Зрелость личности — в чем она проявляется признаки

Сегодня мы рассмотрим тему: "Зрелость личности — в чем она проявляется признаки" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Отличие зрелой личности от незрелой
по Михаилу Литваку*

1.
Незрелая личность пытается изменить других людей, приспособить их к себе.
Зрелая личность пытается изменить себя, переходит на психологическую саморегуляцию.

2.
При конфликтах незрелая личность говорит: «Надо мной издевались!».
Зрелая личность утверждает: «Я позволил над собой издеваться».

3.
Незрелая личность часто знает, но не умеет.
Зрелая не только знает, но и умеет.
Поэтому незрелая личность критикует, а зрелая делает.
Потребности зрелой личности вытекают из ее успехов, из ее дел.

4.
Незрелая личность, часто не делая дел, лишь копирует потребности зрелой личности, увеличивая их размеры.

5.
Незрелая личность всегда думает лишь о результате.
Зрелая личность фиксируется, в большей степени на самом процессе, а не на результате.

6.
Незрелая личность – декорация, которая хочет стать фигурой.
Зрелая личность – фигура, которая не сильно задумывается, как она выглядит.

7.
Незрелая личность вначале принимает решение, а потом подгоняет факты под выбранное решение, Отсюда подозрительность незрелой личности.
Зрелая личность вначале собирает факты, а потом на их основании принимает решение. Отсюда открытость зрелой личности.

8.
Незрелая личность хочет занять высокое положение, не занимаясь личностным ростом.
Зрелая личность живёт, руководствуясь принципом: «Хочешь изменить мир – начни с себя».

* Михаил Ефимович Литвак – (1938 г.р. г.Ростов-на-Дону) психолог, кандидат мед. наук, сертифицированный психротерапевт реестра Европейской психотерапевтической ассоциации (англ) (EAP), автор 30 книг по практической и популярной психологии, общий тираж которых на 2013 год составил более 5 миллионов экземпляров и 202 научных статей, посвященных вопросам психотерапии, психологии общения. Разработал и опробовал на практике, основанную на работах известного психотерапевта Э.Берна по транзактному анализу, систему разрешения конфликтов во взаимоотношениях людей, получившую название психологическое айкидо.

Зрелая личность-основные признаки

Привет, с Вами Николай Кудрявцев. На прежней работе мне часто приходилось общаться с молодыми людьми при собеседовании для заключения трудовых договоров. В доверительных беседах, всегда пытался выяснить «зрелый» мой собеседник или это взрослый «пофигист». Для себя я определил некоторые признаки зрелости. Какие же они?

Основные признаки зрелой развивающейся личности.

Способность анализировать и контролировать свои действия

Умение оценивать свои возможности, исходя из своих знаний, навыков, увлечений — выбирать направление своего пути в жизни. У незрелых людей все подчинено эмоциям и сиюминутным желаниям;ссоры на пустом месте, проблемы из ничего, своё зло сорвать на окружающих .

2. Строить отношения на уважении и не забывать благодарить.

Замечать добро окружающих и реагировать в ответ, не принимать добро, как должное, смотреть на мир шире, не видеть мир только черно- белым. Уметь развивать равноправные отношения в семье, с разными партнерами в работе и бизнесе. Признавать право других быть другими, отстаивать право оставаться самим собой.

3.Следовать своим принципам морального поведения

Не совершать некрасивых или неприятных для вас поступков даже если эти поступки останутся анонимными. Обещать невыполнимое не потому, что вы боитесь отказать, а потому, что правильно оцениваете свои возможности. Зрелая личность адекватно реагирует на внешние обстоятельства и понимает , что желаемый уровень жизни только у неё руках. Инфантильный человек привык ограничиваться жалобами,собственным бездействием, обвинениями всех и вся.

4.Терпение и выдержка

Сопровождают зрелую личность в достижении целей, неверные решения и ошибки на пути не заставляют опускать руки, а напротив, придают ему жизненной энергии и дополнительного азарта. Понимание того, что кроме нас самих ни кто не должен решать наши проблемы. Инфантилизм не совместим с личностью в зрелом возрасте. Зрелый человек всегда признает собственные ошибки и извлечет из них полезные жизненные уроки.

Вот и нарисовал картину идеального «homo sapiens » Конечно в жизни все мы бываем немного инфантильны, иногда, занудны и невыносимы, считайте, что эти признаки — направление к достижению зрелой личности и способ к саморазвитию.

В заключении статьи — видео, посмотрите на этого шестилетнего ребёнка! Почему, многое из того светлого в детстве, мы теряем, адаптируясь к внешней среде нашего обитания?

Зрелая личность

Зрелая личность (психологическая зрелость) – это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом.

Такая личность имеет следующие особенности:

  • умение адекватно воспринимать реальность;
  • способность устанавливать продуктивные социальные контакты;
  • умение оценивать людей объективно;
  • умение брать ответственность за свою жизнь;
  • самостоятельность в удовлетворении необходимых потребностей.

Зрелая личность знает и может добиваться целей и успеха в своей жизни, имеет собственные ценности и не зависит от мнения окружающих.

Психолог К. Обуховский выделил четыре критерия развития личности, которые дополняют друг друга.

Появление новых способностей

Новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мироустройства.

Рост умения

Личность сталкивается с противоречием в процессе жизни: чем выше умения, тем сложнее задачи, а ситуация еще и ухудшается старением. Поэтому такой человек понимает, что ему требуется постоянно повышать свои навыки.

Способность к самоконтролю

Чтобы научиться самоконтролю и стать зрелой личностью, человек должен научиться дистанцироваться по отношению к любви, страху и вине – все это может контролировать нас и изменять наше поведение.

Ощущение удовлетворенности жизнью

Несмотря на неприятности и неудачи, зрелая личность должна научиться иметь общее ощущение удовлетворенности жизнью.

В этой статье вы узнаете, что думали о понятии зрелой личности такие титаны психологии как Зигмунд Фрейд, Гордон Олпорт и Абрахам Маслоу.

Зрелая личность по Маслоу

Абрахам Маслоу полагал, что на звание зрелой личности могут претендовать не более 1% людей. Он называл их качественными личностями, психологически здоровыми и максимально выражающими человеческую сущность.

Следующий список будет интересен тем, кто поддерживает свой интеллектуальный рост и стремится стать лучше.

Зрелая личность по Маслоу имеет следующие признаки:

  • Принятие себя и других такими, какие они есть.
  • Отсутствие хищных, искусственных форм поведения и неприятие такого со стороны других людей.
  • Адекватное восприятие действительности, свободное от влияния стереотипов, потребностей и предрассудков.
  • Интерес к неизведанному.
  • Деловая направленность. Это значит, что такой человек меньше занят собой и больше – своей жизненной миссией.
  • Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такой человек соблюдает традиции, ритуалы и церемонии, но при этом относится к ним с должным чувством юмора. Это правильный конформизм, а не автоматический.
  • Независимость от окружения.
  • Позиция отстраненности по отношению ко многим явлениям. Это позволяет им меньше поддаваться внешним влияниям.
  • Устойчивость под воздействием стрессовых факторов.
  • Свежесть восприятия, любопытство: умение находить что-то новое в уже известном.
  • Дружба с другими зрелыми личностями: узкий круг людей, отношения с которыми достаточно глубокие.
  • Чувство общности с человечеством в целом.
  • Устойчивые внутренние моральные нормы. Такие люди обладают острым чувством справедливости, остро чувствуют добро и зло.
  • Готовность учиться у других.
  • Отношение с юмором к жизни.
  • Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат.
  • Креативность во всех делах.
Читайте так же:  Референтная группа

Зрелая личность по Фрейду

Зигмунд Фрейл разумно заметил, что единственный человек, с которым следует себя сравнивать – это вы сами в прошлом. И, соответственно, вы должны быть все время лучше при этом сравнении. Данной позиции придерживаются современные тренеры по личностному росту. Вероятно, это и есть первый признак зрелой личности по Фрейду.

Великий психолог также настаивал на том, что личность должна быть стрессоустойчива. Так уж сложилось, что в нашей жизни любое событие – это маленький стресс, и, если мы не научимся с этим справляться, ни о каком росте и речи быть не может. Чтобы этому научиться, нужно уметь переключать свое внимание на увлечения, спорт, путешествия.

Также нужно правильно воспринимать конструктивную критику, а не избегать ее, прятаться в иллюзиях и отрицать логику и факты, проявляя агрессию или трусость.

Необходимо научиться приспосабливаться к изменениям в жизни: социальный статус, семейное положение, место проживания, профессия.

Умение любить и отдавать – одни из главных признаков развитой зрелой личности. Нужно убить в себе эгоиста, а свой гнев научиться перенаправлять в конструктивное русло (сублимировать).

Зрелая личность по Олпорту

Олпорт был современником Фрейда и одним из первых заинтересовался составлением описания зрелой личности. Многие же психологи того времени концентрировались на невротической личности.

Первое, что отличает зрелую личность от незрелой – это то, что поведение зрелого человека полностью осознанно и мотивировано. В то время как поведение незрелой направляется преимущественно комплексами и стремлением получить удовольствие.

Остальной список выглядит следующим образом:

Стоит также сказать, что Олпорт был одним из немногих психологов, которые думали о личности с точки зрения души и веры. Он признавал, что люди по природе являются религиозными существами.

Олпорт писал: «Религиозное чувство является одним из самых сильных атрибутов нашего вида и является частью человеческой психологии, которая чаще всего игнорируется поведенческой наукой. Мы находим многих личностей, которые ревностно и эффективно занимаются всеми этапами становления, за исключением последней задачи связать себя со смысловым образом, с творением. По какой-то причине их любопытство останавливается на этом этапе. Окончательные истины религии неизвестны, но психология, которая препятствует пониманию религиозных возможностей человека, едва ли заслуживает того, чтобы вообще называться логосами человеческой психики».

10 признаков того, что Вы стали зрелым

Зрелость – это состояние, когда человек осознает, что происходит вокруг него, понимает основные причины, стоящие за событиями, он не слишком радуется и не очень огорчается финальным результатом. Таким образом, он, находится на такой позиции, которая позволяет ему поглощать давление и оставаться невозмутимым вокруг ситуаций, которые происходят вокруг него.

Вы можете понять, что вы уже созрели, глядя на следующие признаки:

1. Вы слушаете больше и меньше говорите

Когда мы поймем, что наше тело устроено таким образом, чтобы больше слушать (потому что у нас два уха) и меньше говорить (у нас всего один рот или язык), мы начнем получать больше информации и чтобы мы не говорили это будет основано на наших веских умозаключениях. Это позволит слушателям разглядеть в вас мыслящую и рациональную личность. Таким образом, вы будете выглядеть более серьезно, что добавит к вам значительно больше доверия. Это первый признак того, что вы становитесь более зрелым, чем были ранее.

2. Вы не избегаете ответственности

Как личности мы играем различные роли в общественной жизни. Будь-то для вашей семьи, вашего окружения, ваших друзей, страны или для человеческой расы в целом. Кроме того, мы, будучи весьма успешными среди всех живых существ на земле, мы должны также быть ответственными за них и содержать нашу землю для будущих поколений.

Когда вы думаете в этом направлении, вы ведете себя более ответственно. Вы не только выполняете свой долг перед своей семьей или страной, но и заботитесь о будущем. Это осознание делает вас более зрелым среди существ живущих на этой планете.

3. Вы спорите меньше и больше уступаете

Временами, вы думаете, что вы правы в споре, однако, выиграв спор, вы можете потерять друга. Так, может быть стоит воздержаться от привычки часто спорить? Достаточно часто, когда все идет нормально, другой человек, с которым вы спорили, может понять вашу точку зрения или даже, возможно, вы осознаете перспективы в другой. Ведь, только потому, что кто-то не соглашается с вами, не означает, что его точка зрения ошибочна.

Споря меньше, вы оставляете необходимое пространство для того, чтобы другой смог сохранить свое лицо. В тоже время вы даете себе больше времени для выражения своих взглядов споря с другим, чье мнение находится под другим углом. Этим вы заслуживаете от других больше уважения. Это показывает, что вы уже стали зрелой личностью.

4. Вы наслаждаетесь каждым сезоном года

Большинство из нас имеют предпочтения разных сезонов года, будь-то лето или зима, весна или осень с ее дождями. Это нормально. Однако, нет причин раздражаться, когда один сезон сменяется другим не таким любимым. Необходимо адаптироваться к тому, что существует цикл сезонов года с разными формами жизни в них. Никто не может и не должен контролировать их смену. Поэтому, если вы наслаждаетесь переменами сезонов, какими бы резкими они ни были бы – вы выросли в зрелую личность.

5. На вашем лице надета улыбка

В жизни происходит множество странных событий. И не важно, как сильно ученые стараются предсказать их, жизнь остается непредсказуемой. Вы планируете свой день с утра и уже к вечеру вынуждены менять план, чтобы добавить в него что-то незапланированное. Какой бы ни была ситуация, то что на вашем лице вы надеваете улыбку оказывает положительное влияние на ваше тело и ум. Если на вашем лице сейчас надета улыбка, вы должны рассматривать это, как знак того, что вы созрели.

6. Вы любите детей и стариков

Большинство из нас встречается с друзьями. Большинство из этих друзей того же самого возраста, что и вы. Однако, если вам нравится проводить время с детьми и людьми в возрасте – вы должны считать себя зрелой личностью. Достаточно часто, когда вы проводите время с людьми, кто не в вашей возрастной группе – это помогает вам смотреть жизнь совершенно по-другому. Что добавляет вам значительно больше жизненного опыта.

Читайте так же:  Подсказки женщинам как понять, что ты нравишься женатому мужчине

7. Вы экономите больше, чем вы тратите

Этот пункт не нуждается в детальных объяснениях. Сохраняя больше, чем вы тратите, само по себе говорит людям о многом, о возможности доверия вам, когда вам необходимо занять определенную сумму.

8. Вы больше балуете себя чтением

В нашем обществе, сегодня, первостепенно важно постоянно обновлять и пополнять свои знания. И, вероятно, один из лучших способов, чтобы получить информацию – прочитать ее. Если вы тратите больше времени на чтение, это говорит о том, что вы серьезно относитесь к своему делу, это является признаком вашей зрелости.

9. Вы заботитесь о себе также, как и о других

Посмотрите на перспективу вашей жизни и вы поймете, что необходимо придавать меньше внимания самому себе, чем членам вашей семьи. Тем, не менее вы должны осознавать, что вы не менее значительны. Таким образом, вы должны уделять время себе, заботиться о своем теле и уме. Это, в свою очередь, приведет вас к более высокой производительности, которая сделает из вас ответственного и зрелого человека.

10. Вы ищете признаки зрелости

Читая эту статью, само по себе это действие говорит о том, что вы серьезно настроены, чтобы быть зрелым. Сейчас вам кажется, что ваши обязанности по плечу и вы стремитесь познать смысл вашего существования. Таким образом, вы ищете те вещи, которые вы должны знать или делать для того, чтобы стать ответственным и зрелым. Это признак, что вы уже сейчас зрелая личность.

Зрелость приходит с ответственностью. С ответственностью приходит восприимчивость. Восприимчивость приводит к уверенности в себе. Двигайтесь с уверенностью, чтобы показать миру, что вы уже созрели.

2.4. Уровни развития личности. Зрелая личность

Отметим, что основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности, творческая деятельность.

Самореализация — это осуществление индивидных и личностных возможностей Я посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми.


Феномен самореализации имеет сложный междисциплинарный характер. Он представляет интерес для педагогов, социологов, философов, социальных и медицинских работников. Но, прежде всего, несомненно, проблема самореализации имеет психологическую природу. Термин «самореализация» (self-realization) впервые приводится в Словаре философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне. Понятие «самореализация» начал использовать в своих работах А. Адлер. С появлением гуманистического направления понятие «самореализация» стало синонимичным понятию «самоактуализация». Вместе с тем и А. Адлер, и К. Роджерс, и А. Маслоу, и Э. Фромм в своих концепциях опираются на философские подходы к проблеме самореализации. Анализ разноплановых работ показал, что самореализация может рассматриваться как цель, средство, явление, процесс, состояние, результат и итог [6,17,28, 33 ].

В общем виде самореализация как процесс реализации себяэто осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени. В некотором роде самореализация выступает атрибутом самого существования человека. Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути, определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями. Это понимание и оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными характеристиками и социальными умениями.

Л.И.Анциферова выделяет три уровня развития личности.

На первом уровне субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, не учитывает качество и степень своего воздействия на ситуацию и тем самым препятствует достижению целей. Качества субъекта проявляются через целеполагание и действия по преодолению трудностей на пути к достижению цели.

На втором уровне личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формирующий ситуации своего поведения, прогнозирующий результаты. Он способен адекватно соотносить свои возможности с требованиями ситуации.

На третьем, высшем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно соотносит с требованиями времени. На первый план здесь выступают качества индивидуальности, но в аспекте ее общественно-исторической значимости [16].

Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

• широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество в целом, Я-человечество;

• мера развития личности как субъекта;

• характер деятельности – от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;

К. Г. Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором [45,64].

В представлении Г. Олпорта психическое здоровье, разум, зрелость – понятия одного уровня. Он выделяет шесть основных критериев зрелости.

1. Расширение чувства Я, которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3–4 года или даже в первые 10 лет жизни, а продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Здесь важным является активность Я, которая должна быть обязательно целенаправленна.

2. Теплота в отношениях к другим. Человек должен быть способен на значительную интимность в любви (в крепкой дружбе). И в то же время – избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.

3. Эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций – собой или другими.

4. Реалистическое восприятие, умения и задачи. Зрелая личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является экзистенциалистским идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.

5. Самообъективация – понимание, юмор. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый человек знает, что «подделать» личность невозможно, можно только намеренно сыграть роль ради развлечения. Чем выше самопонимание, тем ярче выражено у человека чувство юмора. Стоит помнить, что настоящий юмор видит за каким-то серьезным объектом или субъектом (например, собой) контраст между видимостью и сущностью.

Читайте так же:  Стоит ли сохранять семью на грани развода и как это сделать

6. Единая философия жизни. У зрелой личности обязательно есть ясное представление о своей цели жизни. Зрелый человек обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести. Зрелая совесть – это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть – разновидность руководства собой [36 ].

Важно отметить, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровне соотношения между различными уровнями организации человека: индивида, личности, субъекта деятельности. По мнению А. А. Бодалева, в процессе развития человека существует некая взаимосвязь между проявлениями индивида, личности и субъекта деятельности. Характер этой взаимосвязи можно представить в четырех основных вариантах.

1. Индивидное развитие человека значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие. Человек физически уже взрослый, но усвоение им основных ценностей жизни, отношение к труду, чувство ответственности недостаточны. Чаще это возникает в тех семьях, где родители «продлевают детство» своим детям.

2. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем его индивидное и субъектно-деятельностное развитие. Все качества (ценности, отношения) опережают темпы физического созревания, и человек как субъект труда не может выработать привычки к повседневному трудовому усилию, определиться в своем призвании.

3. Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими. Человек может почти фанатически любить трудиться на уровне своих еще небольших физических возможностей и слабо сформированных положительных личностных качеств.

4. Налицо относительное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития.Это соотношение наиболее оптимально для развития человека на всем протяжении его жизни. Нормальное физическое развитие, хорошее физическое самочувствие является одним из факторов не только более успешного усвоения, но и проявления основных ценностей жизни и культуры, находящих свое выражение в мотивах поведения человека. А положительная мотивация, за которой стоит эмоционально-потребностное ядро личности, выступает одним из непременных компонентов структуры человека как активного субъекта деятельности.

А. А. Реан, пытаясь обобщить известные подходы к психологическому пониманию уровня зрелости личности, выделяет четыре, по его мнению, базовых, или основных компонента, которые не являются «рядовыми»:

позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Последний компонент является интегративным, поскольку охватывает все остальные, одновременно присутствуя в них.

Развитие личности не завершается обретением автономности и самостоятельности. Можно сказать, что развитие личности – процесс, который никогда не завершается, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности. Он проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим – реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим – преодоление своего ограниченного Я и активное освоение более общих глобальных ценностей.

На саморазвитие оказывает влияние большая группа факторов: индивидуальные особенности, возраст, отношения с окружающими, профессиональная деятельность, семейные отношения и т. д. Процесс саморазвития взрослого человека неравномерен, изменения отношений личности на определенных отрезках жизни носят прогрессивный характер, поднимают ее до уровня «акме», затем начинаются процессы эволюции, приводящие к «застою» или регрессу личности.

Ступень зрелости и одновременно некая вершина этой зрелости – акме (в переводе с греческого обозначает «вершина», «острие») – это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Акме показывает, насколько личность состоялась как гражданин, как специалист в определенном виде деятельности, как супруг, как родитель и т. д.

Акмеология — это наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Понятие «акмеология» было предложено в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, а новую область научных исследований в человекознании начал создавать в 1968 г. Б. Г. Ананьев. Одной из важнейших задач акмеологии является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости [цит. по: 49 ].

Признаки зрелой личности по А.Маслоу

Сама по себе зрелость – это не какая-то точка которую можно достигнуть, скорее – это состояние которое смог достигнуть человека и которую можно улучшать. Этот список будет весьма полезен для тех, кто любит качественную пищу для ума и всячески поддерживает свой интеллектуальный рост

Психологическая зрелость – важная составляющая при оценке состояния собственной психики. Зрелость способствует раскрытию всех способностей и талантов человека, помогает процветанию как в духовном плане, так и материальном. Сама по себе зрелость – это не какая-то точка которую можно достигнуть, скорее – это состояние которое смог достигнуть человека и которую можно улучшать. Этот список будет весьма полезен для тех, кто любит качественную пищу для ума и всячески поддерживает свой интеллектуальный рост.

Написан список Абрахамом Маслоу, родившимся в Нью-Йорке, психолог и основатель гуманистической психологии. Сам Маслоу полагал, что личности имеющие нижперечисленные качества, составляют лишь 1% населения и являются неким образцом “качественного человека” – психологически здорового и максимально выражающим человеческую сущность людей.

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, хищных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, но отношение к ним с должным чувством юмора. Это не автоматический, а сознательный конформизм на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы.

5. Позиция отстраненности по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне. Они нередко склонны к одиночеству.

6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.

Читайте так же:  Как себя вести, чтобы понравиться парню в школе

7. Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют добро и зло: ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются.

13. «Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными.

14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях.

15. Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат: выбирается хорошее и отвергается плохое. Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры.

Такое мнение о зрелой личности, оставил Маслоу. Возможно, список не идеальный, а с некоторыми пунктами и вовсе можно поспорить, но в целом – это неплохое подспорье для работы над собой, развития качеств и стремления к лучшему.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

15 признаков зрелой личности

Невероятно, но факт: мир переполнен недозрелыми личностями. Эти признаки покажет вам, кто есть кто: кто с годами просто взрослеет, а кто накапливает мудрость и личностную зрелость.

Ребенок — это тоже личность. У каждого с самого рождения заметны особенные черты характера, свой темперамент, предпочтения, интересы и в том же духе. В процессе взросления личность человека расширяется. Однако зрелой личностью становятся далеко не все. Кто-то просто набирается опыта и количества прожитых лет, а кто-то мудрости, развития, воспитания и становления себя, как взрослого человека и зрелой личности. Вот вам 15 признаков, указывающих на то, что вы уж точно стали личностью с большой буквы:

1. Самоанализ

Если вы способны отмотать свою жизнь на несколько лет назад и посмотреть на себя глазами стороннего очевидца, занять нейтральную позицию и сохранить при этом трезвый взгляд на вещи — вы уже осознанней большинства. Личность способна оценить свои поступки, мысли и эмоции, даже если в свое время они были далеко не лучшим продолжением тебя. Это опыт, и личность его учитывает. Теперь ей известно о своих достоинствах и недостатках, а значит она способна решить в каком направлении ей идти дальше.

2. Самоконтроль

Зрелый человек может похвастаться тем, что его мысли никогда не опережают поступки. Действовать по вдохновению, конечно очень увлекательно, но инфантильно. Личность не может жить эмоциями и сиюминутными прихотями. Для нее проще смолчать, когда назревает пустой спор, и отказаться, если сделка кажется сомнительной. Иначе зачем нам весь этот багаж знаний, если мы не умеем его использовать?

3. Благодарность

Людям, жизни, Вселенной, Богу и в том же духе. Когда человек начинает ценить себя, он начинает ценить свою жизнь, в которой даже негативные события имеют свой особенный смысл и предназначение. Вы благодарны людям, которые дарят вам счастье, вы благодарны жизни за ее уроки, вы благодарны Вселенной за ее изобильность, вы благодарны Богу за его любовь — вы личность.

4. Объективность

Если вы перестали судить книгу по обложке, а людей по сплетням и стереотипам — вы заняли лидирующую позицию. Юношеский максимализм перестал вам мешать ставить себя, как личность, а категоричность осознавать, что мир многогранен. И это здорово. В мире полно возможностей, окружающие отличаются от вас, но это не делает их плохими людьми, а мнений есть гораздо больше, чем только ваше и неправильное.

5. Личные границы

Личные границы — это четкое представление того, что твое, а что чужое, как с тобой можно, а как нельзя, что можно себе позволить, а что нет. Это осознание себя отдельной личностью. И выстраивание личных границ — это то, чего лишено большинство людей.

6. Своя мораль

Причем не навязанная кем-то и шаткая, а своя устойчивая и полученная путем проб и ошибок. Недозрелый человек рассматривает свою жизнь через призму «а что подумают люди», зрелый — никогда так не думает. От деструктивных выпадов его отвращает не страх перед наказанием или публичное осуждение, а четкое представление о том, что можно, а что нельзя. Поэтому такая личность не делает ничего во вред себе и другим, даже если об этом никто никогда не узнает.

7. Ответственность

Мы в ответе за тех, кого приручили, а еще в ответе за себя, свою жизнь и свое счастье. Зрелая личность прекрасно понимает, что в этом мире все зависит только от нее, а не от удачи, счастливого случая или везения. Все это лишь дополнение к упорному труду. Такой человек несет ответственность за свои слова и поступки. Его жизнь — это полностью его ответственность, которую невозможно скинуть на плечи другого. Если же человек постоянно жалуется на жизнь — он лишь жертва обстоятельств, не больше.

8. Принятие себя

Когда человек принимает себя, он принимает себя целиком и полностью, со всеми недостатками и достоинствами. Он не перестает совершенствоваться, вовсе нет, он просто делает из себя целостную личность, в которой есть место как светлой, так и темной стороне. Быть довольным собой, на любой ступени к идеалу — высший пилотаж, потому что в этой гонке нет финиша и очень жаль прожить всю жизнь, ненавидя и упрекая себя.

9. Терпение

Созревшая личность понимает: успех никогда не бывает молниеносным. Чтобы чудеса случались, а мечты исполнялись, их недостаточно просто хотеть — нужно прикладывать усилия. И даже упорный труд тут не является гарантом, что вы достигнете всего.

10. Независимость

Твои проблемы — это только твои проблемы, и никто, в здравом уме, не станет их решать за тебя. Человек, который стал личностью, прекрасно это понимает. Он не действует на авось в надежде, что кто-то поможет ему не пойти ко дну. Скажем, зрелая личность никогда не спустит свои последние сбережения на ерунду, ожидая что родственники подкинут деньжат. Из проблемной ситуации всегда должен быть выход. Самостоятельный и ни от кого независимый выход.

11. Обучаемость

Нет не в ВУЗе или Университете, а на своих ошибках. Зрелый человек умеет извлекать жизненные уроки из своих провалов, распознавать аналогичные ситуации и не допускать их повторения. А вот неокрепшая личность танцует на своих граблях.

12. Рациональность

Кто бы там что не говорил, но конструктивное взаимодействие с реальностью — ключ к успеху. Убегать от проблем можно лишь в том случае, если вы еще не развили себя как личность, потом дороги обратно уже нет. Встречаясь лицом к лицу с проблемами сознательный человек признает неприятности и ищет решения.

Читайте так же:  Капризный ребенок в 2, 3, 4, 5 лет – что делать

13. Честность

В большинстве случае зрелый человек перестает врать, даже если ситуация вынуждает соврать. Как правило, в зрелости вокруг человека существуют лишь те люди, с которыми можно снять все маски и перестать приукрашивать действительность. Это, конечно, идеальный сценарий развития событий, в процессе всей жизни мы сталкиваемся с разными людьми, но и тут зрелый человек дает себе отчет, различая понятия ложь во благо и манипуляция.

[3]

14. Взаимодействие с людьми

Умение выстраивать здоровые отношения с людьми — главное качество зрелости. Личность понимает, что она не центр Вселенной, поэтому и старается выстроить равноправные партнерские отношения, в которых нет места игре в одни ворота. Важно уметь отдавать, сопереживать, слышать и проявлять интерес к другому человеку, а также принимать его помощь не чувствуя себя уязвимым или обязанным.

15. Реалистично-оптимистичный взгляд на мир

Личность трезво оценивает ситуацию, но не теряет надежду на лучшее. Зрелый человек прекрасно понимает, что хорошее чередуется с плохим. Проблемы — невечны, они не могут происходить непрерывно. Рано или поздно заканчиваются и они. И того, кто видит мир только в негативных тонах, невозможно назвать зрелой личностью.

Если хоть что-то из перечисленного совпало с вашим отношением к жизни, то не сходите с пути — вы двигаетесь в правильном направлении. Не беда, если это всего лишь один пункт, у некоторых нет и не одного. Развивайте и расширяйте личность, с этим человеком вам жить всю жизнь, и было бы очень кстати, чтобы он был зрелым, а главное хорошим человеком. Успехов во все и не забывайте нажимать на кнопки и

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

21. Понятие зрелости личности. Критерии зрелости личности.

Понятие зрелости в психологии предполагает выделение двух основных аспектов:зрелость как этап жизни и зрелость как уровень развития.Отсюда одна из важных проблем: определение объективных критериев зрелости человека. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно описать модель социальной зрелости личности с исчерпывающей полнотой.

В качестве критериев психологической зрелости в психологической литературевыдвигаются различные характеристики исвойства личности. Это может быть испособность личности к рефлексии, и ееготовность аккуратно выполнять предписанные ей социальные роли, испособность личностидостигать поставленной целив соответствующем возрасте. В обществе каждому возрасту приписывается определенный уровень достижений, и если личность соответствует этим социальным ожиданиям, то она считается зрелой. Всоциальной психологиив качестве критерия психологической зрелости выдвигаетсяпонятие адаптации к социальной среде. Личность считается психологически зрелой, если она хорошо адаптирована к социальной среде, если она не конфликтна, если разделяет социальные нормы поведения и принимает социальные ценности. Психосоциальная зрелость личности может быть определена как способность осознавать существующие границы социальной реальности, прогнозировать последствия собственных действий и брать на себя ответственность за собственную жизнь, а также за жизнь окружающих близких людей.

Холл и Линдсей(1997), характеризуя зрелого человека, выделяют следующие его характеристики:широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Б. Ливехуд (1994) рассматривает три основных свойства зрелого человека: мудрость; мягкость и снисходительность; самосознание.

22. Социализация личности: характеристика и основные виды.

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности.Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализацииличностипротекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

•Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

•Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

•Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.

Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию.

[2]

Основные этапы социализации личности:

•Первичная социализация — процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

[1]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

•Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Источники


  1. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 304 c.

  2. Бенард, Черил Без нас вы ничто. Женщины в жизни мужчин / Черил Бенард , Эдит Шлаффер. — М.: Панорама, 2014. — 238 c.

  3. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. — М.: Юрайт, 2014. — 400 c.
Зрелость личности — в чем она проявляется признаки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here