Психологическое консультирование – виды и техники

Сегодня мы рассмотрим тему: "Психологическое консультирование – виды и техники" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Понятие психологического консультирования
Психологическое консультирование — Теория

Психологическое консультирование — одно из основных «приложений» практической психологии. Психологическое консультирование, как правило, представляет собой непосредственную работу с человеком, семьей или группой, направленную на решение личностных и межличностных проблем средствами консультативной беседы (в медицинской, или «классической» традиции), а также — на развитие (поддержку развития) личности или группы — средствами этой беседы (в немедицинской, современной традиции).
Психологическое консультирование также является организованным особым образом — в форме диалога — межличностным взаимодействием. Поэтому как описание, так и исследование психологического консультирования предполагают необходимость изучения специфики межличностных отношений психолога с клиентом:

  1. система лечебных воздействий на психику и через психику — на организм человека;
  2. специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья;
  3. процесс коррекционного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание.

В качестве определений, фиксирующих преимущественно психологические подходы и включающих такие понятия, как межличностное взаимодействие, психотерапевтический или консультативный диалог, психологические проблемы и конфликты, психологический рост, отношения, клиенты, фасилитатор, ценности и поведение, можно указать следующие:

  1. специфический вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера;
  2. средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными и мешают личностному росту;
  3. длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых является специалистом по коррекции и развитию человека и человеческих взаимоотношений.

Психологическая коррекция обычно определяется как направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. Он включает два звена:

  1. абилитация — формирование способности;
  2. реабилитация — восстановление способности. Сам термин «психологическая коррекция» получил

  1. поддерживающая психотерапия, целью которой являются укрепление и поддержка имеющихся у больного защитных сил и выработка новых, лучших способов поведения, позволяющих восстановить душевное равновесие;
  2. переучивающая, или трансформирующая психотерапия, целью которой является изменение поведения больного путем поддержки и одобрения положительных форм поведения и неодобрения отрицательных, а также реконструктивная психотерапия, целью которой является осознание интрапсихических конфликтов, послуживших источником личностных нарушений, и стремление достичь существенных изменений и восстановления полноценности индивидуального и/или межличностного (социального) функционирования личности.
  1. психологическое консультирование и психотерапия относятся к области активной психологической работы;
  2. они предполагают непосредственную работу с людьми, хотя и на основе использования несколько разного спектра средств;
  3. обе практики и их различные «компоненты» направлены на работу с личностными проблемами клиента.

3. Различий этих практик и понятий отмечают гораздо больше и чаще. Это особенно важно на этапе обучения консультированию и/или психотерапии. Однако когда мы имеем дело с высокими уровнями профессиональных достижений, то различия существенно нивелируются. В обеих ситуациях отмечается, что инструментом специалиста является его личность. И именно эта личность, ее способность к помогающему и развивающему диалогу, определяет масштаб и название того, что происходит между людьми, включенными в диалог как великолепный и непредсказуемый хаос человеческих отношений, моделей поведения, мыслей и переживаний.

Психотерапевт создает безопасную атмосферу общения, в которой пациент может свободно говорить о переживаниях, тяготящих его и окружающих, и открыто выражать свои чувства. Современные, наиболее эффективные методы индивидуальной психотерапии осуществляются на основе формирования терапевтического союза.

Таблица 1 Цели современных форм психотерапии и ее эффекты

Тип цели

Примеры

Цели для сеанса: конкретные и краткосрочные

Углубление самоэксплорации (самоисследования, самообъяснения).
Уменьшение страха при обсуждении «запретных» и «опасных» тем.
Соблюдение инструкций при выполнении рекомендаций психотерапевта

Виды и техники психологического консультирования.

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

Прежде всего, выделим так называемое индивидувльноепсихологическое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования – семейноеконсультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других.

Третий вид консультирования – психолого-педагогическоеконсультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования – деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.

Каждый из перечисленных видов психологического консультирования в чем-то сходен с другими, например в том, что одинаковые по своей психологической трактовке проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных ситуациях. Но вместе с тем в каждом из названных видов психологического консультирования есть свои особенности. Обсудим их.

Инндивидуальное консультирование обычно требует закрытых от посторонних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиента, доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так как напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и, как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длительного периода решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Семейное консультирование в свою очередь требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно – на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут успешно заниматься люди, которые не имеют или не имели семьи. Как вполне вероятное можно допустить и обратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли сможет стать человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить семью, но ему это сделать не удалось. Его личный опыт если и может оказаться в чем-то полезным другим людям, то скорее всего в отрицательном плане. Вместе с тем надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт необходим для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно делать для того, чтобы сохранить семью и наладить внутрисемейные взаимоотношения. Однако из этого правила могут быть, наверное, исключения. В психологической практике известно немало случаев, когда психологами-консультантами по семейным вопросам – и неплохими – становились люди, сами неоднократно потерпевшие неудачи в семейной жизни.

Психолого-педагогическое консультирование в свою очередь предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами по психолого-педагогическим вопросам обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

То же самое, что только что было сказано относительно психолого-педагогического консультирования, касается и делового консультирования. Наиболее успешно им могут заниматься люди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в которой они собираются вести психологическое консультирование.

Виды консультирования

Виды психологического консультирования

Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности).

1. Индивидуальное консультирование:

  • экстренная психологическая помощь в экстренных ситуациях (телефон доверия)
  • индивидуальная психолого-педагогическая помощь
  • индивидуальное психологическое консультирование
  • катарсическая психотерапия
  • психоанализ

2. Семейное консультирование:

  • тренинг эффективности родителя
  • поведенческая терапия
  • коллаборативная терапия (терапия совместного проживания – Спок)

3. Групповое консультирование:

  • ролевой и коммуникативный тренинг
  • психодрама
  • тренинг сензитивности (эмпатии)
  • группы встреч
  • разъяснительная психотерапия (лекции)
  • телесно-ориентированные тренинги
  • арт-терапия
  • тренинг делового общения
  • групп-анализ

В Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д.Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:

1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling). Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии. Рассмотрим подробнее некоторые техники решение-ориентированного психологического консультирования. Активация ресурсов, поиск их у клиента осуществляются с помощью вопросов или цепочек вопросов. Поиск ресурсов может быть ориентирован на прошлое («Что раньше помогало Вам преодолевать подобные проблемы?», «Как такие проблемы решали Ваши родственники, знакомые?»), на настоящее («Что сейчас помогает Вам решать проблему хотя бы временно?») и на будущее («Кто или что могло бы Вам помочь в разрешении проблемы?»).

Психологическое консультирование. Виды и методы психологического консультирования

Психологическое консультирование – вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении психологических трудностей, неадаптивных способов поведения, с тем, чтобы клиент мог решить психологические проблемы, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и других ситуациях. Консультирование – это помощь человеку в исследовании его проблем, прояснении конфликтов, поиске новых способов овладения ситуацией. Консультирование имеет место тогда, когда психолог пытается изменить или улучшить ситуацию, но непосредственно не управляет процессом изменения. Теоретической основой психологического консультирования служит консультативная психология. Консультативная психология – отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии. Она исходит из того, что в ходе специально структурированного общения между психологом-консультантом и клиентом могут быть найдены объяснения причин, вызывающих психологические проблемы и найдены методы, позволяющие клиенту более умело решать свои внутренние и межличностные проблемы.

Существует много видов психологического консультирования: клиническое, управленческое, организационное, педагогическое и т.д. в зависимости от того, в какой области практики люди нуждаются в совете психолога. Английский психолог М.Херберт пишет, что консультанта «вы можете встретить в школах, промышленных предприятиях, больницах, социальных службах; существуют консультанты по вопросам брака, развода, острой утраты; осуществляется консультирование родителей, студентов, пенсионеров».

Предоставление обратной информации подчиняется определенным правилам: желательно упоминать конкретные действия клиента; говорить о чувствах, которые вызывают его действия; учитывать как положительные, так и негативные последствия поведения клиента; адресоваться к тем свойствам личности клиента, которые находятся в его власти.

Установлено, что предоставление обратной информации в виде оценок, советов и запретов, а также указание на глобальные свойства личности, категоричность суждений существенно затрудняют процесс консультирования и могут его прервать.

Параллельно осуществляется обучение правильному отношению к обратной информации.
В свою очередь психолог должен быть профессионально чувствителен к сигналам обратной информации, которые подает ему клиент.

Следующий метод консультирования – интерпретация. Это новое, альтернативное представление ситуации клиента на основе теории или личного опыта психолога. Интерпретация может иметь вид комментария – трактовки в новом свете сказанного или продемонстрированного клиентом, а также того, что было выявлено с помощью диагностических методик и процедур в процессе общения.
Интерпретация является основой других методов консультирования. Она способствует также изменению настроения и поведения клиента. В некоторых случаях интерпретация применяется с целью снизить тревогу клиента, превращая симптом из непонятного для него препятствия в установленную задачу, которую можно и надо решать.

В ходе интерпретации проясняются причинно-следственные связи между переживаниями и действиями, мыслями и чувствами, между отношением к людям и их реакциями. При этом используются аналогии, образы и метафоры, которые стимулируют творчество клиента, самостоятельный поиск способов решения психологической задачи.
Обоснованность и убедительность интерпретации повышается, если она использует систематизированные и теоретически выверенные аргументы и результаты диагностического исследования.

Для того, чтобы интерпретация была понятна клиенту, она должна опираться на его слова, мысли и переживания, связываться с тем, что он уже знает. Уместно побуждение клиента к самостоятельной интерпретации фактов, мыслей и чувств.

Интерпретация базируется на потребности людей в рационализации собственных действий, важно только, чтобы эта умственная работа выполнялась клиентами: «Я сам высказал такое мнение, так что я должен поверить в него. Я должен верить, что я сделал это для осуществления определенной цели».
Важным методом консультирования является правдоподобное объяснение причин и предложение возможных решений проблемы. Предложение возможных решений – основное требование эффективного консультирования. Среди многих причин, объясняющих, почему люди обращаются за помощью, две встречаются наиболее часто. Люди или не понимают проблемы и ее причин, или не могут найти решения (иногда они видят решение, но не способны его принять). Система консультирования обладает механизмом для того, чтобы направить клиента на выбор правильного мнения.

Даже в тех случаях, когда позиция недирективности консультанта является всесторонне обоснованной, клиент обращается к нему за объяснениями и возможными решениями. Если на стадии назревания решения нет уверенности в том, что клиент может прийти к собственному заключению, следует преподнести его клиенту доступным образом.

Совет – это предложение решения или действий, ведущих к этому решению. Чем больше в нем нуждаются, тем лучше его воспринимают. Есть правило: когда клиент просит совета, следует совет дать. Когда нет – промолчать. «Если клиент требует от вас решения проблемы, объясните ему, что вы не находитесь на его месте и что только он сам может принять единственно правильное решение. Если же клиент настаивает, честно поделитесь своим мнением, делая основной упор на то, что вы – не он. Если ваш совет поможет клиенту и вдохновит его, дайте ему совет»1.
Было бы наивным верить в то, что клиенты готовы слепо воспринять точку зрения консультанта без всяких возражений и детального переосмысления. Они ищут понимания и такого решения проблемы, которое нужно им самим. Клиентам мнение психолога необходимо в качестве отправной точки в собственном поиске рационального решения.

Однако не все решения являются приемлемыми. Для того чтобы решение было действенным, оно должно предлагать клиенту лучшую философию жизни, в сравнении с той, которую он принес на консультирование.

Дата добавления: 2015-06-15 ; просмотров: 660 . Нарушение авторских прав

Базовые техники психологического консультирования

Под техникой психологического консультирования понимаются специальные приемы, которые психолог-консультант, действуя в рамках тех или иных процедур консультирования, использует для выполнения этих процедур на каждом из этапов психологического консультирования. Поскольку данные этапы и процедуры мы уже

рассматривали в предыдущей главе, можно непосредственно приступить к подробному описанию связанной с ними техники психологического консультирования.

Эта техника может быть универсальной, одинаково успешно применимой на каждом этапе психологического консультирования, и специфической, более подходящей для того или иного, частного этапа психологического консультирования.

.Вопросы. Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса в рамках беседы. Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»). Например: «Сколько Вам лет?», «Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?», «Сколько раз случались с вами припадки гнева?» и т.п. Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства. Р.С.Немов отмечает: «Открытые вопросы расширяют и углубляют контакт; закрытые вопросы ограничивают его. Первые широко распахивают двери хорошим отношениям, вторые обычно оставляют их закрытыми».

Ободрение и успокаивание . Эти техники очень важны для создания и укрепления консультативного контакта. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Ободрение выражает поддержку — основу консультативного контакта. Атмосфера поддержки, в которой клиент чувствует себя свободно, позволяет исследовать возбуждающие тревогу аспекты самости, что особенно рекомендуется в ориентированном на клиента консультировании. Другим важным компонентом поддержки клиента является успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты самости, испытывая новые способы поведения. Это тоже короткие фразы консультанта, выражающие согласие: «Очень хорошо», «Не волнуйтесь из-за этого», «Вы поступили правильно», «Время от времени каждый чувствует себя так же», «Вы правы», «Это будет нелегко», «Я не уверен, однако думаю, что Вы можете попытаться», «Я знаю, что будет тяжело, но Вы не только можете, но и обязаны это сделать» и т.д.

Отражение содержания: перефразирование и обобщение. Чтобы отражать содержание признаний клиента, необходимо перефразировать его высказывания или обобщить несколько высказываний. Клиент таким образом убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает и клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках. Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультирования, потому что побуждает клиента более открыто обсуждать свои проблемы. Однако, с другой стороны, оно недостаточно углубляет беседу Хорошо перефразированная мысль клиента становится короче, яснее, конкретнее, а это помогает клиенту самому понять, что он хотел сказать.

В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания. Обобщение помогает клиенту систематизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует соблюдению последовательности консультирования.

Отражение чувств . Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях. В консультировании важно не только отражение чувств, но и обобщение их. Оно позволяет определить эмоциональный тон беседы, синтезировать эмоциональные аспекты опыта клиента.

Предоставление информации . Цели консультирования достигаются также посредством предоставления клиенту информации: консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем. Информация, как правило, связана с процессом консультирования, поведением консультанта или условиями консультирования (место и время встреч, оплата и т. п.). Ни в коем случае нельзя превращать вопросы в шутку и отвечать бессвязно или вообще уходить от ответа. Ведь за вопросами скрыты личные проблемы клиентов с сопутствующими тревогами и страхами. Желательно проявлять компетентность и избегать упрощений, чтобы не утратить доверия клиентов и не увеличить их тревогу.

Интерпретация . Интерпретационные утверждения консультанта придают определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями. Содержание рассказа и переживаний клиента трансформируется в контексте разъяснительной системы, используемой консультантом. Такое преобразование помогает клиенту увидеть себя и свои жизненные трудности в новой перспективе и новым способом.

Конфронтация является сложной техникой, требующей от консультанта утонченности и опытности. Она часто воспринимается как обвинение, поэтому применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда клиент чувствует, что консультант понимает его и заботится о нем. Для правильного использования техники конфронтации важно знать и понимать ее ограничения. Использование конфронтации в консультировании должно быть обосновано определенными простыми правилами: необходимо тщательно охарактеризовать содержание неадекватного поведения клиента и его контекст, однако не стоит все высказывать одновременно; не следует забывать, что речь идет не о представлении анализа случая коллегам; необходимо подробно изложить клиенту и его близким последствия противоречивого поведения, в том числе в процессе консультирования; необходимо помочь клиенту найти способы преодоления его проблем.

Психологическая консультация

Что такое психологическая консультация

Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений.

Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение:

Психологическое консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений. Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования:

  • Психологическое консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек.
  • Психологическое консультирование — один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии.

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.

Спектр трудностей поистине широк:

  • трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения);
  • неустроенность личной жизни и неурядицы в семье;
  • плохая успеваемость в школе;
  • недостаток уверенности в себе и самоуважения;
  • мучительные колебания в принятии решений;
  • трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п.

В целом нужно сказать, что в поле зрения психологической консультации попадают самые разнообразные проблемы.

В разрезе данного аспекта необходимо упомянуть, что:

  • Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
  • Консультирование помогает обучаться новому поведению.
  • Консультирование способствует развитию личности.
  • В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
  • Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии.

Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления:

  • каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
  • каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
  • каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

3. Виды психологического консультирования

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и обращаются за помощью по различным проблемам, то психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются за психологической помощью.

Выделяют следующие виды психологического консультирования:

  • Интимно-личностное консультирование;
  • Семейное консультирование;
  • Психолого-педагогическое, психолого-управленческое консультирование;
  • Деловое консультирование.

Интимно-личностное консультирование осуществляется по проблемам психологических или поведенческих недостатков, от которых хотел бы избавиться клиент; личностных взаимоотношений со значимыми людьми по поводу разнообразных страхов, неудач, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями.

К семейному консультированию прибегают при выборе супруга, с целью предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками, по поводу решения текущих внутрисемейных проблем (распределение обязанностей, экономические вопросы семьи и т.д.), до и после развода.

Психолого-педагогическое консультирование предусматривает обсуждение консультантом и клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической квалификации взрослых, совершенствования педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами.

Последний вид консультирования следует отличать от рекомендаций, предоставляемых учителям, ученикам, родителям, администрации и т.д., сущность которых сводится к тому, что психолог советует прибегать к конкретным действиям, изменениям поведения, отношений с целью влияния на других участников учебно-воспитательного процесса. На это указывают Г. С. Абрамова, М. П. Матвеева и др.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Деловым называется консультирование, связанное с преодолением людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров.

3а продолжительностью сотрудничества психолога и клиента различают:

  • Разовую консультацию. Это консультация, продолжительностью 45-60 мин. Она проводится в случаях, когда клиент обратился к психологу по поводу проблемы, с которой ему, прежде всего, нужна помощь других специалистов; когда психолог информирует клиента по вопросам, входящим в его компетентность, когда клиент обращается к психологу за поддержкой решения, которое он собирается принять в отношении определенной жизненной ситуации; когда клиент вдруг прийти не может;
  • Краткосрочное консультирование. Длится на протяжении 3-4 встреч. Чаще всего проводится в случаях, когда клиент нуждается в консультации просветительско-рекомендательного характера или с диагностической целью;
  • Среднесрочное консультирование. В течение 10-15 встреч осуществляется значительная психокоррекционная работа;
  • Длительное консультирование. Психолог работает с клиентом в течение года.

Проведение психологического консультирования выдвигает ряд требований к психологу-консультанту. Так, в частности, человек, который занимается психологическим консультированием, должно иметь высшее психологическое образование, достаточный практический опыт работы в качестве психолога-консультанта, подтвержденный соответствующими сертификатами.

Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен быть наделен рядом специальных личностных качеств: любить людей, быть проницательным, хорошим, терпеливым, ответственным и коммуникабельным. Р.Мей отмечал, что главное у психолога-консультанта — это «доброжелательность и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности».

Техники психологического консультирования

Психологическое консультирование направленно на решение различного рода психологических проблем, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа, в ходе которой психолог использует специальные приемы и техники. Условно такую беседу можно разделить на четыре этапа: 1) знакомство и начало беседы; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие; 4) завершение беседы. На каждом из этапов применяются различные техники психологического консультирвания, вот некоторые из них:

1. Эмпатия – это установление позитивной психологической связи между психологом и клиентом (через телесные, эмоциональные и вербальные средства).

Функции: предрасположение клиента к себе; снятие напряжения; достижение раскованности клиента; обеспечение доверительных отношений.

Применяется: с момента взаимодействия с клиентом; для разрядки напряжения; для достижения доверия со стороны клиента.

2. Открытый вопрос – это вопрос, дающий возможность сосредоточить внимание клиента на определенном аспекте его опыта, задать направление определенному отрезку беседы.

Функции: углубление, расширение информации клиента (открытый вопрос часто начинается со слов «что», «почему», «как» и служит для сбора информации).

Применяется как средство сбора интересующей информации, уточнения или исследования опыта клиента, а также выяснение основных фактов, облегчающих разговор.

3. Отражение чувств – это отзеркаливание вербально или невербально выраженных клиентом эмоций (пережитых в прошлом, переживаемых в настоящий момент или предполагаемых в будущем) с целью их отреагирования, осмысления.

Функции: поощрение непосредственно выраженных чувств; усиление, углубление полноты контакта клиента, чтобы он чувствовал то, что говорит в данный момент.

Применяется когда есть необходимость в раскрытии чувств клиента, усилении эмпатии и взаимного доверия.

4. Невербальное воздействие – это такая форма самовыражения, которая опирается не на слова и другие речевые символы, а на телодвижения, мимику, пантомимику, вздохи.

Функция: воздействие на бессознательные установки, диспозиции бессловесным подтверждением или отражение мыслей клиента.

Применяется: для усиления или уменьшения эффекта сообщения; при необходимости создания противоречия между сообщением и невербальным действием.

Опытный психолог применяет их при воздействии на бессознательные установки, на жесты и слова собеседника (следует отвечать подчеркнуто продуманно, оставляя себе время для оценки происходящего и принятия решения).

5. Активное слушание – это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе («угу», «да-да», «интересно»), подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Функции: уточнение (как, когда); повторение ключевых слов ради поддержки; изредка подхватывание и продолжение хода основной мысли собеседника (двумя-тремя словами); сообщение о своем восприятии.

Применяется во время всего сеанса.

6. Поддержка – это средство для поддержания изложения клиентом собственной истории, для подтверждения высказанных им мыслей, чувств.

Функции: поощрение, демонстрация, признание, подтверждение и понимание сказанного клиентом.

Применяется с тем, чтобы показать клиенту свою включенность в беседу, усилить эмпатию.

7. Зеркальное отражение – это приём, заключающийся в незаметном для клиента имитировании его мимики, жестов, пантомимики, повторении его тона, интонации, высказываний.

Функция: усиление эмпатии, расположения к консультанту.

Применяется в моменты исповеди клиента, когда клиент бросает мимолетные взгляды на консультанта или делает акцент на отдельные слова-таинства.

8. Рефлексивное слушание – это стиль ведения беседы, который предполагает активное речевое взаимодействие психолога и респондента; в определенном смысле – переживание вместе с клиентом.

Функции: выяснение (использование уточняющих вопросов); перефразирование (формулировка высказанного клиентом своими словами); словесное отражение психологом чувств клиента.

Применяется для осуществления точного контроля над правильностью восприятия полученной от клиента информации.

9. Фокусирование – это подведение клиента к разговору по одной узкой проблеме, от которой зависит глубина проработки и продуктивность консультирования.

Функции: сосредоточение клиента на значимой проблеме; предупреждение отвлечений; углубление взгляда клиента на свои проблемы.

Применяется: когда запутался сам консультант; когда запутался клиент; при работе с рассеянным клиентом; при неясности каких-либо деталей в информации, предоставленной клиентом.

10. Информация – это предоставление выверенных опытом знаний в форме объяснений, изложения фактов или мнений либо по собственной воле, либо в ответ на вопросы клиента. Может быть в виде ссылки на авторитеты, произведения, мифологии.

Функции: выяснение скрытых за вопросом тревог, ожиданий и желаний; расширение взгляда, кругозора; увеличение психологического поля поиска ответов.

Применяется, когда клиент ищет ответы на волнующие его вопросы, просит дать ту или иную информацию, также при отсутствии достаточного знания или ложном понимании чего-либо.

11. Поощрение – это подтверждение высказанного клиентом в целях поддержания его действий, поступков и поведения.

Функция: эмоциональное и словесное поощрения создают у клиента ощущение, что консультант стремится понять и прочувствовать то, что было им выражено.

Способ применения: повторение последних слов или ключевой фразы клиента является чем-то вроде незаконченного предложения, которое побуждает клиента к его завершению. При выборе слов для повторения большое значение имеет положительная интонация, отражающая эмоциональный оттенок сообщения клиента.

12. Совет – это высказывание клиенту собственного мнения, основанного на своем видении ситуации; предложение клиенту сделать или не сделать что-либо.

Главная функция – подталкивание, побуждение к поиску новых вариантов решения проблемы.

Применяется при заключениях, вытекающих из определения проблемы и анализа её основных компонентов, продиктованных ожиданиями и потребностями клиента с учётом существующих возможностей.

При советах, рекомендациях всегда стоит помнить о том, что совет может иметь негативные последствия: тормозить мышление, сужать видение; способствовать избежанию ответственности клиентом. Рекомендуется применять в исключительных случаях, когда клиент не в состоянии решать проблему самостоятельно даже при помощи консультанта.

13. Самораскрытие – это эмоциональная вовлеченность, открытость и искренность не только клиента, но и самого консультанта; обмен личным опытом и переживаниями, реакция на чувства клиента «здесь и теперь».

Функции: создание атмосферы безопасности; усиление взаимного доверия.

Применяется для того, чтобы самораскрытие было уместным и служило интересам клиента. Говоря о своих чувствах, консультант дает пример открытости в общении, приглашая клиента к более откровенной беседе.

14. Побуждение к рефлексии – это побуждение клиента к самопереживанию, самоанализу своих чувств, эмоций посредством поощрения диалога с самим собой.

Функции: обучение клиента способности самоанализа; провокация инсайтов.

Применяется: при увлечении клиента внешними факторами; когда выполнено присоединение, построено доверие, клиент готов «внимать» терапевту.

15. Обратная связь – это обращение внимания клиента на проявления его поведения, помогающее ему узнать, как другие люди воспринимают его, как они реагируют на его поведение.

Функции: помощь клиенту в осознании им необходимости коррекции своего поведения; усиление и обеспечение самовосприятия; предоставление клиенту свободы выбора; побуждение клиента к исследованию самого себя; уменьшение потребности клиента в защите.

Применяется: когда клиент в своих симптомах всегда обвиняет весь окружающий мир, только не себя; при нарушении адекватного самовосприятия клиента.

16. Пересказ – это повторение содержания мыслей клиента с использованием ключевых слов из его речи.

Функции: активизирование обсуждения; повышение уровня понимания.

Применяется для того, чтобы клиент сам задумался над своим положением, ситуацией (погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы).

17. Свободная ассоциация – это прием, обеспечивающий свободное и откровенное высказывание мыслей, чувств клиентом без попытки при этом сосредоточиться, отправляясь либо от какого-то слова, числа, образа сновидения, представления, либо самопроизвольно.

Функции: познание бессознательного через ассоциативное мышление; получение информации о психических процессах и явлениях и применение полученной информации для коррекции и лечения функциональных расстройств психики; осознание пациентами причин, источников и характера своих проблем.

Применяется при выяснении вытесненных травм, страданий, пережитых ужасов, когда они вытеснены и забыты напрочь (применяется в психоанализе и гипнотерапии).

18. Директива – это указание с целью вовлечения клиента в процесс исследования собственных чувств или поведения. Может быть в виде рекомендации по изменению действий, поступков, явно противоречащей здравому смыслу.

Функции: побуждение к действию, поступку, изменению отношения и представления – достижение желаемого сообщения, действия со стороны клиента (предполагается, что клиент выполнит указ, предписание).

Применяется: при необходимости формирования конкретной установки; при необходимости клиенту предпринять нужные действия, поступки; при необходимости выполнения домашнего задания.

19. Конфронтация – это обращение внимания клиента на то, что он чего-то избегает; выявление и демонстрация противоречий или расхождений между различными элементами его психического опыта;

Функции: отсоединение психолога от логики, мыслей клиента; отсоединение от мыслей, нежелательного акта, действий клиента; противостояние сопротивлению и невротическим уловкам клиента; вызов, призыв пациенту стать более гибким, интегрированным.

Применяется как средство выявления и демонстрации противоречий в поведении, мыслях, чувствах клиента (или между ними); при сопротивлениях клиента, при неверном понимании и толковании чего-либо.

20. Интерпретация – это процесс придания дополнительного значения тем или иным внутренним переживаниям клиента или внешним условиям и событиям, углубление их или новое объяснение.

Функции: связывание между собой разрозненных идей, эмоциональных реакций и поступков; выстраивание определенной причинной связи между психическими явлениями, поступками.

Применяется: при необходимости альтернативного видения реальности клиентом, изменения его настроения или поведения; при необходимости показать логическую последовательность и причинно-следственные связи.

21. Резюме – это сжатое повторение основных мыслей и чувств клиента, а также подведение итогов беседы.

Функции: прояснение того, что психолог и клиент добились в ходе беседы; закругление затянувшейся беседы; перенос обобщения из интервью в реальную жизнь; пояснение направления работы.

Применяется: при исповедях, продолжительных беседах; при необходимости выстраивания фрагментов разговора в смысловое единство; для придания клиенту уверенности в точном восприятии его сообщения; при необходимости конфронтации.

22. Поиск альтернатив – это рассуждения о вариациях разрешения проблемы путём оценки эффективности каждой альтернативы.

Функции: расширение взгляда клиента на проблему; обучение клиента сравнению и оценке возможных путей разрешения проблемы.

Применяется: если клиент запутался в ценностях и целях действий; при затруднениях клиента в выборе средств достижения целей; если клиент не видит путей разрешения проблем.

Всех рассмотренные техники имеют свою значимость при уместном и своевременном их применении.

Литература: Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 1994.; Бутенко Г.П. Практическая консультативная психология // Вопросы психологии. — 1988. — № 1.; Копьев А.Ф. Особенности индивидуального психологического консультирования как диалогического общения. — М., 1991.

Источники


  1. Биркгофф, Г. Математика и психология / Г. Биркгофф. — М.: [не указано], 2016. — 971 c.

  2. Сытин, Георгий Освобождение от иллюзий. Мысли, творящие женское счастье. Мысли, творящие красоту и молодость женщины (комплект из 3 книг) / Георгий Сытин , Матвеева Наталья. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 992 c.

  3. Дитрих, фон Гильдебранд Метафизика любви / Дитрих фон Гильдебранд. — М.: Алетейя, Ступени, 2007. — 630 c.
  4. Любовь знаменитых женщин (комплект из 3 книг). — Москва: Наука, 2014. — 960 c.
Психологическое консультирование – виды и техники
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Стоит ли сохранять семью на грани развода и как это сделать

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here