несколько эффективных техник можно в статье «Метафорические ассоциативные карты для самопомощи и развития креативности».

Из истории метафорических карт

Первая колода таких метафорических ассоциативных карт появилась в 1975 г. благодаря профессору искусствоведения и художнику Эли Раману. Он считал, что искусство должно быть доступным для каждого человека, и произведения художников должны попадать буквально людям в руки. В 1983 г. Раман познакомился психотерапевтом Моритцом Эгетмейером, которого идея художественных карт подтолкнула к мысли, что такие изображения можно использовать в ходе сессий для того, чтоб расположить клиентов к более откровенному разговору о себе и имеющихся сложностях и проблемах. Однако руководители издательств, в которые обращался Эгетмейер для издания метафорических карт, отказывались от этого, так как, не понимая принцип их действия, полагали, что такие карты не будут пользоваться спросом, а значит, не принесут выгоды. Тогда Эгетмейер решает сам основать издательство, которое существует и сегодня, и занимается исключительно изданием разных видов колод метафорических карт. Таких колод существует более 17, каждая из них была создана при участии художника и психолога. Наиболее известные среди них – «OH», «Persona» и «Personita», «Saga», «Habitat», «Ecco», «Morena», «Mythos», «Lydia Jacob Story».

Как практический метод проективной психодиагностики метафорические карты имеют обширную теоретическую основу – это концепции З. Фрейда, К. Роджерса, идеи гештальт – психологии. Карты могут использоваться как при индивидуальном консультировании, так и на групповых занятиях и тренингах, помогая разобрать проблемы мотивации, страхов, выбора, внутриличностных и межличностных конфликтов, особенности взаимоотношений и самоотношения клиента, способствуя его личностному росту. Главная их особенность – это возможность обойти психологические защиты и дать безопасный и безболезненный выход тому, что находится в бессознательном. Ассоциативные карты заставляют человека искать уже известный ему, но неосознаваемый пока, выход из сложившейся ситуации.

Читайте так же:  Приступы ярости

В последние годы применение метафорических ассоциативных карт психологами, психотерапевтами, тренерами становится все более распространенным и популярным благодаря простоте и удивительной эффективности этого метода.

Если вы хотите освоить основы работы с метафорическими картами, то вам подойдет курс «Использование метафорических ассоциативных карт в проективной диагностике». Если же для вашей профессиональной психологической работы с клиентами вам нужны дополнительные методы коррекции эмоциональных состояний, тогда скорее оформляйте заявку и поступайте на курс «Использование метафорических ассоциативных карт в коррекции психотравмирующих эмоциональных состояний».

Эффективность метафорических ассоциативных карт в виртуальной среде

Современность требует идти в ногу с прогрессом, интегрируя в наш быт Интернет-технологии как с познавательной, так и с потребительской стороны жизни. Психологическое консультирование не стало исключением из общей тенденции и трансформировалось в так называемую телепсихологию, эффективность которой уже доказана многочисленными исследованиями [8]. На сегодняшний день Skype-консультирование, в том числе психологическое, прочно занимают лидирующие позиции среди предоставляемых Интернет услуг.

Вслед за интеграцией психологических консультаций в среду Интернет возникает необходимость внедрения диагностических и психокорректирующих методик. Одной из таких методик выступают популярные в психологическом сообществе метафорические ассоциативные карты. Востребованность этой методики обусловлена совмещением терапевтического и диагностического направлений, большей клиентской ответственностью и безопасностью. Широчайший спектр применения придает универсальность данной методике. Именно поэтому актуальным является внедрение методики метафорических карт в виртуальную среду для расширения границ практического применения в индивидуальной психологической работе.

Мы обнаружили несколько примитивных, ограниченных по функционалу, реализаций метафорических карт в виртуальной среде и не обнаружили ни одного описания или доказательства их эффективности в работе с клиентами. Таким образом, выявилась актуальность исследования применения методики подобного формата.

Обзор специфики метафорических ассоциативных карт [1] позволил выявить значимую теоретическую связь с аспектами телепсихологии. Одна из них – возможность гибкого теоретического подхода или использования эклектичного подхода в способах расклада и работы по ним. Вторая, в контексте данного исследования, ключевая связь – использование коммуникативных техник психологического консультирования, что теоретически ставит методику метафорических карт посредством виртуальной среды в необходимую зависимость от телепсихологии. Возможность функции «демонстрация экрана» в Skype позволяет пользователю видеть содержимое экрана собеседника. На наш взгляд, Skype-консультирование полностью удовлетворяет условиям телепсихологии [7] и коммуникативной структуре методики метафорических ассоциативных карт. Таким образом, складывается комплексный способ дистанционной индивидуальной психологической помощи – виртуальные метафорические ассоциативные карты в сопровождении Skype-консультирования.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

С целью исследования эффективности метафорических карт в виртуальной среде мы решили обратиться синдрому профессионального выгорания, который представляет возрастающую угрозу работоспособности большинства организаций. Начинаясь незаметно, он приводит к масштабным последствиям в виде «упущенной прибыли». Различные организационные меры профилактики, которые предпринимаются современным менеджментом, либо недостаточны, либо малоэффективны [2; 6]. Данные меры в своем большинстве упускают индивидуальный подход, который в силу учета множества факторов выгорания приносит более глубокие, а значит более длительные изменения личности, способствующие противостоянию стрессу.

Так, к примеру, «выгорающий» должен сам осознавать свое состояние и иметь достаточную мотивацию к собственным изменениям. Также, в связи с распространенностью организационных патологий, предполагается очевидная перспективность индивидуального подхода в эмоционально-ориентированном модусе преодоления стрессогенных ситуаций. Более того, применение метафорических ассоциативных карт исчерпывающе подходит в соответствии со структурой модели выгорания в концепции стресса, а также рекомендациями ресурсной и информационной моделей стрессоустойчивости [4; 5].

На основании вышеизложенного, эмпирической целью исследования составило изучение динамики уровня общего психического состояния и уровня профессионального выгорания, под воздействием интегрированных в виртуальную среду метафорических ассоциативных карт в сопровождении Skype-консультирования. Были поставлены следующие задачи исследования:

  • разработка программного приложения метафорических ассоциативных карт;
  • замер степени эмоционального выгорания, сопутствующего состояния и симптомов «до» и «после» воздействия программного приложения метафорических ассоциативных карт;
  • анализ результатов с целью доказать правомерность нашего предположения: методика метафорических ассоциативных карт в виртуальной среде способствует снижению уровня профессионального выгорания.

В соответствии с целью и задачами работы для эмпирического исследования были подобраны психодиагностические методики: опросник «Инвентаризация симптомов стресса» Т. Иванчеко (ИС) и диагностика эмоционального выгорания личности В. В. Бойко (ДЭВ).

На базе технологии Adobe Air было разработано программное приложение PSYCards, максимально близко симулирующее работу с картами. В приложение были интегрированы базисные колоды производства OH-VERLAG: «OH», «ECCO», «PERSONA» и «HABITAT».

Приложение PSYCards представляет поле выбора колоды, поле выбора карты и так называемое игровое поле (рисунок 1). Поля выбора колод и карт содержат интерактивные кнопки прокрутки ряда. Колоды обозначены соответствующей специализируемой колоде «рубашкой». На карте, обозначающей колоду, в левом верхнем углу с помощью знака с изображением глаза обозначен режим «в открытую». Ряд выбора карт представлен в открытом (картинкой) или закрытом (рубашкой) виде в зависимости от условий применяемой техники. Выбор карты осуществляется перетаскиванием нужной картинки на игровое поле, где у карты появляется дополнительный функционал: перемещение карты по полю, увеличение размера карты, поворот в плоскости поля и поворот рубашкой кверху. Количество карт в раскладе не ограничено. В случае необходимости удаления карты из игры, карта выводится за пределы поля. Также на игровом поле предусмотрены кнопки «Очистить» и «Сохранить» с одноименными функциями. Последнее предлагает сохранить изображение актуального расклада пользователю на его компьютер.

Таким образом, сохранив значительный функционал, нам удалось перенести метафорические карты в виртуальную среду. Безусловно, при подобной трансформации были утрачены тактильные свойства карт, но также были приобретены новые специфические свойства.

Читайте так же:  Зависимость от общества, как потребность в привязанности

Одно из них — возможность увеличения размера картинки, что с очевидностью влияет на восприятие образа. С другой стороны, изменение размера отдельно и по отношению к другим картам становится новой диагностической плоскостью. Например, масштабирование изображения в процессе расклада может указывать динамику внутренних изменений. Безусловно, функция изменения масштаба требует отдельного исследования.

Другое свойство скорее отрицательного характера: манипуляции картами с помощью манипулятора «мышь» или тачпада требуют определенной ловкости, что несколько отвлекает клиента от процесса расклада.

В исследовании приняли участие 16 женщин в возрасте от 21 до 55 лет по профессии системы «человек-человек», имеющие уровень выгорания в стадии формирования первой, второй или третьей в соответствии с диагностикой эмоционального выгорания личности В.В. Бойко, а так же от стадии напряжения по методике уровня инвентаризации стресса Т. Иванченко. Вспомогательными методами исследования стало наблюдение, метод интервью, анкетирование, тестирование, беседа.

Исследование проходило в два этапа: интеграция метафорических ассоциативных карт в виртуальную среду и, собственно, само исследование. Исследование подразделялось на стадии и имело многоуровневую структуру: набор добровольцев, собеседование, начальное тестирование, отсев по результатам тестирования, применение метафорических ассоциативных карт в виртуальной среде, вторичное тестирование.

По окончании исследования удалось выявить достаточные изменения уровня профессионального выгорания у большинства испытуемых. Уже на этапе анализа сырых данных по каждой диагностической методике при сравнении медиан «до» и «после» прослеживается очевидное снижение показателей выгорания. Для проверки поставленного предположения применялся непараметрический критерий Т-Вилкоксона, который предназначен для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. Для обработки материала применялись методы вычисления в программе IBM SPSS Statistic 20. Сводные данные приведены в Таблице 1.

Таблица 1 – Сводные данные результатов SPSS Statistic 20
Методика T-Вилкоксон Z-критерий p-уровень Решение
ИС 0,013 -2,48 P≤0,01 Hотклоняется
ДЭВ 0,034 -2,12 P≤0,05 Hотклоняется

На основании полученных результатов сделан вывод, что в выборке «до» значения выше, чем в «после» во всех примененных методиках. Наибольшее снижение произошло по уровню стресса, который является фактором для формирования синдрома профессионального выгорания и выступает фоном напряжения, указывает на перспективный задел для дальнейшего снижения уровня профессионального выгорания. Соответственно, удалось выявить достаточную статистическую значимость результата исследования, подтверждающего наше предположение, что применение методики метафорических ассоциативных карт в виртуальной среде способствует снижению уровня профессионального выгорания.

Если рассматривать результаты как частные случаи (рисунок 2, рисунок 3), то мы можем увидеть не только снижение показателей, но и несколько случаев их повышения. Этот факт может указывать на влияние статистической ошибки и внешних побочных переменных (в двух случаях это зафиксировано как острая стадия ОРВи во время вторичного замера). С другой стороны, этот эффект может характеризовать срабатывание индивидуальных защитных механизмов, означающее их подвижность и перераспределение, что характерно процессу внутреннего изменения. Тем самым также подтверждается влияние виртуальных метафорических ассоциативных карт на внутренние процессы личности.

Рисунок 2 – Динамика снижения уровня симптомов стресса.

Рисунок 3 – Динамика снижения уровня синдрома выгорания.

Для оценки эффективности следует учитывать, что воздействие было единократным. На основании подтвержденного влияния приложения PSYCards, можно предположить, что при спланированной серии консультаций для терапии выгорания с его применением воздействие значительно усилится. Эффективность достигается косвенно посредством установки мотивации к изменению и познания своих адаптационных возможностей, и прямо посредством переноса сознательного понимания проблемы выгорания в бессознательное и обратно в качестве аффективной разрядки с помощью образов метафорических ассоциативных карт.

Результаты, полученные в данной работе, имеют практическое значение для индивидуальной работы с запросами клиентов, имеющих синдром профессионального выгорания, с помощью виртуальной методики метафорических ассоциативных карт PSYCards. Также формат телепсихологии с применением PSYCards может быть рекомендован не только отечественным организациям с целью индивидуальных профилактических мер для персонала, но и широкому кругу профессиональных психологов и психотерапевтов, работающих в формате телепсихологии.

Необходимо отметить, что наше исследование ограничено по выборке, что не дает оснований для абсолютной уверенности в объективности полученных результатов. Тем не менее, в условиях неугасающей актуальности проблемы синдрома профессионального выгорания в сочетании с нехваткой исследований влияния интегрированных в виртуальную среду психологических методик нашу работу стоит рассматривать как начало объективации этих взаимодополняющих проблем с позиции методологии системного подхода.

Метафорические ассоциативные карты как инструмент проективной психотерапии и психокоррекции

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – особый инструмент арт-терапии, работа с которым основывается на принципах и постулатах проективных методик. Преимущество МАК в сравнении с другими методами арт-терапии, заключается в том, что в них отсутствуют закрепленные значения. Каждый человек в процессе работы сам определяет их смысл.

Эффективность использования МАК в психотерапевтической работе обусловлена следующими факторами:

  • отсутствие алгоритмизированной процедуры создает атмосферу безопасности и доверия, улучшает коммуникацию клиента с терапевтом;
  • снижение цензуры в сознании клиента облегчает работу специалиста с его неосознаваемыми конфликтами;
  • появляется возможность исследования любых ситуаций в прошлом и будущем клиента, моделирования метафорических образов изменения этих ситуаций;
  • в сознании клиента запускаются внутренние восстановительные процессы, идет активный поиск вариантов решения сложных проблем, моделируется образ новой реальности жизни;
  • риск дополнительной травматизации клиента сведен к минимуму.

В программе представлен опыт использования наиболее популярных колод метафорических карт («ОН», «COPE» «SAGA», «RESILIO», «THAN DOO», «Эмоции судьбы», «Дерево», «Дом» и др.) через систему авторских психотерапевтических упражнений.

Читайте так же:  Как найти подход и как общаться с эпилептоидным типом личности

Обучение рассчитано на практикующих психологов, психотерапевтов, семейных консультантов, арт-терапевтов и других специалистов, заинтересованных в расширении арсенала методов психотерапевтической и коррекционной работы.

  • освоить новую проективную методику психотерапии и психокоррекции;
  • развить имеющиеся или сформировать новые профессиональные компетенции в области использования метафорических карт;
  • получить клиентский опыт работы с разными колодами метафорических ассоциативных карт;
  • использовать полученные знания и навыки в работе с различной психологической проблематикой.
  • История возникновения, предназначение и структура карт Таро.
  • Колода Таро: мифы и предубеждения.
  • Психология К. Г. Юнга, ее связь с образами и символами Таро.
  • Психологическая интерпретация карт Старших Арканов.
  • Таро как проективная психологическая методика. Секреты использования.
  • Таро как психотерапевтический и психокоррекционный инструмент.
  • Психологический портрет и типаж личности.
  • Практика психологических раскладов на картах Таро.

    Введение в работу с метафорическими картами:

    краткий экскурс в историю возникновения МАК;

основные принципы работы с метафорическими картами (прояснение клиентского запроса, организация пространства, техника безопасности при работе с картами, специфика работы с разными возрастными группами и пр.);

методический обзор колод: «ОН», «COPE» «SAGA», «RESILIO», «THAN DOO», «MITHOS» «ALLEGORIES», «Эмоции судьбы», «Дерево», «Дом», «Источник», «Архетипы и тени», «Субличности», «АNIMA», «Мужчина и женщина: сила притяжения» и др.

возможности интеграции МАК с другими психотерапевтическими направлениями (арт-терапия, транзактный анализ, эмоционально-образная терапия, системная семейная терапия).

Практика использования МАК в решении проблем межличностных отношений:

    выявление представлений клиента о ситуации («Мы в отношениях», «Анализ отношений», «Кольцо наших отношений»);

определение реальной позиции клиента в ситуации, осознание этой позиции («Я – с разных позиций», «Признание»);

моделирование стратегии взаимодействия в межличностных отношениях, поиск нереализованных ресурсов («Препятствие и ресурсы», «Провокация и мотивация», «Озеро или источник»);

работа с самовосприятием и восприятием партнера («Обратная связь», «Назад в будущее», «Гармония с собой»);

определение влияния Анимы и Анимуса на межличностные отношения («Путь к себе», «Препятствие – ресурс);

психокоррекция препятствий и проблем в межличностных отношениях («Точка невозврата», «Прояснение», «Ревизия отношений»).

Что такое метафорические ассоциативные карты и с чем их едят? Механизмы воздействия и основные способы работы

Сегодня все чаще в работе психологов используются метафорические карты. Проводится множество обучающих семинаров и вебинаров по картам, даже целые фестивали, посвященные работе с колодами. Это направление, этот инструмент работы приобретает все большую популярность во всем мире. Так что же это такое – метафорические ассоциативные карты?

Что такое метафорические карты?

На изображении представлены карты и слова из колод «О природе и погоде» и «Из сундука прошлого»

Метафорические карты представляют собой набор карточек размером с игральную карту или открытку. Что на них изображено? Может быть изображено все, что угодно: люди, пейзажи, животные, сказочные персонажи, абстракция – абсолютно разные по стилю и содержанию картинки, иногда подкрепленные словами и фразами. Важнее всего понимать, что главное – не то, что изображено на карте, а то, как изображенное на ней откликается в человеке.

Когда человек всматривается в метафорическую карту, он, по сути дела, путешествует по своему внутреннему музею. Например, он смотрит на картинку, изображающую плачущего ребенка, и она порождает в нем какое-то воспоминание – это может быть ситуация, участником которой он был сам, а может – что-то, что происходило не с ним самим, но каким-то образом затронуло его. В любом случае, подобный экспонат или даже несколько в его личном музее есть, и при взгляде на карту они «оживают».

Метафорические карты также имеют и другие названия и у каждого из вариантов есть право на существование:

Ассоциативные карты – карты вызывают у человека различные ассоциации из его жизни, опыта, которые актуализируют чувства и проблемы;

Проективные карты – трактовка карты всегда индивидуальна, каждый человек видит именно то, что каким-либо образом перекликается с его внутренними ощущениями;

[3]

  • Психологические карты
  • / терапевтические карты – карты являются инструментом в работе психологов, психотерапевтов.

    Метафорические ассоциативные карты (сокращенно их еще называют МАК) – это не новое направление в психологии, не проективная методика, это – действенный и разносторонний инструмент, опора, наглядное средство в работе психолога.

    На какие возрастные группы рассчитаны метафорические карты?


    На изображении представлена карта из колоды «Про тебя»

    Один из наиболее распространенных вопросов при работе с метафорическими картами – на какой возраст они рассчитаны? Условно можно считать, что применять карты в работе стоит с клиентами не младше 5 лет. Почему? Потому что работа с картами предполагает определенный уровень развития абстрактного мышления, возможность обращаться к образам. Поэтому перед началом работы стоит оценить, насколько ваш клиент способен к этому. В остальном никаких ограничений нет – метафорические карты подходят для работы с детьми, с подростками, со взрослыми, независимо от пола, социального положения и других факторов. Метафорические карты могут использоваться в консультировании, групповой и индивидуальной работе, в коучинге и т.д.

    Зачем нужны метафорические карты?


    На изображении представлена карта из колоды «Это все о нем»

    Метафорические карты – помощники на разных этапах работы психолога.

    1. Помощь в установлении контакта с клиентом.

    Не так-то просто пришедшему на консультацию человеку взять и разговориться, поведать подробно о своих чувствах и переживаниях (тревога, защита, отрицание – причин может быть много). Не так просто завоевать внимание ребенка на консультации. Карты же могут помочь на начальном этапе. Для ребенка карточки становится увлекательной «игрой», для взрослых «игра» с картинками позволяет расслабиться, создает некое безопасное ощущение. Таким образом, зрительная метафора позволяет установить контакт и войти в проблематику клиентов в достаточно безопасной, «игровой» форме. При работе с группой это так же позволяет создать более теплую обстановку, начать работу.

    Читайте так же:  Понятие души, какая она бывает и может ли отсутствовать у индивида

    2. Снятие барьеров, защит.

    Зачастую человеку сложно сказать о проблемах напрямую. Когда клиент говорит не о себе, а описывает то, что видит на изображении – снимаются барьеры. С помощью карт человек начинает раскрываться, они помогают вынести проблему «во вне» и начать говорить о темах, на которые наложены внутренние запреты, табу.

    3. Обращение к подсознательному.

    В изображениях карточек зашифровано множество посланий. Рассматривая, описывая карту, клиент может понять то, чего не понимал до этого. Открываются возможности восприятия, которые протекают за пределами сознания.

    4. Актуализация проблем.

    Карты позволяют осознать, прочувствовать и вербализировать актуальные, волнующие проблемы. Несмотря на то, что изображение на карточке содержит различные мелочи, детали, клиент увидит именно то, что соответствует его актуальному состоянию.

    5. Поиск новых вариантов решения.

    Разглядывая и описывая карты, человек включает фантазию, запускает механизм ассоциаций, которые могут привести клиента к самым неожиданным решениям, взглядам и открытиям!

    Метафора позволяет приблизиться к внутреннему миру, ощутить проблему как отдельно существующую, увидеть перспективу преодоления как путь со своими преградами, ощутить ресурсы. В этом ее сила.

    Как работать с метафорическими картами?


    На изображении представлены карты из колод «Про тебя» и Это все о нем»

    Общие стратегии работы.

    Можно выделить следующие стратегии работы с метафорическими ассоциативными картами:

    Произвольный, открытый выбор карточек – клиент сам выбирает изображения. Это более безопасный и менее тревожный вариант работы для клиента.

  • Закрытый выбор, выбор вслепую
  • – клиент выбирает карточку наугад, не видя изображения. Такой вариант с одной стороны сложнее и требует более глубокой работы, а с другой – привносит элемент игры, судьбоносности.

    Так же можно подразделить стратегии работы с картами на:

    работу с изображениями;

    Есть клиенты, которым проще работать со зрительными образами, есть те, кому легче работать со словами, «называть вещи своими именами». Можно сочетать обе стратегии, и работать с двойным рядом карточек.

    Выбор колоды и техники работы.


    На изображении представлены колоды «О природе и погоде», «Oh» и «Cope»

    На выбор колоды карт влияет тематика колоды (Женская идентичность, Мужская идентичность, Детские переживания, Образ Я, Отношения в паре и др.), стиль, изображения и цвета. В работе может использоваться как одна, так и несколько колод – это зависит от того, какие цели ставит перед собой психолог (сузить проблему, сфокусироваться на чем-то, или же наоборот расширить проблематику).

    Помимо общих стратегий работы с картами существуют и конкретные техники. Конечно, каждый психолог сам решает, какие техники использовать, руководствуясь конкретной ситуацией. Нет четко установленных правил. Здесь специалист абсолютно свободен в выборе и даже имеет право придумывать что-то свое.

    В нашей статье приведем некоторые варианты техник работы с метафорическими картами:

    • Одушевление – клиент выбирает карточку, которая олицетворяет его проблему и ведет с ней диалог;
    • Зум – совместно с клиентом можно «приближать» и «удалять» изображение на карточке. Например, можно «разделить» изображение на мелкие части, и рассмотреть их подробнее. Или же наоборот попросить выбрать другие карточки, расположить их вокруг основной на расстоянии в соответствии с их близостью к идее основной карты, что позволит увидеть всю ситуацию в целом;
    • Очки – клиенту предлагается взглянуть на проблему под разными углами. Например, поразмыслить как изображенное на карте выглядит с обратной стороны;

    Подробнее о принципах и техниках работы с ассоциативными картами можно прочитать в книге «Метафорические карты. Руководство для психолога» (авторы — Г. Кац, Е. Мухаматулина).

    В завершение хотелось бы подчеркнуть, что работа с метафорическими картами не предполагает просто распечатанные из интернета изображения. В психотерапевтической работе с метафорическими картами все имеет значение – формат, материал, покрытие (иногда может сыграть роль, глянцевое или матовое покрытие карты) и, конечно же, мастерство психолога!

    В нашем интернет-магазине «Книги по психологии» вы можете приобрести колоды метафорических ассоциативных карт и литературу по работе с ними в соответствующем разделе.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Также приглашаем в наш розничный магазин, который находится в г. Москве (метро ВДНХ, ул. Ярославская, д. 14, корп. 1.), где вы сможете получить консультацию наших сотрудников по интересующей вас продукции и самое главное – рассмотреть, пощупать, почитать инструкции и приобрести интересующие вас колоды.

    Источники


    1. Винокуров, Борис Нагая. История сексуальных катастроф / Борис Винокуров. — Москва: РГГУ, 2012. — 320 c.

    2. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. — М.: Юрайт, 2014. — 400 c.

    3. Маргарита Заворотняя Русские семьи счастливы по-своему / Маргарита Заворотняя. — М.: АСТ, 2015. — 543 c.
    Значение метафорических ассоциативных карт в пространстве консультирования и психотерапии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here