Техника изотерапии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Техника изотерапии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Изотерапия. Используемые техники и эффекты. Ч.1

Самым привычными материалами являются бумага, карандаши, краски, мелки. При выполнении рисунков в психотерапевтических целях используются особенности, свойства и эффекты как традиционных, так и необычных материалов. Вот некоторые из них:

Бумага для рисования сначала мнется, затем разглаживается так, чтобы на ней можно было выполнить рисунок. Используются любые карандаши, краскии т.д. Форму листа можно изменить по желанию.

Лист бумаги нужно намочить, а затем нанести краски, давая им смешиваться, экспериментируя с цветами. Полученные в результате разводов формы и образы могут стать узнаваемыми. Тогда можно дать им названия, при желании поделиться впечатлениями.

1.Выберите какой-то один цвет. Используйте его для изображения различных форм. Определите для себя смысл этого цвета.

2. Выберите наиболее и наименее подходящий вам в настоящий момент цвет. Выполните по одному рисунку каждым цветом. Попробуйте сочетать эти цвета и связать их с противоположными качествами вашего характера.

Подберите пару или группу сочетающихся (на ваш взгляд) цветов и скомпонуйте их.

3. Выразите рисунком свои самые актуальные переживания, используя подходящую для этого палитру. Затем сделайте рисунок, нейтрализующий ваши переживания.

4. Используя оттенки одного основного цвета, выполните серию из нескольких рисунков. Для создания оттенков можно использовать другие цвета.

Упражнение «Цветовые акценты» можно выполнять как целым блоком, так и по отдельности.

Сочетайте в одном рисунке разные стили изображения, формы и цвета, максимально используя все возможные контрасты. Отметьте для себя, какие контрасты даются вам легче, какие — сложнее. Какие эмоции, ощущения вызывает рисунок?

Техника свободного путешествия карандаша по бумаге. Движение руки не контролируйте, не задумывайте никаких образов. Просто рисуйте любые каракули, не придавая им никакого смысла.

Поменяйтесь рисунками с партнером, чтобы каждый из вас нашел в каракулях образы и дополнил их при необходимости, не нарушая и не искажая рисунка. Поделитесь возникающими ассоциациями. Можно придумать рассказ, используя получившиеся образы.

Такие упражнения, основанные на эффектах изобразительных средств, актуализируют сильные переживания, чувства, фантазии, страхи. В них может не быть чётко прорисованной структуры и тематической направленности. Упражнения подходят как для групповой, так и для индивидуальной работы. Вариативность исполнения безгранична.

Изотерапия. Работа с рисунком

Институт имеет Государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности

Форма документов, выдаваемых в нашем институте, соответствует всем требованиям государства. Образец диплома/удостоверения вы можете увидеть на странице любой программы в блоке «Стоимость».

Вы можете оплатить обучение в рассрочку. Дополнительные скидки предусмотрены для групповых заявок на обучение (от 3 чел).

26 направлений обучения по педагогике и психологии, более 450 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Арсентьева Юлия Анатольевна

Пройдя данный курс, я высоко оценила техническую часть. Хотелось бы больше видео примеров консультаций или вебинаров, но я довольна программой. Я планирую и дальше продолжать обучение. Поэтому, выбранный мною курс не последний. То количество знаний, полученных мною в ходе обучения, обязательно пригодится в повседневной работе. Практический опыт я буду применять везде где это возможно.

Шевронистова Елена Александровна

Мне очень понравилось обучение. Предельно корректно и оперативно предоставляется информация, очень удобно обучаться. Полученные мною знания, а также приобретенный опыт я планирую применять в будущей работе в арт центрах со взрослыми, в группах и индивидуально. После пройденного курса, я панирую непрерывно повышать квалификацию.

Митькина Виктория Николаевна

Очень профессионально сделана программа обучения, вся информация подается пошагово, в удобном для запоминания виде. Обучение в Вашем институте превзошло мои ожидания. Много полезной интересной информации, ничего лишнего, много представлено примеров. Очень понравился видео материал и литература по теме, которую можно скачать себе.

Я планирую устроиться на работу в Центр психологической помощи детям, работать буду с детьми и их родителями. Поэтому, дальнейшее обучение для меня еще в перспективе. Все темы были очень интересны и полезны для меня. Понравилось, что есть практическая направленность и можно сразу работать: нет барьера, который бывает после базового образования, в котором в основном изучается «психология – как наука». Информации было много и есть интерес погрузиться глубже.

Перова Анжелика Юрьевна

Общее впечатление о программе самое положительное. Возможность понимать не только лингвистику человека, не только лидирующий канал восприятия информации, а еще понять его бессознательное — это, наверное, самое главное мое впечатление от программы.

Для меня была наиболее интересна техника «Кактус». При всей простоте, она очень показательна и мобильна. Так как ее интерпретация, в предварительном варианте, может быть дана клиенту сразу. А рассказы клиентов о кактусе — это мечта селекционера-кактусовода!

Благодаря обучению расширились мои способности диагностики самого клиента. Работать с запросом клиента стало удобнее, так как то, что клиент не может проговорить в силу каких-либо обстоятельств, он может изобразить на рисунке. Показателен интерес клиента к интерпретации рисунков. И самое главное, клиент может перерисовать то, что его, на его же взгляд, не устраивает, а это, иногда, бывает более ресурсным для него, чем сам анализ сессии. Мы можем только запустить какие-то механизмы для работы «бессознательного» клиенту. Нравится нам сессия или нет, ее результат может оценить только клиент.

Мельникова Людмила Алексеевна

Данная обучающая программа мне очень помогла и дополнила мои знания в моей профессиональной деятельности. Новые методы в работе по изотерапии достаточно широко и глубоко раскрывают основную суть проблемы клиента и помогают найти решение. Клиенты с удовольствием принимают участие в арттерапевтической сессии.

[3]

Мои ожидания по обучающей программе больше чем совпали, оправдались мои ожидания. Материал очень обширный и нужный, некоторые моменты были для меня очень важны и сейчас очень помогают в моей деятельности.

Для меня все темы были очень интересны. Хотелось бы отметить то, что новая техника «Рисуночный тест Слон» для меня открыла другие знания, так как я раньше работала по этой методике, но немного в другом контексте. Достаточно, глубинная работа проводилась по технике «Человек, срывающий яблоко с дерева», из этой темы я многое для себя подчеркнула, «видно все как на ладони».

Читайте так же:  Депрессия после расставания

Гримме Вероника Владимировна

Программа интересная, дает практические инструменты, которые сразу можно использовать в работе. Материал изложен лаконично, ничего лишнего. С первого дня виден результат. Выполняя в точности пошаговые инструкции, получаешь конкретный и понятный результат, все получается.

Я расширила арсенал применяемых методик, использую полученные знания в практической работе с клиентами разного возраста в центре восстановительной медицины. Буду широко применять рисуночные проективные тесты (как те, которые освоила во время обучения, так и те, которые освою самостоятельно на базе изученных). Тестирование поможет мне получить больше информации о проблемах клиента, зачастую неосознаваемых и не озвучиваемых клиентом. Для решения проблем буду применять арт-терапевтические методики. Планирую организовать групповые занятия арт-терапией.

[2]

Круковская Юлия Андреевна

Я пошла учиться потому, что мне кроме анализа тестов не хватало для понимания клиента анализа продукции бессознательного, а рисуночные методики являются в этом смысле очень надежным и вызывающим доверие инструментом. Мое впечатление о программе очень высокое. Изложение материала емкое, глубокое и по существу вопроса. Представленный материал очень интересен и действительно полезен в практической деятельности. Теперь я имею достаточный диапазон техник, позволяющий расширить мое представление о клиенте, сократить время первичного исследования и выработки предварительных гипотез для работы. Собственно материалы для написания эссе были взяты из практической работы, использование методов изотерапии привело во всех случаях к положительному результату, поэтому примененные в практике полученные знания помогли мне ощутимо и реально.

Для меня наиболее интересными является семейство методик, связанных с изображением человека: «Нарисуй человека», «Человек под дождем», «Человек, снимающий яблоко с дерева». Они не только информативны сами по себе, но и дают системную информацию о клиенте в динамике при сопоставлении их друг с другом.

[1]

Полученные знания собираюсь применять в нескольких вариантах: работать в области индивидуального психологического консультирования, либо осуществлять групповые программы по творческой самореализации с применением арт-терапии, элементов восточных практик, метафорических ассоциативных карт и игр для самопознания (поиск и развитие творческих способностей, преодоление творческого кризиса, поиск новых смыслов и изменение качества жизни), либо антистрессовые реабилитационные занятия для людей, испытывающих синдром эмоционального выгорания с элементами обучения самопомощи. Может быть, получится и совмещать все эти направления. Работать в первом случае планирую в клинике, во втором – в частном образовательном детском центре вести группы для родителей, антистрессовые занятия можно проводить как на стационарной базе клиники или центра, так и с выездом на место дислокации заказчика.

Мои ожидания от обучения в Институте оправдались. Мне нравится стиль обучения в данном ВУЗе: современный, динамичный и глубокий, форма подачи материала и его информативность. Я с удовольствием порекомендую этот Институт своим знакомым. Да и сама собираюсь продолжить здесь дальнейшее повышение квалификации. Отдельная благодарность моему тьютору дистанционного обучения Мазиной Е.В., она очень внимательный и квалифицированный преподаватель, сотрудничать с ней было очень приятно и конструктивно.

Величко Елена Николаевна

Из-за недостатка времени нет возможности продолжить обучение по специальности. А благодаря дистанционному способу обучения времени хватает и на то, и на другое. Было бы желание.

Так как я уже работаю по специальности, недостатка в применении полученных знаний у меня нет. Знания, полученные в Институте, помогли мне в работе с молодыми людьми (военнослужащими), находящимися на боевом дежурстве в отрыве от своих подразделений. Более конкретно открывается их внутренний мир, их переживания и тревоги. Благодаря новым знаниям становится легче выстраивать ход беседы и применять ранее изученные методики.

Мне было так же интересно отметить, что за время обучения во мне произошли изменения… Во-первых, улучшилась самодисциплина, затем – терпение и наконец — умение видеть. Да, да, да – не смотреть, а именно ВИДЕТЬ. Каждая из тем курса по-своему интересна и область их применения неисчерпаема.

Новомайская Татьяна Николаевна

В этом Институте я прохожу уже второй курс, и буду проходить еще! Обучение супер. Весь материал четко и лаконично изложен, без лишних слов, читай и делай! Особенно, в современных условиях, когда постоянно не хватает времени, это очень важно, кратно и быстро освоить новый инструмент.

Конкретно в этой программе меня привлекло то, что рисуночными тестами легко и просто, определить фактическое психоэмоциональное внутренне состояние. При этом если даже человек «кокетничает с пространством» (да, нет все не так ?); через какое-то время возвращается к разговору и говорит, что на самом деле так и есть, просто страшно самому признаться. Очень мне понравились техники «Кактус» и «Слон» — простые и информативные. Остальные методики тоже очаровательные, чуть длительнее в исполнении.

Хочу и буду еще учиться! И всем рекомендую!

Хоменко Римма Григорьевна

Общее впечатление от программы: достойно подражанию.

Знания, полученные в институте, повысили мой практический уровень в работе с рисунками. Подробно и наглядно изучила такие техники, как «Человек», «Человек под дождём» и т.д.

Постараюсь применить полученные знания на практике с нуждающимися людьми. Я работаю с больными, страдающими синдромом Альцгеймера, и изотерапия им подходит особенно!

Техника изотерапии

Рисование для ребенка является естественным и вполне привычным занятием. Тем более, что в детском саду/школе и в специальных студиях ребенок обычно обучается различным техникам и приемам, как создать рисунок. Однако, не так часто детям предлагается такой нестандартный и весьма терапевтический метод рисования как рисование с помощью пальцев и ладошек.

В чем особенная привлекательность и эффективность рисованиями пальцами для ребенка?

Даже если Вы сами никогда не рисовали пальцами, Вы можете увидеть, что в таком процессе активизируются не только визуальные, но и приятные тактильные ощущения от прикосновения краски к коже пальцев. Для ребенка это новые впечатления от взаимодействия с художественным материалом – гуашью — которым можно насладиться и прочувствовать не только с помощью зрения, но и посредством тактильных ощущений, когда ребенок опускает палец в краску — плотную и мягкую, размешивает ее, переносит на лист, размазывает, оставляя мазки. Это просто захватывающий процесс!

Читайте так же:  Психоз – бегство от реальности

Особая ценность рисования пальцами заключается в том, что ребенок получает полную свободу от двигательных ограничений, поскольку здесь нет необходимости в развитой мелкой моторике. Еще одним моментом положительного влияния такого рисования является освобождение ребенка от чрезмерного культурного и социального влияния. Рисование пальцами – нетрадиционный способ получения изображений, и в этом способе нет правил «как надо и как нельзя рисовать». Это дает ребенку мощный импульс к свободному проявлению своей индивидуальности без страха быть осужденным и непонятым. В рисовании пальцами можно экспериментировать, как душе угодно, что позволяет ребенку на время избавиться от сильного социального давления (социальных норм, правил, рамок).

Все вышеперечисленные преимущества рисования пальцами имеют огромное значение для успешного процесса занятия арт-терапией с детьми.


Какие техники и приемы рисования пальцами обычно используют дети?
Чтобы получить необычные изобразительные эффекты ребенок может наносить краски непосредственно ладонями и пальцами на лист, в таком случае ребенку не нужно иметь развитую мелкую моторику (это не станет преградой на пути к творческому самовыражению). Еще один вариант рисования пальцами, когда движения рук ребенка размашисты, крупны, экспрессивны. В таком случае хорошо взять большой формат листа, чтобы дать ребенку полную возможность выразить себя, свои эмоции и переживания. Бывает, наоборот, дети рисуют точечными, локальными, отрывистыми движениями, задействуя только подушечки пальцев.

Рисование пальцами и ладонями освобождает детей от влияния стандартных шаблонов создания изображений. Более того, перемешивая краски друг с другом, получая бурую массу, ребенок как бы играет с грязью, причем в социально приемлемой форме. Через такую игру с краской он получает возможность выразить свои деструктивные импульсы и действия, избавившись от их негативного влияния. Также, при рисовании пальцами ребенок подсознательно может осмелиться на те действия, которые обычно не делает из опасения нарушить правила, ограничения социума. В этом творческом процессе у него снимаются жесткие рамки и барьеры на пути к развитию сбалансированной гармоничной личности.

Стоит отметить, что у всех детей процесс и результат рисования пальцами может проходить по-разному. И даже у одного и того же ребенка они не бывают идентичными и похожими друг на друга в разные периоды времени. Ведь в зависимости от темперамента, характера, настроения ребенка и событий в его жизни, он предпочитает те или иные цвета, формы, линии и манипуляции с краской. Однако совершенно точно, что этот процесс всегда очень индивидуализирован и не безразличен ребенку. Рисование пальцами всегда находит в душе детей эмоциональный отклик. Это раширяет и обогощает опыт ребенка, раскрывает его творческий и личностный потенциал, повышает самооценку и уровень принятия себя.

Рисование пальцами – прекрасный способ профилактики психологических проблем ребенка, связанных со страхами, тревожностью, социальной подавленностью, гиперсоциализацией и чрезмерной когнитивизацией.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Автор статьи — психолог и арт-терапевт — Кристина Сельдина.

Техника изотерапии

Популярные Фобии

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
  • Консультации

    • Петр к записи Как пережить смерть мамы
    • Александр к записи Констелляция
    • валентина к записи Маниакально-депрессивный психоз
    • Татьяна к записи Признаки измены жены
    • Ведмеш Н.А к записи Как пережить разрыв отношений
  • Пройдите наш опрос

    Изотерапия

    Изотерапия – это направление арт-терапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства. Данное направление психотерапевтической практики получило широкое распространение, как в работе с взрослыми, так и с детьми. Термин «арт-терапия» был введен в употребление Адрианом Хиллом в 1938 году. Это словосочетание было применено относительно всех видов занятий искусством, которые осуществлялись в центрах и в больницах психического здоровья. Основная цель арт-терапии заключается в развитии гармонизации личности через способность самопознания и самовыражения.

    Изотерапию относят к наиболее популярному и доступному методу познания себя. На холсте или бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри человека. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение.

    Методы изотерапии

    Изотерапия как метод психологической коррекции берет начало от психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, использующего личное рисование для подтверждения идеи об универсальных и первоначальных символах. Далее большое влияние в развитии изотерапии выразили психотерапевты гуманистической направленности.

    Методы изотерапии включают пассивную форму — использование готовых произведений искусства, так и активную форму – создание собственных творений.

    Изотерапия как метод психологической коррекции предоставляет малышу возможность пережить, осознать конфликтную ситуацию, а также проиграть какую-либо проблему максимально удобным для детской психики способом.

    В изотерарии применяют самые разнообразные материалы: пластилин, карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин. Эти материалы помогают в воссоздании художественного полотна. Как самостоятельный метод арт-терапии, изотерапия возникла всего лишь несколько десятилетий назад. В настоящее время этот метод очень востребован среди дошкольников.

    Методы изотерапии позволяют погрузиться в проблему настолько, насколько сам ребенок этого хочет и готов ее заново переживать. Зачастую сам малыш даже не понимает, что с ним происходит.

    Изотерапия в работе с детьми позволяет малышам ощутить, а также понять самих себя, помогает выразить свободно свои чувства, мысли, надежды, мечты, проявить эмпатию, освободиться от сильных переживаний и конфликтов.

    Изотерапия в работе с детьми широко применяется для снятия стрессовых состояний, психического напряжения, для коррекции страхов и неврозов, поскольку рисуя, малыш болезненно соприкасается с некоторыми неприятными, пугающими, травмирующими образами.

    Одной из методик изотерапии является проективный рисунок. Эта методика выполняет диагностическую и психокоррекционную функцию. Ее используют, как в индивидуальной, так и в групповой работе. Основной задачей проективного рисунка выступает выявление и осознание трудновербализуемых переживаний и проблем. Направляя и управляя тематикой рисунков, добиваются переключения внимания, концентрации на значимых конкретных проблемах. Проективное рисование позволяет интерпретировать эмоциональные проблемы и диагностировать затруднения в общении. Эта методика работает с чувствами, которые человек не осознает. Темы рисования могут быть самые разнообразные, например, «личное прошлое и настоящее», «жизненные ситуации в которых я ощущаю себя неуверенно», «мой день», «кем я мечтаю стать», страх, «что мне дала группа» и так далее.

    Читайте так же:  Кататоническая шизофрения

    Изотерапия для дошкольников

    У дошкольников изотерапия разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаивает психику. Этот метод является одним из лучших способов, чтобы узнать, о чем думает малыш, чего он стесняется, что ему снится.

    Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не способны анализировать поступки окружающих, а также делать выводы. Они быстро в семье становятся зависимыми от напряжённой ситуации и ночных кошмаров. А направление арт-терапии через рисунок позволяет выразить свои эмоции. Этот метод устраняет агрессивное поведение, зажатость, неуравновешенность, низкую самооценку, ревность, чувство одиночества.

    Изотерапия успешно применяется в работе с детьми, у которых отмечаются нарушения слуха и речи, задержка умственного развития, !аутизм. Дошкольники, имеющие патологию нервной системы, благодаря изотерапии достаточно быстро выходят на контакт с психологами, педагогами, врачами и включаются с энтузиазмом в процесс психокоррекции.

    Занятия изотерапией раскрывают потенциал малыша, вдохновляют и открывают новые возможности. Игровые занятия по рисованию проводят, как индивидуально, так и небольшими подгруппами. Изотерапия включает несколько направлений:

    — личный рисунок, позволяющий выразить свое «Я» и его анализ;

    — использование художественных готовых произведений.

    На занятиях по изотерапии взрослый предлагает малышу создать рисунок на заданную или произвольную тему. Во время рисования специалист внимательно следит за детскими эмоциями художника, интересуется, что малыш испытывает, а также чувствует во время рисования. После рисования ребенок дает описание, что он изобразил. Этот этап заключается в обучении анализу происходящего, а также самостоятельного оценивания своей проблемы. При этом малыш развивает выразительность речи и образное мышление. Потом специалист даёт свою интерпретацию рисунка, основанную на научных практиках, а также разбирает вместе с подопечным его художественную работу. Все рисунки после занятий обязательно сохраняются. На следующих сеансах при необходимости их сравнивают с новыми работами для оценивания развития ситуации. Этим методом эффективно заниматься курсом по несколько занятий, поскольку изотерапия в комплексе помогает быстрее добиться желаемого результата, а именно решает проблемы и учит смотреть на мир позитивно.

    Изотерапия для дошкольников включает многообразные арттерапевтические формы работы с детьми. Особое внимание уделяется проблеме разрешения и переживания !страхов. Страхи выступают неотъемлемой частью каждого индивида. При определенных моментах страхи разрастаются и захватывают все человеческое существо целиком. Избегание страхов – это неконструктивный выход из ситуации. Страхи теряют свою силу, когда индивид смотрит им в лицо. Избавление от страхов представляет сложность для взрослого человека, а для ребенка выступает вдвойне сложным процессом. На помощь в таких случаях приходит изотерапия, позволяющая безболезненным способом вывести на физический план переживания, страхи, которые лежат глубоко в сознании.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    При проведении изотерапии огромное значение приобретает творческий акт, а также внутренний мир творца, который выявляется в результате рисования. Психологи поощряют участников в спонтанности выражения своих внутренних переживаний на бумаге или холсте, не беспокоясь о художественном достоинстве рисунка.

    По мнению Гольдштейна, творчество выступает одним из способов в преодолении страха, которое возникает из-за внутреннего конфликта человека, мешающего реализовать себя, как личность. Творческие личности лучше концентрируются, свою силу умело распределяют при преодолении препятствий и решении внешних и внутренних конфликтов. Основной источник деятельности человека, по мнению Маслоу, кроется в непрерывном стремлении к самовыражению и самоактуализации, однако эти проявления отмечаются у здоровых людей. У личностей невротического склада эта потребность зачастую нарушена, поэтому искусство выступает эффективным способом ее восстановления.

    1. Позволить дать выход негативным чувствам, включая агрессивности. Работа над рисунками, картинами выступает безопасным способом в выпускании пара и разрядки напряжения.

    2. Облегчить лечение.

    3. Получить материал для диагностических заключений и интерпретации.

    4. Проработать чувства и мысли, которые человек привык подавлять. Нередко невербальные средства выступают единственными в прояснении сильных убеждений и переживаний.

    5. Наладить отношения между человеком и психологом. Совместное участие в процессе художественной деятельности способствует созданию взаимного принятия, а также эмпатии.

    6. Развить внутренний контроль. Процесс рисования предусматривает упорядочивание форм и цвета.

    7. Концентрация внимания на чувствах и ощущениях.

    8. Развитие художественных способностей, повышение самооценки.

    Изотерапия для детей

    Школьная адаптация – это проблема, с которой сталкивался каждый школьный психолог начальной школы. Его работа в этот период нацелена на приспособление малыша к новому коллективу. Если это спецшколы для детей-инвалидов, то актуальность проблемы адаптации стоит наиболее остро. Это вызывается рядом причин, в частности постоянным изменением состава класса из-за болезней учащихся.

    Занятия по изотерапии с детьми-инвалидами рекомендуют осуществлять двум психологам в закрытой группе до 6-ти человек. Состав группы сохраняется тот же на протяжении всей программы. Занятия проводятся 1 раз в неделю до 60 минут. Изотерапию рекомендуют чередовать с песочной терапией.

    Первый этап – это первые три занятия, которые отмечаются пассивностью детей-инвалидов и ориентиром на детей лидеров.

    Второй этап занятий – четвертое и пятое характеризуется повышением психического дискомфорта, а также тревожностью детей. Отмечаются они возникновением враждебности между участниками. При этом самооценка некоторых участников группы понижается, что проявляется в отрицании творческих возможностей.

    На третьем этапе – шестое и седьмое занятия, дети готовы выражать разнообразные чувства, которые ими осознаются.

    Четвертый этап, включающий восьмое, девятое, десятое занятие, отмечается усилением тревожности у детей.

    Пятый этап – это заключительный, включающий последнее занятие.

    Изотерапия упражнения

    Предлагаем примерный план-занятия по изотерапии «Путешествие на сказочную поляну».

    1. «Волшебная поляна» релаксационное упражнение.

    2. Развитие ассоциативного воображения (игровые упражнения).

    3. Выбор трех героев сказочного леса.

    4. Игра в песочнице.

    5. Рисунок «Нарисуй место, которое запомнилось тебе больше всего».

    Читайте так же:  Где найти парня

    Материалы: аудиозапись «Звуки леса», ящик с песком, миниатюрные фигурки, вода, фломастеры, кисти, краски, карандаши, лист А4.

    Ход занятия: занятие начинается с приветствия, которое должно сплотить детей, создать атмосферу группового принятия и доверия. Далее для включения в работу предлагается разминка, включающая в себя релаксационные упражнения с музыкальным сопровождением. Детей рассаживают на стулья, которые поставлены в круг. Один взрослый читает текст, а второй взрослый проводит с детьми упражнение на расслабление. Цель упражнения снять мышечное напряжение. Далее проводят упражнение на развитие воображения. Детей просят рассказать об ощущениях и мыслях во время «путешествия».

    Затем детям предлагают перейти к песочнице с влажным песком и показывают ее возможности: можно потрогать песок, раскопать дно, выстроить гору. Ребятам объясняют, что нельзя бросаться песком, разрушать то, что создал рядом «волшебник».

    Игра в песочнице включает следующее содержание: детям предлагают отправиться в путешествие, для того чтобы обнаружить страну, в которой они будут жить первыми, где создадут сказочную, цветущую страну. Детям разрешается в сказочную страну взять только три героя и в неограниченном количестве деревья, дома, цветы. Затем психолог рассказывает сказку, создавая проблемные ситуации и отслеживая за реакцией детей, а именно, как они из них выходят. Окончание сказки преподносится психологом.

    Следующая часть занятия — непосредственно изотерапия. Дети сидят за одним большим столом. Психолог дает инструкцию нарисовать героя или место песочной сказочной страны, которое наиболее запомнилось. Малышам предоставляют возможность самим выбирать средства и материал для изобразительной работы. В конце занятия подводится итог. Детям предлагают дать оценку занятия (что было хорошо — что плохо, что понравилось — что не понравилось) и для чего мы это делали.

    Техника изотерапии

    Упражнение «Цвет моего настроения».

    Упражнение позволяет получить диагностическую информацию. Его можно применять для создания подгрупп из участников, сходных по эмоциональному состоянию на данный момент.

    Помещение для занятий условно делится на 8 «люшеровских» цветовых зон. В центре каждой зоны располагается цветной куб или стул, задрапированный куском однотонной ткани соответствующего цвета. Каждому участнику предлагают погулять по стилизованному лабиринту и остановиться в зоне, цвет которой соответствует его настроению. В итоге участники образуют подгруппы, различные по численности. Далее можно начать работу над индивидуальными знаками (образами, символами) настроения, на основе которых затем создается эмблема группы.

    После обмена впечатлениями в общей группе упражнение повторяется. Вполне вероятно, что некоторые участники изменят «цвет своего настроения». Важно выяснить причины произошедших перемен, а также предложить этим участникам создать еще один знак (символ), отражающий их новое эмоциональное состояние. Выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых (базисных) личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией.

    Для сбора дополнительной информации желательно заранее заготовить шаблоны круга, квадрата, треугольника из бумаги восьми цветов. В этом случае участник выбирает и цвет настроения, и соответствующую фигуру. Такой знак прикрепляется к одежде и служит для психолога своеобразным индикатором. Изменения в эмоциональном состоянии фиксируются посредством добавления новых знаков – другого цвета или формы – к уже имеющимся. Подробнее

    Упражнение «Образ и пластика настроения».

    Упражнение «Образ и пластика настроения».

    Для выполнения этого понадобится достаточное количество пластилина или цветного теста. Упражнение полезно при работе с агрессией, деструктивным поведением, страхами.

    Вначале участникам предлагают выбрать кусок пластилина определенного цвета и придать ему подходящую форму, соответствующую теме. Примеры тем: «Мой мир», «Мир моей души», «Пластилиновый город», «Пластилиновый рай». Лучше, если тему, сюжет и название скульптуры участники придумают самостоятельно.

    Затем участники объединяются в подгруппы по цвету настроения, и каждый рассказывает историю о своей скульптуре. Затем из индивидуальных работ создается одноцветная коллективная композиция.

    Пластичность материала позволяет многократно менять свое произведение и, соответственно, «подправлять» эмоциональное самочувствие. Образно говоря, негативные эмоции могут затеряться, раствориться в общей доброжелательной атмосфере группы. С этой целью занятие завершается коллективной лепкой – созданием единого разноцветного «Шара настроений» из отдельных фрагментов.

    Можно применять и более конкретные инструкции:

    1. «Изобразите какое-либо настроение» (или свои фантазии, представления о счастье, красоте, любви, свободе, одиночестве и т. п.).

    2. «Создайте образы своего Я» (или субличности).

    3. «С помощью метафор отобразите одобряемые и неодобряемые составляющие вашей личности».

    4. «Используя любые формы выражения чувств, опишите свои переживания, воплощая их в пластическом образе».

    Лепка из пластилина, теста, глины является эффективным средством моделирования в иной системе координат нового образа Я, продуктивных взаимоотношений, конструктивных способов поведения, ценностей. Подробнее

    Упражнение «Сундук того, что меня огорчает»

    Упражнение «Сундук того, что меня огорчает»

    Можно проводить с детьми и взрослыми.

    Представь, что тебе дали волшебный сундук, который можно запереть. Ты можешь положить в этот сундук всё что тебя огорчает или сердит и там это будет надежно запрятано. Ничего не может ускользнуть из этого сундука. Но когда тебе захочется подумать о чем-то или решить, что с этим можно сделать ты можешь достать это из сундука. А когда закончишь — можно положить это обратно. Нарисуй или построй свой сундук. Затем нарисуй или создай изображения того, что тебя огорчает или сердит и положи их сундук.
    @ по материалам книги «Арт-терапия в работе с детьми» И. Киселевой Подробнее

    Техника изотерапии

    You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.

    Детский нейропсихологический центр

    г. Москва, ул. Новорогожская д.10

    м.Площадь Ильича или м.Римская

    8 495 142 91 25
    8 977 173 48 76

    1. Главная
    2. Статьи
    3. Методы изотерапии

    Методы изотерапии

    Изотерапия является одним из самых известных методов арт-терапии. Многие психологи и преподаватели успешно проводят коррекцию психологических заболеваний (аутизм, психоз), неврозов, задержки развития и стресса при помощи изобразительного искусства.

    Благодаря изотерапии ребёнок может выражать свои эмоции более ясно и понятно, если возникают трудности выразить их при помощи слов. Также она помогает в адаптации среди сверстников, проявлению творческих способностей и борьбе с собственными страхами и тревогами.

    Читайте так же:  Каких девушек больше всего любят парни

    В изотерапии используются не только краски, карандаши или фломастеры, но и пластилин, цветная бумага, нитки и др.

    Основные методы изотерапии:

    Рисование сюжетных и предметных картинок

    Ребёнок должен нарисовать рисунок на определенную тему или заданный предмет, а также символические рисунки («любовь», «дружба», «счастье»)

    Пальчиковое рисование является очень хорошим методом развития сенсорной чувствительности и тактильного ощущения. Многие педагоги используют данный метод для развития мелкой моторики, которая очень влияет на развитие речевого центра.

    Рисование ладонями (марание)

    Этот метод хорош тем, что можно рисовать абсолютно не ограничивая себя в движении, направлении, количестве используемой краски и т.д., что позволяет ребёнку расслабиться и нарушить установленные правила.

    Рисование по точкам

    Данный метод позволяет ребёнку понять, что из нескольких частей может получиться одно целое.

    Этот способ рисования вызывает у ребёнка ассоциативный ряд с предметами изучения.

    Направление, в котором рисуются оттиски с помощью одного штампа. К этому же направлению относится кляксография. Применяется для улучшения контроля и концентрации внимания.

    Рисование по мокрому листу

    Используется для улучшения эмоционального фона, усидчивости и снятия стресса и напряжения.

    Рисование различными материалами

    При такой технике используются различные крупы, природный материал, макароны, песок и др.

    При помощи материала и клея создаются красивые рисунки, которые помогают развить мелкую моторику, а также убирает негативное состояние, придает чувство уверенности.

    есть несколько видов: рисунок по кругу (используется для развития внимательности, усидчивости, снятия гиперактивности)

    нанесение линий в хаотичном порядке на бумагу (используются карандаши или мелки)

    Техника «волшебный клубок»

    Отлично развивает воображение и фантазию, помогает справиться с агрессией, а также боязнью игры и рисования. В этой технике используются нитки различного цвета и бумага(ватман, обои)

    Используя изотерапию, у ребёнка улучшается эмоциональный фон, повышается социализация, улучшаются личные качества, а также открываются таланты.

    Изотерапия может применяться как индивидуально, так и в группе, где учитываются их потребность и интерес к той или иной технике.

    Цветотерапия

    Цветотерапия — это область науки и практики о воздействии цвета на физиологическое и психологическое состояние человека. С незапамятных времен человечеству известна невероятная сила влияния цвета. А с появлением экспериментальной науки ученым удалось доказать, что цвета оказывают на человека физиологическое воздействие, и это объективный факт. Само же отношение человека к цветам является субъективным, и может зависеть от настроения, психоэмоционального состояния и жизненного этапа.

    На чем основана цветотерапия?

    Цветотерапия основывается на том, что природа и тело человека имеет 7 цветов, которые находятся балансе друг с другом. Если же этот баланс начинает искажаться и разрушаться, то наш организм может заболеть. Что означает болезнь с точки зрения арт-терапии и цветотерапии? Прежде всего, — это возникновение дисгармонии, нарушения порядка в организме. В болезни может объединиться целый ряд симптомов, которые при затяжном процессе переходят на хроническую стадию — стадию заболевания.

    В свою очередь упорядоченность и гармоничность внутреннего состояния человека представляет собой здоровье.

    Как влияет цветотерапия на здоровье?

    Чтобы человек мог находиться в состоянии здоровья, его душа, ум и тело должны находится в гармонии, взаимодействовать согласованно. Если же здоровье человека ухудшается, появляются заболевания, то прежде всего нужно разбудить и активизировать скрытые резервы организма, дать человеку к ним доступ и научить его чувствовать и доверять себе. Арт-терапевт с помощью специальных методик арт- и цветотерапии пробуждает в организме клиента его скрытые ресурсы, способные восстановить здоровье и излечить заболевания.

    Цветотерапия, оказывая прямое влияние на наши чувства и внутренний мир, дает потрясающие возможности для активизации скрытых способностей, талантов и потенциала человека.

    Цветотерапия и арт-терапия

    В сфере арт-терапии и психологии цветотерапию применяют чаще всего через рисунок определенными цветами и медитацию на цвет под релаксирующее музыкальное сопровождение.

    Любой человек интуитивно занимается цветотерапией, даже не осознавая этого факта. Выбирая те или иные цвета в одежде, аксессуарах, еде и пр., человек добирает той энергии, которой ему сейчас не хватает, из выбираемых им цветов. Тем не менее, у всех у нас есть свои предпочтения одних цветов и игнорирование или исключение других. По каким причинам одному человеку нравится тот или иной цвет нам не дано понять, но совершенно точно мы знаем, что выбор цветов происходит бессознательно, интуитивно, и потому является наиболее правдивым и внушающим доверие при диагностике и коррекции состояния.

    Поскольку цвет — это важнейший фактор, который в значительной степени определяет состояние психологического и физиологического здоровья человека. В каждом цвете мы можем найти целое море оттенков и тонов, погружаясь в которые мы наполняемся их энергией, силой и глубинным содержанием. И только при таком наполненном ощущении цвета, когда мы впитываем и вкушаем его, когда наслаждаемся его восприятием, мы можем понять, что значит для нас этот цвет, и максимально ощутить его влияние на нас.

    Цветотерапия — это наиболее естественный и мягкий путь восстановления сил, энергии и здоровья. Это приятный и увлекательный метод, который быстро способен повысить настроение, уровень энергичности и бодрости человека. Однажды Попробовав цветотерапию в действии, ощутив результативность ее воздействия, Вы захотите испытывать ее ресурсы и возможности снова и снова.

  • Источники


    1. Вачков, И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек / И.В. Вачков. — М.: Ось-89, 2018. — 176 c.

    2. Психология и психотерапия семейных конфликтов. — М.: Бахрах-М, 2014. — 736 c.

    3. Психология делового общения. — М.: Бахрах-М, 2016. — 768 c.
    Техника изотерапии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here