Значение удовлетворения социальных потребностей человека

Сегодня мы рассмотрим тему: "Значение удовлетворения социальных потребностей человека" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Человек не может жить развиваться не только без пищи, воздуха, без определённого температурного комфорта, но и без движений, без контактов с другими людьми, без определенного уклада общественной жизни. Сообразно этому он имеет отчасти врожденные, а главным образом складывающиеся в ходе жизни формы субъективного отражения своей нужды в чём-либо, то есть потребности.

В основном потребности человека подразделяются на два вида, такие как биологические и социальные.

Социальные потребности человека оказывают влияние на его социальное развитие.

Движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями его удовлетворения.

Наиболее благоприятными условиями социального развития личности выступают социальная поддержка и потребности личности.

Проблема социального конфликта всегда был в той или иной степени актуальна для любого общества.

Конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидуумов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественного движений, в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приобщаются к тем целям, которые выдвигают конфликтующие стороны и воспринимают их как свои собственные

Социальные потребности человека

Социальные потребности — это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни.

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.

Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между «своими» и «чужими», совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей «для другого» над потребностями «для себя» человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества — центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.

[1]

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

Социальные (и социально-психологические) потребности человека:

Удовлетворение потребностей как процесс потребления

Потребление — использование благ, вещей, товаров, услуг для удовлетворения потребностей. Производственное потребление — расходование ресурсов в процессе воспроизводства. Непроизводственное потребление — потребление благ населением в целях удовлетворения своих жизненных нужд. Потребление представляет конечную стадию воспроизводственного цикла.

Потребности — одна из фундаментальных категорий теоретического и прикладного маркетинга. Это — виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди и которые они стремятся иметь и потреблять. К потребностям относят не только то, что приносит пользу, что крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются людьми в силу сложившихся привычек и получаемого удовольствия, удовлетворения. Потребности разделяются на биологические и социальные. Последние обусловлены общественной природой человека. Кроме того, различают потребности насыщаемые, имеющие четкий предел, и ненасыщаемые, стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенных границ (например, потребности в знаниях).

Потребности людей можно разделить на три группы:

Потребление представляет собой конечную стадию движения произведенного общественного продукта, заключающуюся в его использовании для удовлетворения определенных потребностей. Характер удовлетворения потребностей формирует производственное и непроизводственное потребление. В свою очередь, непроизводственное потребление включает в себя общественное и личное потребление. Вся совокупность потребляемых благ и услуг на непроизводственные нужды образует фонд потребления, составляющий основную часть национального дохода страны.

Производственное потребление — использование средств производства в процессе производства продукции. Структура потребленных средств производства представлена средствами труда, которые переносят свою стоимость на производимую продукцию частями по мере износа (здания, сооружения, оборудования), и предметами труда, стоимость которых переносится целиком на производимые продукты (сырье, материалы, топливо, энергия). Стоимость средств производства в процессе производственного потребления переносится на готовую продукцию. Кроме того, характерно непроизводственное потребление, при котором материальные блага и услуги используются в процессе общественного потребления, т. е. учреждениями и организациями непроизводственной сферы; образования, здравоохранения, культуры и т. п. в интересах всего общества. Связанные с общественным потреблением расходы покрываются за счет национального дохода. Конечной целью общественного потребления является удовлетворение материальных и духовных потребностей членов общества.

Удовлетворение этих потребностей способствует увеличению реальных доходов населения. В непроизводственном потреблении выделяют удовлетворение потребностей в материальных благах и услугах науки, управления, обороны, которые создают предпосылки существования и развития экономики в целом. Механизм потребления может быть представлен схемой (См. схему 1)

Особое место в непроизводственном потреблении занимают различного рода блага и услуги, используемые для удовлетворения личных потребностей населения (личное потребление). В структуре данного потребления выделяется потребление материальных благ, оцениваемое расходами на продукты питания и непродовольственные товары, а также потребление платных и бесплатных благ и услуг.

Потребляемые материальные блага представляют собой предметы различного вида и назначения. В целом их называют предметами потребления. Они используются в сфере непроизводственного потребления для личных и общественных нужд населения. В зависимости от того, на какие нужды используются предметы потребления, различают общественное и личное потребление граждан. Совокупность предметов потребления образует фонд потребления, являющийся важнейшим элементом в структуре национального дохода.

Читайте так же:  Когнитивный диссонанс

Схема 1. Механизм потребления.

Личное потребление — то, что характеризует различные явления и процессы потребления населением материальных благ и услуг. Это — часть национального дохода, используемая на такого рода цели потребления (материальные блага и услуги, поступающие в личное потребление отдельного человека или семьи). Потребление населением различных благ не ограничивается сферой личного потребления. Люди удовлетворяют свои потребности за счет различных источников. Важнейшим являются доходы от разных видов рыночной деятельности. Значительная часть потребностей удовлетворяется организациями культуры, здравоохранения, социального обеспечения, коммунального хозяйства и т. д.

Уровень обеспеченности людей товарами, услугами, социальными благами определяется развитием производительных сил и производственных отношений, общественным строем, господствующими в нем законами распределения. Поэтому отношение к проблеме потребления и сама суть проблемы носят исторический характер. Изучение процесса развития личного потребления в различных исторических условиях позволяет глубже понять состояние и шире взглянуть на перспективу развития личного потребления трудящимися товаров, услуг, различных социальных благ.

Для успешной торговли, более полного и качественного удовлетворения спроса, предъявляемого населением, важное значение приобретает изучение массовых процессов и явлений в области товарного обращения в неразрывном единстве их количественной и качественной сторон.

Потребности людей в рыночном обществе — очень широкая и многогранная категория. Основной движущей силой развития общества является деятельность людей, направленная на удовлетворение своих потребностей. Независимые от сознания человека и в то же время (выступая объективным фактором жизни) осознаваемые им потребности, с одной стороны, обусловливаются историческим, экономическим, социальным, духовным развитием общества, а с другой — воздействуют на него. Понятие «общественные потребности» современного общества в широком смысле слова включает потребности его слоев, групп, семей, человека в материальных и духовных благах, в развитии и расширении производства. Из этого понятия выделяются личные потребности.

Общественная потребность в производстве является одновременно и личной потребностью каждого члена общества. Без производства невозможно удовлетворение личных потребностей. С другой стороны, личная потребность, например, семьи в пище является и общественной потребностью, так как обществу небезразлично, готова ли семья к участию в процессе производства и т. и. Потребности, удовлетворяемые путем потребления материальных благ и услуг обществом в целом, отдельными его слоями, группами, людьми в процессе производства, можно называть общественными, а удовлетворяемые путем потребления благ отдельным человеком, семьей, для поддержания жизнеспособности и развития личности — личными потребностями. Потребности людей — категория, затрагивающая как экономические, так и широкий круг общественных отношений. Различают потребности физические, интеллектуальные, социальные, в их числе экономические и неэкономические и т. д.

Фактором рождения и формирования новых потребностей является наука. Она открывает законы природы и свойства веществ, разрабатывает новые принципы, методы, процессы, на базе которых осуществляется выпуск новых материалов, приборов, машин, а в конечном итоге и предметов личного потребления. Таким образом, прогресс науки тесно связан с прогрессом производства, которое является базой ее развития. Например, потребность в защите от холода существовала с того времени, как появился человек. Если первобытный человек укрывался от холода шкурами, то для современного человека эту же функцию выполняют предметы одежды, изготовленные на уровне, определяющемся материальными, экономическими, эстетическими и другими факторами общественного производства.

Не все граждане способны удовлетворять свои потребности, порой даже самые минимальные. Общество обязано всячески поддерживать таких людей. Наряду с огромной ролью государства в организации социальной работы в ней активно участвуют общественные, религиозные организации, региональные органы, предприятия.

Основной ячейкой социальной деятельности является семья. Здесь решаются такие проблемы, как уровень жизни семьи, потребительский бюджет средней семьи, помощь малообеспеченным семьям, живущим ниже черты бедности, многодетным и молодым семьям. Решаются различные социально-бытовые проблемы современной семьи: жилищная проблема; домашний труд и его распределение между членами семьи; отношения между поколениями в семье, между молодоженами и их родителями, а также проблемы межсемейных отношений.

В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам рождаемости и планирования семьи, в частности, таким, как состояние и динамика рождаемости, различные аспекты рождаемости, тенденция ее снижения, факторы, влияющие на рождаемость, планирование семьи. Большое значение имеют социально-психологические проблемы современной семьи. Проблемы знакомства и выбора брачного партнера, брачно-семейной адаптации, согласования семейных и внесемейных ролей, личностной автономии и самоутверждения, супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как группы, насилия в семье.

Возрастает значение семейного воспитания, позиции родителей по отношению к детям, места ребенка в семье, эффективности семейного воспитания. Помимо семейных вопросов, обостряется решение проблем: трудоспособных пенсионеров, инвалидов, социальной работы с больными людьми, социальной работы с осужденными к лишению свободы, социальной работы с бывшими заключенными, борьбы с бродяжничеством, решение проблем беженцев, нормализации межэтнических отношений, социальной работы с безработными, с пожилыми людьми, борьба с одиночеством, проблем защиты материнства, детства, проблем несовершеннолетних, молодежи, женщин.

Вопросы и задания для повторения

  • 1. Какова определяющая роль производства?
  • 2. Как взаимодействуют потребности и производство?
  • 3. Что Вы знаете о законе взаимосвязи производства и потребностей общества?
  • 4. Охарактеризуйте возвышение потребностей как идеальный мотив производства.
  • 5. Удовлетворение потребностей как процесс потребления.

Взаимосвязь биологических и социальных потребностей человека

Значение для человека тех или иных видов сервисной деятельности зависит от того, какие потребности он считает наиболее важными и стремится удовлетворить в первую очередь. Выдающийся австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал, что главные побудительные причины человеческих действий – биологические инстинкты, заключенные в подсознании, в бессознательных слоях психики. С его точки зрения, главный из этих инстинктов – сексуальное влечение. Живя в обществе, человек не может удовлетворять свои сексуальные потребности так, как ему хочется, – этому мешают возникшие со времен глубокой древности запреты, традиции и правила поведения. В результате сексуальная энергия сублимируется,т. е. переводится в другие формы психической энергии. Благодаря переводу сексуальной энергии в энергию творческой деятельности человек начинает создавать науку, культуру, религию, искусство, у него появляются высшие человеческие потребности. При этом Фрейд считал, что между сознанием и подсознанием всегда сохраняется неустранимый конфликт – биологическое (подсознательное) и социальное начало в человеке не смогут гармонично взаимодействовать.

Читайте так же:  Помрачение сознания

Крупный шаг вперед в объяснении взаимосвязи биологического и социального компонента потребностей был сделан в работах Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Человек имеет базовые биологические, природно-обусловленные потребности, и потребности социальные, возникающие только в обществе. Однако между этими типами потребностей существует глубокая взаимосвязь. В каждую эпоху биологические потребности удовлетворяются по-разному, – они принимают различные социально-обусловленные формы. Общество вырабатывает приемы, традиции и правила их удовлетворения. К. Маркс писал по этому поводу: «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов» 1 . Поэтому сервисные услуги, связанные с удовлетворением базовых, в основном биологических потребностей, неизбежно должны эволюционировать, реагируя на изменения социокультурной ситуации.

Кроме потребностей биологических существуют и собственно социальные потребности – они связаны с развитием образования, культуры, процессом труда, использованием технических устройств, искусством и всеми видами творческой деятельности человека. Как биологические потребности подвергаются в обществе социальной корректировке, так и социальные потребности не изолированы от биологических. В любой социальной потребности содержится включенный в нее биологический компонент, который необходимо учитывать при оказании услуг по удовлетворению данной потребности. Так, при организации сервиса в сфере образования, культуры, транспорта, компьютерных технологий необходимо соблюдать общее правило: пользование этими услугами не должно превышать допустимого уровня физических и психических нагрузок на человеческий организм. Л этот уровень обусловлен в основном биологической природой организма и изменяется с возрастом. Ребенок, например, не может воспринимать такой же объем информации, как взрослый, – это чисто биологическая особенность человека, никак не зависящая от общественного строя [3].

Дата добавления: 2015-08-04 ; просмотров: 2777 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

1.5. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека

Деятельность — это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека. С внешней стороны деятельность регулируется требованиями производства, технологической дисциплиной, указаниями руководителей и т.д. Внутренними регуляторами деятельности являются психические процессы, свойства, состояния, потребности, интересы и т. д.

Потребности определяются как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом (внутренний побудитель активности).

В этом определении потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности — сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

Потребности и желания – понятия однопорядковые, но не тождественные. Желания отличаются от потребности. Всякая потребность побуждает человека на действия по ее реализации. В этом смысле деятельность есть способ реализации побудительных жизненных сил человека в социально-значимых формах.

Можно выделить следующие большие группы потребностей:

Базовые потребности — это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные и духовные потребности.

Внутри базовых потребностей можно обнаружить много их модификаций, дополнительных характеристик. Такие потребности являются конкретизацией базовой потребности, характеризуют ту или иную сторону ее проявления и могут быть названы особенными или дополнительными потребностями. Так, в биологических потребностях можно выделить антропологические потребности, основанием для их вьщеления являются различия людей по полу (сексуальные потребности), по возрасту, по принадлежности к расе, к этнической общности и пр.

Внутри материальных потребностей можно выделить бытовые потребности — потребности комфорта жилья, транспортных средств, безопасности. Среди социальных потребностей можно выделить потребность в самоидентификации личности, потребность в защите прав и достоинств личности и пр.

Следующим основанием для вьщеления больших групп потребностей является разделение потребностей по их социально-гуманистической ориентации (ценности). Это будет группа ценностно-ориентированных потребностей. По этому основанию можно выделить разумные и неразумные (извращенные) Потребности, истинные и ложные, прогрессивные и регрессивные.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ (ЕСТЕСТВЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ

Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и вьщеления, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

Материальными мы называем потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей.

Среди многообразия этих потребностей выделяют три основных: в пище, жилище и одежде. Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Одна норма для шахтера, другая -для предпринимателя и бизнесмена, третья — для ученого и государственного деятеля и т. д.

Норма материальных потребностей должна обеспечить каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной деятельности, комфорт быта и транспорта, отдыха и восстановления здоровья, условия физического и интеллектуального развития. Все вместе взятые материальные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.

Следует подчеркнуть, что материальные потребности не безграничны. Они количественно определены для каждой страны, каждого региона и каждой семьи и выражаются в таких понятиях, как «продовольственная корзина», «прожиточный минимум» и др.

Читайте так же:  Как спасти брак, если муж подал на развод

Увеличение численности двух противоположных слоев общества — бедных и богатых — признак несправедливости общественного строя. По данным ЮНЕСКО сегодня в мире существует 400 млн очень богатых людей, пользующихся всеми возможными материальными благами, и 500 млн человек голодающих.

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было, бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни .человека и общества.

Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между «своими» и «чужими», совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей «для другого» над потребностями «для себя» человек стал человеком и создал собственную историю.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, можно классифицировать эти группы по трем признакам-критериям:

1) потребности для других;

2) потребности для себя;

3) потребности вместе с другими.

Потребности «для других» — это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность «для других» выражается в альтруизме — в потребности жертвовать собой во имя другого.

Потребность «для себя» — потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности «для себя» потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями «для других», и только через них могут быть реализованы.

Потребности «вместе с другими» это группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.

[3]

Самый уважаемый человек — это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все силы своей души на удовлетворение этих потребностей. Это человек — подвижник, революционер, народный трибун, приносящий всю свою жизнь на алтарь отечества, на алтарь общественного прогресса.

Биологическая потребность побуждает человека к овладению жизненными ресурсами. Материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но что такое духовность?

Духовность — трансценденция сознания за пределы повседневного бытия до высоты религиозного чувства, эстетического миро-переживания, всеобъемлющего философского постижения .мира. Таким образом, духовность — это стремление преодолеть себя в своем сознании, дрстичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоничном развитии личности. Как уже отмечалось, по этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.

Рассмотрим разумные и неразумные потребности. Разумные потребности — это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гу-манизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:

1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности.

2. Гармоничное сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (есте

ственных и материальных) потребностей. В этом смысле нельзя признать уместной поговорку: «Пусть одна, но пламенная страсть».

3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации.

4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.

Потребности и их социальная обусловленность

1.2 Потребности и их социальная обусловленность

Начать стоит с потребностей, так как это базовый элемент направленности, на его основе развиваются все остальные элементы, и так же обуславливаются ими.

Потребность – это форма связи организма с внешним миром, источник его активности[1].

Потребность есть у всех живых существ. И этим живая природа отличается от неживой. Другим её отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, то есть на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей[1]

Видео удалено.
Читайте так же:  Подростковая любовь
Видео (кликните для воспроизведения).

Потребности человека имеют много особенностей, но три из них будут наиболее важны для этой работы.

Во-первых, круг потребностей у человека очень широк и не ограничивается только жизненно-необходимыми предметами[2]

Во-вторых, потребности имеют более сложную природу, возникновение потребности, благодаря наличию сознания, сложный процесс[2]

В-третьих, существует иерархия потребностей, проявляющаяся в порядке возникновения потребности в различных предметах[3]

Рассмотрим каждую особенность подробнее.

Развитие цивилизации, увеличение числа материальных и духовных благ, доступных человеку обуславливает возникновение новых общественных потребностей. То есть, чем более развито общество, тем более широким кругом потребностей обладают его представители[3]. Но, опираясь на теорию мотивации Маслоу нужно указать, что под более развитым обществом в данной ситуации подразумевается то, что смогло удовлетворить базовые потребности и открыло дорогу для возникновения потребностей социальных.

Не смотря на практическое предназначение многих материальных благ, большинством людей они воспринимаются не как средство облегчения их жизни, а, например, как средство достижения уважения или признания[3] Это явление Маслоу назвал скрытой мотивацией, когда предмет, необходимый для удовлетворения одной потребности, воспринимается как средство достижения совсем иной цели. Такое смещение мотивов часто не обусловлено какими-то новыми свойствами, которые индивид заметил в этом предмете и которые могут помочь ему достичь своей цели, а лишь общественным отношением к предмету. Машина может стать для человека не средством увеличения мобильности, но способом завоевать уважение окружающих[7]. Способность стать средством достижения уважения автомобиль получил благодаря тому, что воспринимается порой как «роскошь». А сама по себе потребность человека в уважении имеет чисто социальное происхождение и удовлетворение ее необходимо для интеграции в общество, коллектив и работы в нем. Итак, общество изменяет имеющиеся потребности человека и формирует новые, ранее не возникавшие.

Вторая особенность – сложность протекания процесса возникновения потребности у человека.

Рубинштейн в своих работах выделял несколько этапов развития единичной потребности

Третья особенность – иерархичность потребностей.

Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации, предложив следующую классификацию человеческих потребностей:

1. Потребности физиологические (органические) — голод, жажда, половое влечение и др.

2. Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.

3. Потребности в принадлежности и любви — принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.

4. Потребности уважения (почитания) — компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.

5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.

6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота.

7. Потребности в самоактуализации — реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Основой концепции является утверждение о строгой иерархичности возникновения потребностей, то есть, пока не удовлетворена низшая, не появляется высшая потребность.

«Когда у человека появляются высшие потребности, именно они скорее доминируют в организме, нежели физиологические стремления, и когда эти потребности удовлетворены, вновь появляются новые, еще более высокие, потребности»

Но все же следует указать, что человек способен усилием воли подавлять одни потребности и удовлетворять другие. Виктор Франкл в своей книге «человек в поисках смысла» критикует позицию Маслоу относительно иерархичности потребностей и постулата – «сначала хлеб, потом мораль». Он, на своем примере и примере других узников, демонстрирует, что даже в нечеловеческих условиях нацистских концентрационных лагерей люди не просто сохраняли человеческий облик, но и пытались как-то самореализовываться, искать уважение и любовь и не думать только о хлебе насущном[8]. Но эти примеры нельзя расценивать как опровергающие концепцию Маслоу, так как движущим фактором здесь становилась личность и сознание, что, с помощью воли, подавляла неудовлетворенные базовые потребности, переходя на более высокий уровень.

Необходимо сгруппировать выводы, что были сделаны при характеристике особенностей потребностей.

Во-первых, потребности социально детерминированы, с одной стороны уровнем развития общества и доступными благами, и нормами поведения в данном обществе, как ограничивающим проявление потребности факторами с другой.

Во-вторых, проявление потребностей, способы и пути их удовлетворения подвластны сознанию, и сознание способно управлять потребностной сферой в определенных границах. Человек избирателен в удовлетворении своих потребностей. А это уже форма проявления направленности.

В третьих, появление новых потребностей обусловлено степенью удовлетворения других, более низших желаний, одна потребность не появляется без удовлетворения другой.

Вернемся еще раз к определению направленности, из него видно, что потребностная сфера не полностью входит в структуру направленности. Это объясняется самой природой направленности, как явления избирательности.

Потребности – это фундамент направленности. Вышеперечисленные особенности потребностной сферы человека – это основа и предпосылка для появления направленности.

На этапе становления направленности, потребности и их удовлетворение играют решающую роль при определении дальнейшего развития личности в целом и направленности в частности.

Например, фрустрация какой-либо потребности в детстве приводит к фиксации человека на ней на протяжении всей жизни. Предмет потребности приобретает особую важность для индивида и становится его главным мотивом деятельности[3]. Маслоу отмечает, что это правило относиться к любым эмоциональным потребностям.

Итак, потребности – фундамент направленности. Факторы, формирующие потребности так же и формируют направленность. Этими факторами будут являться: уровень развития общества, нормы поведения внутри этого общества, и степень удовлетворенности потребностей.

Удовлетворения потребностей человека

Сервисная деятельность как форма

В существующей системе деятельности основополагающей является деятельность, направленная на получение индиви­дом средств существования.

Деятельность — это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека. С внешней стороны деятельность регулируется требованиями производства, технологической дисциплиной, указаниями руководителей и т.д. Внутренними регуляторами деятельности являются психические процессы, состояния, потребности, интересы и т.д.

Потребности определяются как нужда, или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом (внутренний побудитель активности).

Читайте так же:  Кратко об основных положениях и идеях гештальтпсихологии

Всякая потребность побуждает человека на действия по ее реализации.

Базовые

потребности — это всеобщие потребности, присущие всем людям, к базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные и духовные потребности.

Биологические (естественные) потребности — это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования, питания, потребности расширения жизненного пространства, и пр.

Материальные — потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей,

Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности и должна обеспечить каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной деятельности,

[2]

Все вместе взятые материальные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.

Социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. Их можно классифицировать по трем критериям:

1) потребности для других — это потребности, выражающие сущность человека: общения, защиты слабого, в альтруизме —потребности жертвовать собой во имя другого.

2) потребности для себя — потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д.

3) потребности вместе с другими — это группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, свободы, мира, и т.п..

Духовные потребности. Духовность — это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства.

Ценностно-ориентированные потребности. Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоничном развитии личности.

Сервисные предприятия удовлетворяют потребности на­селения с учетом индивидуальных запросов личности посред­ством предоставления услуг, где услуга выступает как един­ство процесса и результата трудовой деятельности по удов­летворению потребностей.

Круг потребностей определяется функциональными осо­бенностями сферы обслуживания как института сервисной деятельности:

• освобождение человека от домашних дел (бытовых ме­лочей);

• увеличение свободного времени человека и создание необходимых условий для его творческого развития;

• формирование разумных потребностей людей путем вос­питания у них культуры поведения, пропаганды эстетических ценностей, нового и значимого в области моды, бытового дизайна и т. п.;

Цель сервисной деятельности — удовлетворение потребно­стей населения в услугах. Услуга является целенаправленной деятельностью исполнителя услуги, обеспечивающей удовлет­ворение конкретной потребности индивидуального заказчика.

Потребности, удовлетворяемые услугами, подразделя­ются по функциональному назначению на четыре группы:

1) потребности в изготовлении новых изделий;

2) потребности в восстановлении, ремонте, техническом обслуживании изделий;

3) санитарно-гигиенические потребности;

4) социально-культурные потребности.

В зависимости от субъекта, предъявляющего потреб­ность, выделяют потребности индивидуума и коллективные.

Потребности индивидуума бывают личные и общесемейные. К личным потребностям относятся санитарно-гигиеничес­кие потребности, потребности в образовательных услугах, информационно-консультативных услугах и др.

Общесемейные потребности включают потребности в ус­лугах по ремонту и техническому обслуживанию бытовой тех­ники и радиоэлектронной аппаратуры, транспортных средств, мебели, домов и квартир, уборке жилья, услугах банков, услугах охраны и др.

Различаются потребности местного и временно прожи­вающего населения. Такое подразделение потребностей акту­ально для регионов с повышенным притоком временного на­селения — зон отдыха и туризма, крупных центров с разви­той сетью объектов социально-культурного обслуживания, зон с выраженной маятниковой миграцией населения.

Существует следующая классификация потребностей:

По источникам (каналам) удовлетворения:

1) потребности, удовлетворяемые в системе сервисного обслуживания;

2)

потребности, удовлетворяемые индивидуальными пред­принимателями;

3) потребности, удовлетворяемые путем самообслуживания.

По частоте возникновения:

1) непрерывно продолжающиеся (постоянные);

2) периодические (появляющиеся через определенные промежутки времени);

3) эпизодические (носящие редкий, разовый характер).

По сезонности возникновения:

1) потребности с сильно выраженной сезонностью;

2) с высокой сезонностью;

3) с умеренной сезонностью;

4) с незначительной сезонностью.

Возникновение потребностей и спрос на услуги подвер­жены сезонным колебаниям. Сильно выраженную сезонность имеют потребности в туристических и экскурсионных услу­гах, санаторно-оздоровительных услугах, сельскохозяйствен­ных услугах. Умеренной сезонностью обладают потребности в услугах фотографии, химчистки, ремонте и техническом обслуживании бытовой техники, ремонте и пошиве одежды. Сезонный характер потребностей в услугах обусловлен при­родно-климатическими факторами.

Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 439 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Немов, Р. С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 892 c.

  2. Ирина Удилова История реальной любви. Спасаем отношения. Мужчина VS Женщина (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 704 c.

  3. Шереметьев, Константин 100 секретов счастливой любви. Для всех возрастов, на все времена. Таро любви. (+ колода из 78 карт и книга с комментариями). Посланник. Правдивая история про любовь / Константин Шереметьев и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 704 c.
Значение удовлетворения социальных потребностей человека
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here