Примеры произвольного и непроизвольного внимания в психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Примеры произвольного и непроизвольного внимания в психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Примеры произвольного и непроизвольного внимания в психологии

Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят характер непроизвольный, т. е. даже и не ставится цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда вдруг возникающие действующие раздражители ярко и броско отличаются от общего монотонного “серого” фона или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен. Например, непроизвольное внимание вызывает громкий сигнал сирены на улице, яркая реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга. Другой пример непроизвольного внимания — монотоническая морская вахта на корабле в открытом море, когда вдруг за бортом появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траектории прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности. Его внимание непроизвольно фиксировало необычные факты.

Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что оно мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно — результат нашего намерения, целевого усилия воли.

Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном внимании они в основном носят характер опосредованный. Это — интерес цели, интерес последующего за тем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас непосредственно, но так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной в связи с этой целью.

Послепроизвольное внимание — это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий. Например, иногда при чтении с трудом удается удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно и даже не особенно для вас важно. Но вот в какой-то момент, незаметно для себя мы перестаем делать над собой усилие: читаем без напряжения и предмет чтения увлекает нас. Внимание из произвольного стало послепроизвольным. Из сказанного следует, что обычный процесс чтения сопровождается постоянными колебаниями внимания, которые в значительной степени и определяют темп и качество чтения. Совершенно очевидно, что быстрое чтение требует повышенного внимания. При чтении текста непроизвольное внимание зависит главным образом от автора — от его мастерства, а произвольное — от самого читателя. Таким образом, внимание предопределяет психологическую активность читателя — его настроенность и готовность. Вместе с этим оно сильно влияет и на понимание текста, и на точность и глубину усвоения содержания. При чтении очень важно не только направить внимание, но и поддерживать его длительное время.

Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией.

От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Ей способствуют относительная тишина и отсутствие отвлекающих факторов. Продуктивность внимания определяется общим состоянием человека, его эмоциональной настроенностью; если он утомлен или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания. Поэтому рекомендуется читать на свежую голову и под хорошее настроение, а если это невозможно, то предварительно немного отдохнув. Нужно уметь чередовать занятия: чтение, отдых, письмо и т. д. Наконец, внимание зависит и от содержания читаемой книги, статьи, учебного текста. Если они непонятны читателю, внимание спадает. Н. К. Крупская говорила: “Браться за непосильную книгу — значит растрачивать даром силы и зря убивать время”.

Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траектории прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними не входило в его обязанности

Нежелательно и непроизвольное отвлечение внимания от чрезмерно легкого текста. Необходимо помнить, что любой текст, как объект восприятия характеризуется двумя сторонами: содержанием и формой. Каждая из этих сторон может быть объектом внимания.

Ученые установили, что обычное состояние человека при чтении текста — направленность сознания на смысловое содержание материала и сосредоточенность его на этом. Здесь огромное значение имеет установка — как и что читать — направленность внимания на тот или иной аспект. Экспериментально установлено, что при восприятии текста внимание привлекают:

1) отдельные ключевые слова, существенные для понимания содержания;

2) новые или непонятные слова, затрудняющие понимание текста;

3) слова, отличающиеся особенностями конфигурационной формы.

Выделение при восприятии этих слов при чтении по-разному сказывается на понимании текста в зависимости от их принадлежности к той или иной вышеназванной группе. Если внимание сосредоточивается на словах, относящихся к первой группе, то это положительно влияет на понимание общего содержания текста. Если выделяются слова второй группы, это всегда нарушает понимание текста — внимание концентрируется на непонятном, и отдельные слова начинают выступать в качестве психологического барьера, препятствующего пониманию всего текста и снижающего скорость чтения.

Исследования последних лет, проведенные проф. П. Я. Гальпериным с сотрудниками, показали, что внимание надо рассматривать как отдельную форму психической деятельности. Отсюда следует, что сосредоточению, как и всякому другому действию, надо специально учить.

Отсюда следует, что нужно уметь произвольно управлять вниманием при чтении с помощью умения и волевых усилий. Это главное при тренировке внимания — важнейшего параметра психической деятельности.

В заключение подведем некоторые итоги.

Внимание — своего рода катализатор процесса чтения. Эффективность чтения во многом зависит от того, насколько читающий способен управлять своим вниманием. Оно определяет темп чтения, на него влияет и утомление, связанное с этим процессом. Как очень высокий (более 8000 зн. /мин), так и замедленный темп чтения (менее 600 зн./мин) утомляет, способствует снижению внимания.

Читайте так же:  Что значит познать самого себя и как это сделать

Чтение в условиях непроизвольного внимания наиболее эффективно. При освоении метода быстрого чтения необходимо в первую очередь развить произвольное внимание, а затем сформировать навык послепроизвольного из устойчивого произвольного.

Практические инструкции по тренировке и развитию всех видов внимания предполагают выполнение специальных упражнений.

Виды внимания в психологии

Эта статья посвящена научному разделению внимания на виды.

Наука выделяет несколько основных видов внимания в психологии: непроизвольное (непреднамеренное), преднамеренное (произвольное), после произвольное. Здесь нетрудно разобраться и запомнить, поскольку их названия говорят сами за себя. Рассмотрим подробно.

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) внимание

Если раздражитель привлекает внимание без сознательного выбора человека, то внимание такого типа относится к непроизвольному. Пассивное внимание не зависимо от намерения человека, но связано с его бессознательными установками и опытом.

Какие условия провоцируют данный вид внимания?

Неожиданность, относительная сила раздражителя, новизна, подвижность, контрастность, яркость. Так же огромное значение имеет внутренне состояние человека.

Примеры: телефонный звонок, скримеры (видео-пугалки), сирена воздушной тревоги.

Произвольное (активное, преднамеренное) внимание

Произвольное внимание зависит от намерения. Управляя своим произвольным вниманием мы осуществляем сознательную деятельность. Внимание такого вида напрямую связано с волей, и требует некоторого напряжения. Такое внимание формируется и развивается упорными тренировками. Чем менее тренирована концентрация у человека, тем быстрее у него возникает утомление при попытке удерживать произвольное внимания на объекте.

При работе, требующей высокой степени концентрации, желательно периодически переключать произвольное внимание на более простые задачи, чтобы разгрузить психику и избежать угасания интереса к делу.

Произвольное внимание, в свою очередь, подразделяют:

— произвольное внимание (направленное на достижение цели);
— волевое внимание (направленное на отвлечение от факторов мешающих концентрации на поставленной цели);
— выжидательное (ожидательное) внимание (бдительность направленная на ожидание события которое должно произойти).

Какие условия провоцируют данный вид внимания?

Волевое усилие направленное на концентрацию на объекте.

Примеры: любая деятельность связанная с обучением или созданием чего-либо.

Послепроизвольное внимание

Вид внимания, при котором сознательный выбор объекта внимания, как при произвольном внимании, сочетается с отсутствием психического напряжения от концентрации на нём.

Какие условия провоцируют данный вид внимания?

Заинтересованность человека в объекте внимания.

Пример: студент, готовящийся к сессии, огромным волевым усилием заставивший себя учить билеты к экзамену, в какой-то момент настолько заинтересовывается предметом, что он начинает получать удовольствие от его изучения, которое практически полностью снимает напряжение.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Психогигиена для учащихся начальной школы — Занятие 3-4. Внимание
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
Индекс материала
Психогигиена для учащихся начальной школы
Занятие 1-2. Гигиена умственного труда
Занятие 3-4. Внимание
Занятие 5-6. Память
Занятие 7-8. Воображение и мышление
Занятие 9-10. Правила общения
Занятие 11-12. Твое общение со сверстниками
Занятие 13-14. Твое настроение и самочувствие
Все страницы

Занятие 3-4. Внимание

Цель: изучить условия успешной организации внимания.
Основные понятия: непроизвольное и произвольное внимание, свойства внимания, приемы организации внимания, наблюдательность.

Информационные материалы

Концентрация внимания – это такое свойство, которое направляет, сосредоточивает все внимание человека на каком-либо определенном предмете или определенной деятельности.
Вот некоторые задания (тесты), по которым можно определить, насколько хорошо у вас развита способность концентрировать внимание, насколько вы можете быть сосредоточенным.
В задании на левом рисунке надо в уме (без помощи пальцев или указки) сосчитать число кружочков в каждой цветовой группе. Кто сможет это сделать быстрее и точнее, тот обладает большей концентрацией внимания.
В задании на правом рисунке (рис. 1) надо как можно быстрее найти одинаковые фигуры. Тот, кто быстрее выполнит это задание, без ошибок найдёт нужное число одинаковых фигур и отметит их крестиком, обладает большей концентрацией внимания.

Примерами заданий на определение концентрации или сосредоточенности внимания могут быть задания на прослеживание запутанных линий (рис. 2) и нахождение выхода из лабиринта (рис. 3).

Попробуйте сосчитать от 1 до 83, отыскивая соответствующие числа на рисунке, и заметьте, сколько вам потребуется времени. Можно провести соревнование с приятелем или с кем-то из родственников. А можно запомнить это время, попробовать тренировать эту способность, а затем проверить, улучшился ли результат. Запишите, сколько времени вы считали в первый раз, а сколько в последующие разы.
Внимание может изменяться не только сознательно и произвольно, но и непроизвольно. Попробуйте сосредоточить свое внимание только на левой половине рисунка 5. Скоро вы заметите, что волей-неволей глаз перемещается на правую сторону изображения. Если смотреть еще дольше, то вовсе можно поймать себя на мысли, что вы уже и не смотрите внимательно на эти линии. Вы просто думаете о чем-то другом. У вас так и получилось?

Иформ-дайджест

Вопросы и задания:

1. Приведите свои примеры произвольного и непроизвольного внимания.
2. Представьте себе ситуацию: мальчик сидит у себя дома за столом и читает школьный учебник. Как вы думаете, что может ему помочь удерживать внимание на этом учебнике, а что помешать?
3. При каком условии произвольное внимание может превратиться в непроизвольное?
4. Подготовьте 10 – 12 разных предметов. Накройте их газетой. Проверьте своих сверстников, каков объем их внимания, приоткрывая предметы на 2 – 3 секунды.
5. Рассказывают, что Наполеон мог делать одновременно много дел. Например, мог диктовать сразу несколько писем. Какие свойства определяли его внимание?
6. В классе идут занятия. Саша смотрит на доску и слушает, как учитель объясняет сложный урок. Антон тоже слушает учителя, но одновременно играет в крестики-нолики с соседом по парте. Вова внимательно разглядывает пролетающую за окном стаю ворон. Какими свойствами обладает внимание каждого из этих учеников?
7. Как вы думаете, какие свойства внимания должны быть у продавца, хирурга, канатоходца? Почему?

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.

Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причины возникновения непроизвольного внимания

Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:

Относительная сила раздражителя.

Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

Контрастность предметов или явлений.

Внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное.

Произвольное внимание

Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете внимание, то я смогу определить кто Вы: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания — произвольном, преднамеренном, активном.

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что», и упорно идти к этой цели.

Физиологический механизм произвольного внимания

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

[1]

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Примеры произвольного и непроизвольного внимания в психологии

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Различая произвольное и непроизвольное внимание не нужно, однако. Отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное переходит в непроизвольное. Непроизвольное обычно обусловлено непосредственным интересом, произвольное требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательными усилиями направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретают для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Учет этого перехода имеет центральное значение для правильного теоретического отображения реального протекания процессов внимания и для правильной практической организации работы.

Нужно считаться с тем, что существуют виды деятельности, которые по самому существу своему способны легко вызвать непосредственный интерес и привлечь непроизвольное внимание в силу той привлекательности, которую представляет их результат. Вместе с тем они могут быть мало способны его удержать вследствие однообразия тех операций, которых они требуют. С другой стороны, встречаются виды деятельности, которые по трудности своих начальных стадий, отдаленности тех целей, которым они служат, с трудом способны привлечь внимание, и вместе с тем они его затем длительно удерживают в силу своей динамичности и содержательности, благодаря богатству постепенно раскрывающегося и развивающегося содержания. В первом случае необходим переход от непроизвольного внимания к произвольному, во втором — естественно совершается переход от произвольного к непроизвольному. В одном и другом случае требуется один, так и другой вид вниманию.

При всем — очень »существенном» различии непроизвольного и произвольного внимания разрывать и внешне противопоставлять их может лишь формалистическая абстракция. В реальном трудовом процессе обычно заключено их единство и взаимный переход. Используя нужное в педагогическом процессе, с одной стороны, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное и, с другой формируя интересы учащихся, а, также делая интересной учебную работу, переводить произвольное внимание снова в непроизвольное. Первое должно опираться на сознание значимости задач обучения, на чувство долга, на дисциплину, второе — на непосредственный интерес учебного материала. И одно и другое необходимо.

Послепроизвольное внимание

Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует волевых первоначальных усилий, но затем человек как бы «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным.

Это внимание связанно с сознательными задачами и целями, то есть вызывается преднамеренно, поэтому его нельзя отождествлять с непроизвольным. С другой стороны, оно несходно с произвольным вниманием, так как здесь уже не требуется волевых усилий или, по крайней мере, заметных волевых усилий для поддержания внимания. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность. Например, Школьник, который решает трудную арифметическую задачу. Первоначально она может его совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что нужно сделать. Задача трудная и ни как не решается, школьник все время отвлекается: он то посмотрит в окно, то прислушивается к шуму в коридоре. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями. Но вот решение начато, правильный ход намечается, задача становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Школьник все больше и больше увлекается ею. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.

В школьной практике необходимо, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное. Однако следует учитывать, что постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна. Это и определяет особое значение послепроизвольного внимания в процессе обучения.

Внимательность как качество личности

Термин «внимательность» имеет важный личностный смысл. Под ним понимается качество, раскрывающееся в особом отношении к людям, особой направленности личности на других. Внимательность в таком понимании неотделима от нравственной сферы личности, доброжелательности, доброты. Быть внимательным — значит уметь подмечать малейшие перемены в состоянии и самочувствии других людей, вовремя оказать им поддержку или же, наоборот, оставить человека в покое, не быть назойливым, проявить такт.

Связь внимания с нравственной культурой личности видна и в том, как мы обращаемся друг с другом. Внимание к другому человеку, его словам, особенностям, поступкам — не просто акт его познания. Это всегда и социальный акт: проявление симпатии, уважения, признания, доброжелательности, интереса и тому подобное. Желая выразить обиду, неуважение или неприязнь к кому-то, мы «не замечаем» этого человека. Столь же неприятно и демонстративное внимание. Бесцеремонное рассматривание — всегда результат невоспитанности или пренебрежения.

Внимательность как особенное качество личности во многом определяется всей историей воспитания. Внимательность является своеобразным индикатором интересов и предпочтений личности: к чему она стремится, что ее привлекает, и что она отвергает. К.Д. Ушинский в этой связи тонко подметил, что если мы хотим объективно узнать что-то о внутренней жизни, интересах человека, то должны присмотреться и прислушаться: к чему человек особенно внимателен. Наблюдая за тем, к какой стороне разговоров ведущихся в обществе, внимателен тот или иной человек, можно сделать более верное заключение о его ценностях, чем, просто слушая, что говорит он сам.

Внимание. · виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

Читайте также:

  1. Билет 6. Внимание. Виды и свойства.
  2. ВНИМАНИЕ
  3. Внимание
  4. Внимание
  5. Внимание
  6. Внимание (вн)
  7. Внимание аудитории. Как его привлечь и удерживать?
  8. Внимание и наблюдательность в деятельности учителя. Условия, методы и приемы активизации внимания учащихся. 1 страница
  9. Внимание и наблюдательность в деятельности учителя. Условия, методы и приемы активизации внимания учащихся. 2 страница
  10. Внимание и наблюдательность в деятельности учителя. Условия, методы и приемы активизации внимания учащихся. 3 страница
  11. Внимание и наблюдательность учителя

знать:

· понятие о внимании;

· виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

· свойства внимания (объем, распределение, устойчивость, переключение, сосредоточенность).

уметь:

· выделять индивидуальные особенности внимания.

Внимание. Это особое качество психики, которое существует совместно с восприятием, памятью, мышлением, движением. Внимание проявляется только при выполнении какой-либо работы. Внимание – это избирательная направленность сознания на решение поставленной задачи.

Выделяют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Параметрами внимания являются: концентрация (сосредоточенность на объекте), устойчивость (длительность сосредоточенности, умение не отвлекаться в течение определенного отрезка времени), объем внимания (количество одновременно воспринимаемых объектов), распределение (способность одновременно выполнять несколько действий), переключение (способность переключаться с одного вида деятельности на другой). Внимание, как правило, выражается в движениях, в мимике, в позе. В случае когда внимание сосредоточено не на окружающих объектах (сенсорное или внешнее внимание), а на мыслях и образах, находящихся в сознании человека, говорят об интеллектуальном внимании. Повышенная сосредоточенность человека на физических действиях свидетельствует о проявлении моторного внимания. Таким образом, внимание является психическим процессом, обслуживающим деятельность других познавательных процессов.

Также выделяют два вида внимания, исходя из происхождения и способов осуществления: произвольное и непроизвольное. Генетически исходное, непроизвольное внимание называют еще пассивным, или вынужденным, поскольку его возникновение и поддержание не зависят от целей, поставленных перед человеком. Его возникновение связывают с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти тесно связанные между собой причины можно разделить на три группы. К первой группе относится сила (интенсивность) раздражителя, что определяет его характер и качество (громкие звуки, яркий свет, резкий запах, пространственная величина и форма предмета, новизна и необычность раздражителя). Здесь новизну следует понимать и как появление ранее отсутствовавшего раздражителя, и как изменение физических свойств действующих раздражителей, отсутствие известных, перемещение в пространстве. Вторая группа включает в себя внешние раздражители, соответствующие внутреннему состоянию человека, и в первую очередь существующим у него потребностям.

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕНИЯ

Послепроизвольное внимание. Условия его возникновения

Помимо произвольного и непроизвольного внимания, может быть выделен еще один особый его вид — послепроизвольное внимание. Это понятие в психологии было введено Н.Ф. Добрыниным.

Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат, как при произвольном сосредоточении, то есть основание говорить о послепроизвольном внимании. Деятельность так захватывает в этом случае человека, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания. Таким образом, послепроизвольное внимание, проявляясь вслед за произвольным, не может быть сведено к нему. Так как это внимание связано с сознательно поставленной целью, оно не может быть сведено и к непроизвольному вниманию. Так, старшеклассник, конспектируя при подготовке к экзамену трудную книгу, сначала заставляет себя быть внимательным, не отвлекаться. Но потом он увлекается работой, ему уже трудно оторваться от нее. Внимание, первоначально поддерживаемое волевыми усилиями, переходит в послепроизвольное. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним обоснованно связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда.

Послепроизвольное внимание — это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий. По психологическим характеристикам послепроизвольное внимание близко к непроизвольному: оно также возникает на основе интереса к предмету, но характер интереса в этом случае иной — он проявляется к результату деятельности. Это можно проиллюстрировать следующим образом: вначале работа не увлекает человека, он заставляет себя заняться ею, прилагает серьезные волевые усилия для поддержания сосредоточения, но постепенно увлекается, втягивается — ему становится интересно.

Кроме этого, выделяются еще сенсорное внимание, связанное с восприятием различных раздражителей (зрительное и слуховое); внимание, объектом которого являются мысли и воспоминания человека; индивидуальное и коллективное внимание.

Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Проявляется в сосредоточенности на объекте ввиду особого личного интереса.

Совмещает в себе особенности произвольного внимания (осознание цели) и непроизвольного (не нужно волевых усилий для его поддержания).

Основные свойства внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, переключение и распределение внимания, их физиологическая основа.

Для послепроизвольного внимания характерно исключение из поля зрения всего того, что не связано с выполняемым действием, поэтому необходимость в волевом удержании внимания сводится к минимуму.

Послепроизвольное внимание имеет еще одну особенность, которая состоит в том, что оно не управляется самоприказами, самоинструкциями, словесными указаниями, характерными для произвольного внимания, оно не возникает там, где нет настоящего интереса к делу.

Несмотря на существенные различия, послепроизвольное внимание имеет общие черты как непроизвольного, так и произвольного внимания, о которых мы говорили в предыдущих статьях.

Общее с непроизвольным вниманием состоит в отсутствии у обоих видов необходимости в волевом усилии. А с произвольным вниманием послепроизвольное роднит целенаправленность совершаемого действия.

Таким образом, имея в своем арсенале лучшие признаки непроизвольного и произвольного видов внимания, послепроизвольное внимании образует совершенно особый вид, лишенный недостатков.

С объективной стороны оно выглядит как направленное не на предмет, а на процесс деятельности, а со стороны субъективной оно кажется ведомым какой-то Высшей Силой и сопровождается переживанием всепоглощающего интереса и даже наслаждения.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное

В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Непроизвольное внимание —это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Непроизвольное внимание возникает:

1. Вследствие внешних причин (физические причины): сила и неожиданность раздражителя, новизна раздражителя, подвижность объекта, т.е. начало и прекращение действия раздражителя, контраст между раздражителями.

2. Психофизиологические причины: внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, т.е. потребностям; внутренние побуждения (мотивы), доминирующие в данный момент.

3. Психические причины. Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание. Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам. Большое значение имеет также влияние прежнего опыта.

Синонимами словапроизвольное (внимание) являются слова активное или волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте.

Произвольное внимание —это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях. Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

Существует еще один вид внимания – послепроизвольное, предложенный Н. Ф. Добрыниным. Он носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек увлекается работой, содержание и процесс деятельности становятся интересными и значимыми, а не только ее результат. Внимание из произвольного становится как бы непроизвольным. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основные виды внимания

Непроизвольное внимание

Та или иная деятельность захватывает человека как бы сама по себе, в силу своей значимости, увлекательности, занимательности или неожиданности. Причин этой значимости-занимательности несколько.

Характер внешнего раздражителя

Значима не абсолютная сила раздражителя, а относительная. Днём можно полностью игнорировать сильный шум (например автомобильного транспорта за окном). Ночью же, когда мы отдыхаем, можем очень чутко реагировать на малейшие шорохи и скрипы, раздающиеся в ночной тишине.

Привычность раздражителя тоже имеет большое значение. Слабый, но незнакомый звук может привлечь наше внимание, в то время как сильный, но привычный грохот даже не заметим. Известно, что во время войны солдаты способны спать под грохот рядом стоящей стреляющей пушки.

Большое значение имеет контраст между отдельными раздражителями, между величиной, формой, цветом, длительностью и иными параметрами этих раздражителей.

[2]

Привлекают внимание эстетические особенности объекта, например необычные дизайнерские (оформительские) решения в одежде, архитектуре, интерьере и т.п. Здесь важен не факт наличия отдельных раздражителей или физических свойств, сколько умелое сочетание их.

Соответствие внутреннему состоянию человека

Если человек находится в состоянии сильного утомления, его внимание будет чаще останавливаться на объектах, так или иначе ассоциирующихся с отдыхом: на кроватях, подушках, мягких креслах, уютных кафе и даже гостиницах.

В отечественной психологии и психофизиологии довольно подробно исследованы вопросы доминанты (Ухтомский) и установки (Узнадзе), хорошо описывающие и то, почему потребность человека управляет его внимание.

Общая направленность личности

Автолюбитель волей-неволей обращает внимание на неправильно припаркованную машину. Архитектор или художник любуется красотой старинного здания, дизайнер — удачным сочетанием цветовых пятен. Преподаватель русского языка обращает внимание на ошибки в речи окружающих, а учитель физкультуры — на объем бицепсов. Футбольный болельщик не может оставить незамеченным плакат с изображением известного футболиста.

Отношение к раздражителю

Приятные раздражители способны надолго приковать внимание человека: интересная книга, фильм, компьютерная игра, приятный собеседник. В этом случае не надо заставлять себя концентрировать свое внимание на этих объектах, это происходит само собой.

Следует заметить, что неприятные раздражители тоже привлекают внимание. В некоторых случаях это связано с возможной угрозой, исходящей от неприятного раздражителя (например от лая собаки). В некоторых случаях это связано с тем, что раздражитель вызывает смешанные эмоции. Вид дерущихся людей может вызвать одновременно и неприятные чувства, и любопытство, и легкую радость, что ты сам не участвуешь в драке.

Нейтральные раздражители значительно реже привлекают внимание, чем приятные и неприятные.

Произвольное внимание

Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, поставив определенную цель или задачу, мы вырабатываем некоторый план этой деятельности. Явно или неявно мы в этот план включаем и внимание тоже: «Обратить внимание на настроение шефа. Прочитать книгу по теории межгалактической квинтэссенции. Досмотреть сериал до конца. «

В некотором смысле произвольное внимание это подавление, это борьба с непроизвольным вниманием. Возможно, нам было бы приятнее и комфортабельнее слушать шум ветра за окном, просто глазеть по сторонам. Но, сознательно мобилизуясь, мы обращаем свое внимание более полезные, как считаем своим разумом, вещи.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Не только воля управляет произвольным вниманием, но и, обращая внимание на те или иные аспекты своего поведения и деятельности, мы регулируем влияем на волевые процессы. Мы думаем не над тем, что нам хочется, а над тем, на что обращаем свое внимание. С помощью внимания мы можем даже менять свое эмоциональное состояние: сознательно обратив внимание, например, на тот или иной сайт в интернете, мы можем вызвать у себя хорошее настроение, злость или раздражение.

Формирование произвольного внимания тесно связано с формированием сознания. У маленького ребенка 1-2 лет сознание еще не сформировано, и произвольное внимание также находится еще в зачаточном состоянии.

Послепроизвольное внимание

Например, школьник заставил себя сесть за выполнение домашнего задания. Сначала он прилагал усилия для этого, но потом, постепенно втянувшись, ему стало интересно, и его внимание перестало отвлекаться на посторонние раздражители. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное остается тесно связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В следующий раз школьнику придется опять «втягиваться» в выполнение домашнего задания, хотя это ему будет уже легче (что тоже не факт).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Послепроизвольное внимание имеет огромное значение для педагогики. По сути, все педагогические приемы направлены именно на то, чтобы ввести школьников в состояние послепроизвольного внимания, дать почувствовать тем самым удовлетворение от самого процесса выполнения задания.

Источники


  1. Леонтьев, А. Лекции по общей психологии / А. Леонтьев. — М.: Смысл, Академия, 2010. — 520 c.

  2. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2014. — 384 c.

  3. Старшенбаум, Г. В. Как стать семейным психологом / Г.В. Старшенбаум. — М.: Психотерапия, 2013. — 480 c.
  4. Р. Шарма Уроки семейной мудрости от монаха, который продал свой «феррари» / Р. Шарма. — М.: АСТ, 2017. — 731 c.
  5. Биркгофф, Г. Математика и психология / Г. Биркгофф. — М.: [не указано], 2014. — 522 c.
Примеры произвольного и непроизвольного внимания в психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here