Когнитивная психотерапия

Сегодня мы рассмотрим тему: "Когнитивная психотерапия" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Когнитивная психотерапия

Когнитивная психотерапия — психотерапевтический метод, направленный на улучшение личностной и социальной адаптации клиента через осознание и коррекцию неадаптивных мыслительных схем (убеждений). Когнитивные психотерапевты исходят в своей работе из принципа: поняв то, как человек воспринимает и обрабатывает информацию, можно определить, почему он сталкивается с конкретными психологическими проблемами. А изменив привычный образ мыслей, эти проблемы разрешить. Создатель метода Арон Бек (Aaron Beck, 1921) считал: психологические проблемы возникают из-за того, что мы делаем неверные умозаключения, которые могут сильно искажать реальные события. При этом человек не только воспринимает и оценивает ситуацию, но и мысленно постоянно комментирует то, о чем думает, что чувствует. Такие комментарии Бек называл «автоматическими мыслями» и считал, что они также могут быть источником наших переживаний и неадекватного поведения.

На сеансе когнитивной психотерапии пациент вместе с терапевтом исследует, при каких обстоятельствах проявляется проблема, как возникают «автоматические мысли» и как они влияют на его представления, переживания и поведение. Он учится смягчать свои жесткие убеждения, видеть разные грани проблемной ситуации. Цель когнитивной психотерапии – помочь человеку освободиться от мешающих ему стереотипов мышления (которые зачастую формируются в раннем детстве). Задача терапии в том, чтобы научить человека понимать, как он интерпретирует ситуацию, что замечает, а что игнорирует, почему такая оценка вызывает у него определенные чувства и действия.

Главные представители направления: Арон Бек (Aaron Beck), Альберт Эллис (Albert Ellis), Джордж Келли (George Kelly).

При составлении словарной статьи использовались данные из Большого психологического словаря под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко

Когнитивная психотерапия

Психология имеет на сегодняшний день широкий интерес среди простых людей. Однако настоящие техники и упражнения проводятся специалистами, которые разбираются в том, для чего они применяют все методы. Одним из направлений при работе с клиентом является когнитивная психотерапия. Об ее особенностях пойдет речь в данной статье в интернет-журнале psytheater.com.

Специалисты когнитивной психотерапии рассматривают человека как индивидуальную личность, которая формирует свою жизнь в зависимости от того, на что обращает внимание, как смотрит на мир, как интерпретирует те или иные события. Мир для всех людей одинаков, однако то, что о нем думают сами люди, может в различных мнениях отличаться.

Чтобы познать, почему с человеком происходят те или иные события, ощущения, переживания, необходимо разобраться с его представлениями, мироощущением, взглядами и рассуждениями. Этим и занимаются когнитивные психологи.

Когнитивная психотерапия помогает человеку разобраться со своими личностными проблемами. Это могут быть индивидуальные переживания или ситуации: проблемы в семье или на работе, неуверенность в себе, заниженная самооценка и пр. Она применяется при устранении стрессовых переживаний в результате катастроф, насилия, войн. Может применяться как индивидуально, так и при работе с семьями.

Что такое когнитивная психотерапия?

В психологии используется множество методик по тому, как помочь клиенту. Одним из таких направлений является когнитивная психотерапия. Что это такое? Это целенаправленная, структурированная, директивная, кратковременная беседа, направленная на трансформацию внутреннего «Я» человека, что проявляется в ощущении данных трансформаций и новых моделях поведения.

Вот почему нередко можно встретить такое название, как когнитивно-поведенческая терапия, где человек не только рассматривает свою ситуацию, изучает ее составляющие, выдвигает новые идеи по изменению себя, но и практикуется в совершении новых действий, которые будут поддерживать новые качества и характеристики, которые он в себе развивает.

Когнитивно-поведенческая психотерапия выполняет множество полезных функций, которые помогают здоровым людям в преобразовании собственной жизни:

  1. Во-первых, человека обучают реалистичному восприятию тех событий, которые с ним происходят. Многие проблемы берутся из того, что человек искаженно интерпретирует происходящие с ним события. Вместе с психотерапевтом человек заново интерпретирует произошедшее, теперь уже имея возможность увидеть, где происходит искажение. Вместе с выработкой адекватного поведения происходит преобразование поступков, которые становятся сообразными ситуациям.
  2. Во-вторых, можно изменить свое будущее. Оно зависит исключительно от тех решений и поступков, которые человек совершает. При изменении поведения можно изменить все свое будущее.
  3. В-третьих, выработка новых моделей поведения. Здесь психотерапевт не только трансформирует личность, но и поддерживает ее в этих преображениях.
  4. В-четвертых, закрепление результата. Чтобы положительный итог существовал, нужно уметь его поддерживать и сохранять.

В когнитивной психотерапии используется множество методик, упражнений и техник, которые применяются на разных стадиях. Они идеально сочетаются с другими направлениями в психотерапии, дополняя или заменяя их. Таким образом, психотерапевт может использовать несколько направлений одновременно, если это поможет в достижении цели.

Когнитивная психотерапия Бека

Одно из направлений в психотерапии носит название когнитивная терапия, основоположником которой стал Аарон Бек. Именно он создал идею, которая является главной во всей когнитивной психотерапии – возникающие проблемы в жизни человека являются неправильным мировоззрением и установками.

В жизни каждого индивида случаются различные события. Многое зависит от того, как человек воспринимает посылы внешних обстоятельств. Возникающие мысли носят определенный характер, провоцируя соответствующие эмоции и, как следствие, действия, которые человек совершает.

Аарон Бек считал не мир плохим, а взгляды людей на мир негативными и неправильными. Они-то и формируют те эмоции, которые окружающие испытывают, и действия, которые потом совершаются. Именно действия влияют на то, как дальше разворачиваются события в жизни каждого человека.

Психическая патология, по мнению Бека, возникает, когда человек искажает внешние обстоятельства в собственном сознании. Примером может послужить работа с людьми, которые страдали от депрессии. Аарон Бек выяснил, что у всех депрессивных лиц отмечались следующие мысли: неадекватность, безысходность и пораженческий настрой. Таким образом, Бек вывел идею, что депрессивное состояние возникает у тех, кто постигает мир через 3 категории:

  1. Безысходность, когда человек видит свое будущее исключительно в мрачных красках.
  2. Отрицательный взор, когда индивид воспринимает происходящие обстоятельства исключительно с негативной точки зрения, хотя у некоторых людей они могут вызывать удовольствие.
  3. Сниженное чувство собственного достоинства, когда личность воспринимает себя беспомощным, никчемным, несостоятельным.

Механизмами, которые помогают в исправлении когнитивных установок, являются самоконтроль, ролевые игры, домашние задания, моделирование и пр.

Аарон Бек работал вместе с Фрименом в большинстве своем в отношении лиц с расстройствами личности. Они были убеждены, что каждое расстройство является следствием определенных воззрений и стратегий. Если выявить за людьми с конкретным расстройством личности мысли, шаблоны, автоматически возникающие в голове паттерны и поступки, то можно скорректировать их, трансформировав личность. Это можно сделать путем вторичного прохождения через травмирующие ситуации или применения воображения.

В психотерапевтической практике Бек и Фримен считали важным дружескую обстановку между клиентом и специалистом. У клиента не должно быть сопротивления в отношении того, что делает психотерапевт.

Конечная цель когнитивной психотерапии – это выявление деструктивных мыслей и трансформация личности за счет устранения их. Важным является не то, что думает клиент, а то, как он думает, рассуждает, какими мысленными шаблонами пользуется. Их и следует трансформировать.

Методы когнитивной психотерапии

Поскольку проблемы человека являются следствием его неправильного восприятия происходящего, умозаключений и автоматических мыслей, над обоснованностью которых он даже не задумывается, то методами когнитивной психотерапии являются:

  • Воображение.
  • Борьба с негативными мыслями.
  • Вторичное переживание детских травмирующих ситуаций.
  • Нахождение альтернативных стратегий восприятия проблемы.
Читайте так же:  Как научиться говорить нет

Многое зависит от эмоционального опыта, который человек пережил. Когнитивная терапия помогает в забывании или научении нового. Таким образом, каждому клиенту предлагается трансформировать старые схемы поведения и выработать у себя новые. Здесь используется не только теоретический подход, когда человек изучает ситуацию, но и поведенческий, когда поощряется практика совершения новых действий.

Психотерапевт направляет все силы на выявление и изменение негативных трактовок ситуации, которыми пользуется клиент. Так, в депрессивном состоянии люди часто говорят о том, как было хорошо в прошлом и чего они уже не могут испытать в настоящем. Психотерапевт предлагает найти другие примеры из жизни, когда подобные идеи не действовали, вспомнить обо всех победах над собственной депрессией.

Таким образом, основной методикой является распознавание негативных мыслей и видоизменение их на другие, которые помогают в решении проблем.

Используя метод нахождения альтернативных способов действования в стрессовой ситуации, акцент ставится на том, что человек является обычным и несовершенным существом. Для решения проблемы не обязательно победить. Можно просто попробовать свои силы для решения задачи, которая кажется проблемной, принять вызов, не бояться действовать, пробовать. Это принесет больше результатов, нежели желание обязательно победить с первого раза.

Упражнения когнитивной психотерапии

То, как человек мыслит, влияет на то, что он чувствует, как к себе и окружающим относится, какие решения принимает и поступки совершает. Одну ситуацию люди по-разному воспринимают. Если выделяется всего лишь одна грань, то это значительно обедняет жизнь человека, который не может быть гибок в своем мышлении и совершаемых поступках. Вот почему эффективными становятся упражнения когнитивной психотерапии.

Их существует большое количество. Все они могут выглядеть в качестве домашних заданий, когда человек закрепляет в условиях реальной жизни новые навыки, полученные и выработанные на сеансах с психотерапевтом.

Всех людей с детства приучают к однозначному мышлению. Например, «Если у меня ничего не получается, значит, я неудачник». На самом деле такое мышление ограничивает поведение человека, который теперь даже не собирается предпринимать попыток опровергнуть ее.

Упражнение «Пятая колонка».

  • В первую колонку на листке бумаги запишите ситуацию, которая является для вас проблемной.
  • Во вторую колонку запишите чувства и эмоции, которые у вас возникают в данной ситуации.
  • В третью колонку запишите «автоматические мысли», которые часто промелькают у вас в голове в данной ситуации.
  • В четвертой колонке обозначьте, на основе каких убеждений у вас промелькают такие «автоматические мысли». Какими установками вы руководствуетесь, из-за чего подобным образом думаете?
  • В пятой колонке пропишите мысли, убеждения, установки, положительные высказывания, которые опровергают идеи из четвертой колонки.

Рекомендуется в дальнейшем пользоваться идеями из пятой колонки, когда снова будет возникать стрессовая ситуация.

После выявления автоматических мыслей предлагается выполнить различные упражнения, где человек сможет изменить свои установки за счет совершения иных поступков, а не тех, которые он делал ранее. Затем предлагается в реальных условиях выполнить данные действия, чтобы посмотреть на то, какой результат будет достигнут.

Техники когнитивной психотерапии

При использовании когнитивной терапии на самом деле применяются три техники: когнитивная психотерапия Бека, рационально-эмотивная концепция Эллиса и реалистичная концепция Глассера. Клиент ментально рассуждает, совершает упражнения, экспериментирует, на уровне поведения закрепляет модели.

Когнитивная психотерапия направлена на обучение клиента следующему:

  • Выявление негативных автоматических мыслей.
  • Обнаружение связи между аффектами, знаниями и поступками.
  • Нахождение аргументов «за» и «против» автоматических мыслей.
  • Обучение выявлению негативных мыслей и установок, которые приводят к неправильному поведению и получению отрицательного опыта.

В большинстве своем человек ожидает негативного исхода событий. Вот почему у него возникают страхи, панические атаки, негативные эмоции, которые и заставляют его не действовать, убегать, отгораживаться. Когнитивная психотерапия помогает в выявлении установок и понимании того, как они влияют на поведение и жизнь самого человека. Во всех своих несчастьях индивид виновен сам, чего он не замечает и продолжает жить несчастно.

Можно воспользоваться услугами когнитивного психотерапевта даже здоровому человеку. Абсолютно у всех людей имеются какие-то личностные проблемы, с которыми он не может самостоятельно справиться. Итог нерешенных проблем – депрессии, неудовлетворенность жизнью, недовольство собой.

Если есть желание избавиться от несчастной жизни и негативных переживаний, тогда можно воспользоваться техниками, методиками и упражнениями когнитивной психотерапии, которая преображает жизнь людей, меняя ее.

[3]

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Методы когнитивной терапии широко используются в лечении различных расстройств в США и странах Европы. Уровень доверия и результативности данного подхода в лечении, подтверждается также оплатой данной терапии в рамках страхового случая, то есть страховые компании готовы оплачивать данную когнитивно-поведенческую терапию в счет страховых выплат.

Эффективность когнитивной терапии при депрессии подтверждена сотнями исследований. В состоянии депрессивных людей, которых лечат этим терапевтическим методом, происходят гораздо более заметные улучшения, чем у тех, кто получает плацебо или не лечится вообще. Примерно у 50—60 % наблюдается полное исчезновение симптомов. Ввиду этого всё больше терапевтов начинают следовать когнитивному подходу.

Исследования показывают равную эффективность когнитивной и интерперсональной психотерапии в сравнении с фармакотерапией. Когнитивно-поведенческая и интерперсональная терапия способны обеспечивать профилактику рецидивов вне острого периода в качестве поддерживающей терапии. При применении когнитивной терапии у больных депрессией менее вероятны рецидивы расстройства, чем при применении антидепрессантов, и обнаруживается устойчивость к истощению триптофана,предшественника серотонина.

В 2013 году в журнале The Lancet были опубликованы результаты исследования, показавшего, что у пациентов, которым не помогло лечение антидепрессантами, когнитивно-поведенческая терапия, используемая в дополнение к терапии данными препаратами, может уменьшить симптомы депрессии и способствовать улучшению качества жизни.

К сожалению в России данный вид терапии еще не приобрел свою должную популярность и распространенность. О причинах этого говорить сложно, но можно выделить определенные сложности в распространении данного вида терапии. В первую очередь на просторах психологической помощи можно встретить большой плюрализм взглядов и подходов, что среди большого многообразия методов, не дает возможности повышения популярности какого то одного. Во вторых данный вид терапии был разработан зарубежными учеными, а особенности менталитета и характер проблем в целом схожий, но имеющий свои особенности, не позволяющие полноценное применение этого метода. В третьих в основном каждый психолог определяет для себя несколько направлений в рамках которых, он осуществляет свою деятельность, при этом когнитивная терапия, а точнее её методы используются в качестве вспомогательных, нежели как единственное направление в терапии. В четвертых законодательство РФ не лицензирует деятельность психолога, это приводит к тому, что не появляется причин в освоении новых направлений в терапии или повышении квалификации психологов. В пятых когнитивно-поведенческая терапия ограничивает круг проблем и людей, с которыми она может работать.

Основоположником когнитивно-поведенеской (когнитивно-бихевиоральной) психотерапии является Аарон Бек. Изначально данный вид терапии был направлен на лечение депрессивных расстройств, но в дальнейшем его эффективность была эмпирически проверена и на других видах расстройств. Аарон Бек в начале 1960 годов в Университете Пенсильвании занимался терапией депрессивных больных. Он выявил схожий признак у всех больных депрессией — это было искажение восприятия внешнего мира и самого себя. В дальнейшем его терапия была направлена на изменение искаженного восприятия ( автоматического, иррационального) на адаптивное и рациональное восприятие себя и окружающего мира. Им была разработана модель А-В-С, суть которой заключалась в предположении , что А- травмирующее событие, которое ведет к тому что происходит изменение состояние человека -С, не происходит напрямую. Он предположил, что само травмирующее событие не вызывает изменение состояния человека, а вызывает появление «автоматической» мысли или убеждения -В, то есть само восприятие травмирующего события, а не оно само, влияет на изменение состояния человека. Таким образом он сделал вывод о том, что изменение восприятия травмирующего события (автоматические мысли, убеждения) приведет к изменению реакции на это событие -С.

Читайте так же:  Проблема бессмысленности существования что делать, если потерял смысл жизни

Аарон Бек определял когнитивно-поведенческую психотерапию, как директивный, активный, структурированный во времени подход. В современное время эти концепции были изучены, адаптированы и перетерпели различные изменения в рамках методов. При этом основной принцип когнитивно-поведенеской психотерапии остался прежним.

Известными учеными были разработаны другие формы когнитивной терапии. Особо следует отметить рационально-эмотивную терапию Альберта Эллиса (Ellis, 1962), когнитивно-поведенческую модификацию Дональда Мейченбаума (Meichenbaum, 1977), мультимодальную терапию Арнольда Лазаруса (Lazarus, 1976). Весомый вклад в развитие когнитивной терапии внесли мно­гие другие теоретики, включая Майкла Махони (1991), Витторио Гьюдано и Джованни Лиотти (1983). Исторические обзоры становления когнитивной терапии показывают, что она развивалась во многих направлениях (Arnkoff & Glass, 1992; Hollon & Beck, 1993). Из представителей Российских ученых можно выделить работы Сергея Харитонова, Холодной М.А.

Также немаловажным ученым, внесшим свой вклад в развитие когнитивно-поведенческой терапии является Альберт Эллис, который еще в 50-е годы, независимо от Аарона Бека, разрабатывал метод рационально-эмоциональной психотерапии. В своих исследованиях Эллис делал акцент на поиске универсальных для всех эмоциональных расстройств содержательных характеристик когнитивных процессов. В отличие от Эллиса, Бек в своих исследованиях пытался дифференцировать различные эмоциональные состояния на основе когниций. В результате подход Бека обладал большей конкретностью, ориентированностью на мишени терапии и индивидуальностью.

Терапевтический подход Аарона Бека вступил в конфронтацию с господствующим на тот момент психоаналитическим направлением в психотерапии. Основные труды Бека: «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» (1976), «Когнитивная терапия депрессии» (1979), «Когнитивная терапия личностных расстройств» (1990).

[2]

В применении когнитивно-поведенческой терапии можно выделить несколько основных целей её применения:

  1. Уменьшение или устранение симптомов расстройства
  2. Снижение вероятности возникновения рецидива
  3. Повышение эффективности фармакотерапии
  4. Решение психосоциальных проблем, то есть создание и закрепление более адаптивного поведения в социуме.
  5. Замена дезадаптивных (иррациональных ) убеждений на адаптивные (рациональные)

Основными преимуществами использования когнитивно-поведенческой терапии можно назвать:

  1. Краткосрочность, что объясняется мишенеориентированностью подхода при определенном виде расстройств.
  2. Технологиность, т.к. разработаны различные поэтапные действия при терапии определенных расстройств
  3. Научение клиента, происходит зачастую уже на первом сеансе при объяснении А-В-С модели и направлено на самонаблюдение
  4. Структурность, т.к. при проведении сессии происходит сопоставление различных аргументов, их структурирование, присвоение значимости, а также происходит создание схемы когнитивных проявлений клиента
  5. Терапия здесь и сейчас, в подходе не ставится акцент на повторное переживание произошедших травмирующих событий, т.к. работа ведется непосредственно с результатами самих этих событий, в результате которых были сформированы иррациональные убеждения.

На основе исследований зарубежных и отечественных ученых, можно сделать вывод о том, что когнитивно-поведенческая терапия требует от клиентов достаточного уровня рефлексии и интроспекции. Иными словами при использовании данного подхода, терапевт становится партнером для клиента, обучает его проводить самостоятельное исследование своих реакций. Клиент должен обладать способностью вести самонаблюдения, оценивать и «шкалировать» свое состояние. Данный подход в терапии направлен на проведение домашней работы по сбору данных для дальнейшего исследования и решения его проблем.

Основным направлением воздействия являются автоматические мысли и иррациональные убеждения клиента, которые были у него сформированы в процессе его жизни или в результате каких то событий. Не правильная интерпретация происходящего приводит к искажению восприятия а значит и создает сложности в жизни клиента. Также необходима наличие у клиента самокритичности, способности отыскать и подвергнуть рассмотрению и критике его иррациональные убеждения. В детском возрасте убеждения ещё только формируются, и при этом недостаточно осознанности в поведении и способности его оценить. В преклонном возрасте психика становится менее гибкой и зачастую признать свои убеждения неверными, представляется сложным. Все это дает нам сделать вывод о том, что эффективность когнитивно-поведенческой терапии прямым образом зависит от личности клиента, его возраста и способностей. Это также говорит о том, что в определенном состоянии клиент может не иметь возможности соответствовать критериям для эффективного проведения данного вида терапии.

Из названия когнитивно-поведенческая терапия следует, что работа ведется как в направлении когниций (убеждений) так и в направлении поведения клиента. Изначально подход был когнитивным, но в дальнейшем в данную методику интегрировали методы поведенческой терапии, что и привело этот вид терапии к нынешнему виду. В результате исследований в этом направлении были сделаны выводы, о том, что терапия направленная только на изменение поведение или только на проведение изменений в когнитивной сфере не дают такого результата, как их совместное использование. При этом уменьшается время получения результатов, а также количество рецидивов.

Когнитивная психотерапия

Когнитивная психотерапия — Психотерапевтический метод, направленный на распознавание и устранение несоответствия объективной реальности и основных ситуационных установок суицидента (его восприятие действительности). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под… … Большая психологическая энциклопедия

Когнитивная Психотерапия — психотерапевтический метод, разработанный А.Т. Беком (Beck A.T. Depression: Clinical, Experimental and theoretical Aspects , N.Y., 1967; Cognitive Therapy and Emotional … Психологический словарь

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — Основные положения К. п. были сформулированы Беком (Beck А. Т.) независимо от Эллиса (Ellis А.), который в 1950 е гг. разработал метод рационально эмоциональной психотерапии. Как самостоятельное направление К. п. сформировалась уже позже… … Психотерапевтическая энциклопедия

ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ ПСИХОЗАХ — Психотерапия, особенно адекватная в случае психогенных расстройств, прежде всего в групповых ее формах, применяется также при психических заболеваниях эндогенного характера. На значение психотерапии в лечении психозов указывали такие… … Психотерапевтическая энциклопедия

Когнитивная психология — См. также: Когнитивная психотерапия Когнитивная психология раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств,… … Википедия

Психотерапия — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи … Википедия

Когнитивная лингвистика — Лингвистика … Википедия

Когнитивная система — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия

ПСИХОТЕРАПИЯ В МЕДИЦИНЕ КАТАСТРОФ — Психогенные расстройства при стихийных бедствиях и массовых катастрофах занимают особое место в связи с тем, что могут одновременно возникать у большого числа людей, внося дезорганизацию в общий ход спасательных и восстановительных работ … Психотерапевтическая энциклопедия

Читайте так же:  Приступы агрессии

Психотерапия и социальная реабилитация больных шизофренией — Психотерапия занимает существенное место в лечении больных шизофренией. При наличии выраженной психотической симптоматики (параноидная шизофрения, психотические приступы рекуррентной и шубообразной шизофрении) больные нуждаются в участии,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Когнитивная психотерапия

Когнитивная психотерапия– психотерапевтический метод, разработанный Аароном Беком и основанный на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания поведенческих стереотипов. В качестве основы данного метода выступило утверждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые, в свою очередь, определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (первоначально– депрессивных состояний) объяснялось прежде всего за счет неправильно построенного самопознания. Ответы на вопросы «каким я вижу себя?», «какое будущее меня ожидает?» и «каков окружающий мир?» пациентом даются неадекватно. Например, депрессивный больной видит себя как ни к чему не годное и ничего не стоящее существо, а его будущее предстает перед ним как нескончаемая череда мучений. Такие оценки не соответствуют действительности, но пациент старательно избегает всех возможностей их проверить, боясь наткнуться на реальное подтверждение своих опасений. В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед пациентом ставится цель– понять, что именно используемые им обычно суждения («автоматические мысли») определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике.

Процедура данного метода включает в себя три этапа:

1. этап логического анализа (получение критериев обнаружения ошибок суждений, возникающих в ситуациях аффекта);

2. этап эмпирического анализа (отработка приемов соотнесения элементов объективной ситуации с ее субъективным восприятием);

3. этап прагматического анализа (построение оптимального осознания собственных действий).

Сущность когнитивной психотерапии раскрывается в следующих положениях:

1. Человек – существо, склонное не только рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них или исправить их. Только определив и исправив ошибки собственного мышления, человек может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоосуществления.

2. Решающим фактором для выживания организма является переработка информации. При различных психопатологических состояниях (тревога, депрессия, мания и др.) на переработку информации оказывает влияние систематическое предубеждение. Так, депрессивный пациент из информации, предоставляемой окружающей средой, выборочно синтезирует темы потери или поражения, а у тревожного пациента имеется сдвиг в направлении тем опасности.

3. Основные убеждения побуждают людей в определенных жизненных ситуациях тенденциозно интерпретировать свой опыт. Например, человек, для которого идея возможности внезапной смерти имеет особое значение, может, пережив угрожающий его жизни эпизод, начать интерпретировать нормальные телесные ощущения как сигналы наступающей смерти, и тогда у него разовьются приступы тревоги.

4. Каждое расстройство имеет свою специфическую программу. При тревожных расстройствах, например, активируется «программа выживания»: индивид из потока информации выбирает «сигналы опасности» и блокирует «сигналы безопасности». Результирующее поведение будет состоять в том, что он будет чрезмерно реагировать на относительно незначительные стимулы как на сильную угрозу и будет отвечать их избеганием.

5. Активированная программа ответственна за когнитивный сдвиг в переработке информации. Нормальная программа обработки правильно отобранных и проинтерпретированных данных заменяется «тревожной программой», «депрессивной программой», «панической программой» и т. д. Когда это происходит, индивид испытывает симптомы тревоги, депрессии или паники.

6. Личность формируется «схемами», или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения. Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации с другими значимыми людьми. Человек формирует концепции о себе, о других, о том, как функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом научения и, в свою очередь, влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций.

7. Схемы могут быть адаптивными или дисфункциональными. К последним могут относиться, например: «Со мной происходит что-то неладное», «Люди должны поддерживать меня и не должны критиковать меня, не соглашаться со мной или неправильно понимать меня». При наличии таких убеждений у этих людей легко возникают эмоциональные расстройства.

8. В терапевтическом изменении взаимодействуют когнитивный, эмоциональный и поведенческий каналы, однако когнитивная терапия подчеркивает ведущую роль когниций в возникновении и поддержании терапевтических изменений.

9. Когнитивные изменения происходят на трех уровнях: в произвольном мышлении, в автоматическом мышлении и в предположениях (убеждениях). Произвольные мысли наиболее доступны для анализа и наименее стабильны, потому что их можно вызвать по желанию и они временны. Автоматические мысли предшествуют эмоциональным и поведенческим реакциям, это мысли, которые появляются спонтанно и вызываются различными обстоятельствами. Автоматические мысли, о которых сообщают пациенты, имеют ряд общих характеристик:

· они конкретны и раздельны;

· возникают в стенографическом виде;

· не являются результатом обдумывания, рассуждения или рефлексии;

· в них отсутствует логическая последовательность этапов;

· относительно автономны, пациент не прилагает усилий для их вызова;

· их сложно «выключить», особенно в тяжелых случаях;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

· они воспринимаются как правдоподобные, бесспорные;

· многие из этих мыслей реалистичны.

Когнитивные искажения – это систематические ошибки в суждениях. Они возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедренных в когнитивные схемы, и легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей. Наиболее распространенными когнитивными искажениями являются:

· антропоморфизм: «Машина не хотела двигаться с места»;

· апелляция к незнанию: «Не пойму, почему я одна. Наверное, злой рок»;

· априорное мышление: «Когда люди любезны со мной, то им что-то надо»;

· аргументация «к человеку»: «Тебе не понять меня, ты же не психолог»;

· возможности, равные вероятностям: «Если ошибка возможна, она будет»;

· впечатление большими цифрами: «Тысяча человек не может ошибаться!»;

· долженствование: «Чтобы удачно жениться, я должен быть богатым»;

· гомоцентрическая ошибка: «Бог создал эту планету для людей»;

· дихотомическое мышление: «Там я или победитель, или проигравший»;

· испытанное и верное: «Коней на переправе не меняют»;

· игнорирование опровергающих доводов: «Он глуп – его не примут к нам»;

· конкуренция: «Я не пианист, так как есть люди, играющие лучше меня»;

· корреляции, равные причинным связям: «Гром вызывает молнию»;

· материализация абстрактного: «У меня расшатались нервы»;

· мистицизм: «Жизнь после смерти есть!»;

[1]

· неэкономные рассуждения: «Моя идиосинкразия к нему стала латентной»;

· поиск виновного: «Во всем виновата моя теща»;

· патологизирование: «Тот, кто все время тревожится, – болен»;

· персонализация: «Он болеет, потому что Бог его наказал»;

· перфекционизм: «Я должен быть во всем лучше всех»;

· предупрежденное несогласие: «Любой дурак может понять. »;

· претензии на титул: «С чего ради я буду стоять в очереди, как все?»;

· преувеличение силы: «Лишь силой воли можно победить алкоголизм»;

· преклонение перед авторитетами: «Академик Д.С. Лихачев сказал…»;

· психологизирование: «Я не женюсь, потому что боюсь женщин»;

· решенный вопрос: «Я не хожу по темным улицам, потому что я трус»;

· сверхобобщения: «Я глупец, так как пишу с ошибками»;

Читайте так же:  Признаки влюблённости девушки

· сверхсоциализированное мышление: «Место женщины – в доме»;

· скользкий скат: «Раз меня отвергла Марина, я не достоин ничьей любви»;

· субъективная ошибка: «Я сожалею, что испортил тебе всю жизнь»;

· увековечивание: «Меня никто никогда не будет любить»;

· уверенность в своей праведности: «Но я всего лишь хотел вам помочь»;

· «ужастификация»: «Директор косо посмотрел на меня – завтра уволит»;

· чувствительность: «Волноваться очень опасно»;

· эгоцентрическая ошибка: «Я должен получить от жизни все, что я хочу»;

· эпизодическое доказательство: «Я знаю одного человека, который. ».

Еще одно когнитивное искажение – уход в сторону (замена предмета обсуждения на не относящийся к делу с целью маскировки собственной позиции) – осуществляется следующими «отвлекающими маневрами»:

· нечестные вопросы: «Почему ты ругаешься? У тебя был трудный день?»;

· указание на чужие недостатки: «Не тот-то это говорит, который…»;

· раскапывание прошлых грехов: «Я лентяй? А не ты ли недавно…?»;

· эмоциональный язык: «Ты такая тупица, что ничего не понимаешь!»;

· подход «дзюдо»: «Ты прав, это моя вина! Как ты только терпишь меня!»;

· приступ ярости: «Да как ты смеешь со мной так обращаться?»;

· невинное неведение: «Я вообще никакого звонка не слышал! Я спал!».

Автоматическая мысль может быть мало осознаваемой в связи с ее быстротечностью. С другой стороны, пациент переживает ее как собственную, а не чуждую, что делает эту мысль очевидной. Очевидность автоматических мыслей и их слабая осознанность делают их труднодоступными для терапии.

Поэтому психотерапия включает ряд этапов:

1. Прояснение неадаптивных мыслей. Техника вопросов состоит в подготовке вопросов таким образом, что пациент продвигается к глубинным плохо осознаваемым убеждениям. Сократический диалог – предпочитаемый метод в когнитивной психотерапии. В рамках этого метода терапевт задает такие вопросы, которые позволяют пациенту, во-первых, прояснить или определить собственную проблему и, во-вторых, прояснить собственные неадаптивные мысли.

2. Отдаление неадаптивных мыслей. Пациент должен стать в объективную позицию по отношению к собственным мыслям, т. е. отдалиться от них.

3. Проверка истинности неадаптивной мысли. Психотерапевт побуждает пациента к проверке обоснованности неадаптивной мысли. С этой целью используются как когнитивные, так и поведенческие техники. Если проверка пациентом собственных неадаптивных мыслей показывает, что они необоснованны, беспочвенны, не опираются на объективную реальность, то возникает реальная возможность избавиться от этих мыслей. Пациент начинает понимать, что указанные мысли связаны с особенностями его характера, воспитания, а не с реальными характеристиками среды, ситуации.

4. Замена неадаптивных мыслей адаптивными. В этой замене и состоит суть четвертого этапа.

Когнитивная терапия является подходом, центрированным на настоящем. Она директивна, активна, ориентирована на проблему. Когнитивная терапия показана тем пациентам, которые могут фокусироваться на собственных автоматических мыслях, при наличии достаточной воли к выздоровлению.

Первоначально когнитивная терапия использовалась в индивидуальной форме, теперь она используется в семейной терапии и терапии супружеских пар, а также в групповой форме. Она может применяться в сочетании с фармакотерапией в амбулаторных и стационарных условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8181 —

| 7872 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Когнитивная психотерапия

Невозможно предсказать, по какому пути человек пойдет, пока будет расти и развиваться. Многие люди постоянно упрекают родителей тех лиц, которые в свои взрослые годы не могут устроить свою личную жизнь, имеют проблемы с окружающими, не умеют достигать целей или живут бедно. Несомненно, родительское воспитание имеет одну из главных ролей в том, какими принципами и убеждениями человек будет руководствоваться, когда вырастет. Однако сам человек должен отслеживать собственные мысли, контролировать их. В этом помогает когнитивная психотерапия, которая при помощи техник и методик, различных упражнений помогает человеку изменить свои стереотипные взгляды.

Если человек не может изменить свою жизнь привычными ему действиями, специалисты рекомендуют изменить свое мышление. Однако мышление зависит от того, какими мыслями человек руководствуется, как смотрит на мир, что думает о себе и о людях в целом. Поскольку достаточно сложно за собой проследить мысли, которые мешают в развитии счастливой жизни и устранении повседневных проблем, можно обратиться за помощью психолога на сайте psymedcare.ru, чтобы он применил техники когнитивной психотерапии для выявления тех шаблонов и стереотипов, которыми человек руководствуется.

Затем при помощи специальных упражнений можно изменить свое мышление, которое будет направлено на то, чего человек желает достичь.

Что такое когнитивная психотерапия?

Чтобы понять, что такое когнитивная психотерапия, необходимо обратиться к ее истокам, которые лежат в 50-х года ХХ столетия. Бек разработал особую методику для проработки панических атак, зависимостей, депрессии и прочих состояний, с которыми сталкиваются обычные люди. Когнитивная психотерапия предполагает под собой кратковременную работу специалиста с клиентом, в ходе которой выявляются негативные шаблонные мысли и заменяются на конструктивные. Целью когнитивной психологии является преобразование мышления человека, который начинает верить в себя, правильно воспринимать мир и мыслить позитивно.

Основоположником когнитивной психотерапии является Аарон Бек, его коллега Альберт Эллис и единомышленники. Они пробовали устранить проблемы людей, которые к ним обращались, посредством поведенческой психотерапии, которая разработана Джоном Уотсоном. Однако это не давало должного результата. И тогда они отметили, что на поведение человека влияют эмоции, которые вызываются теми мыслями, которые промелькивают в голове человека.

Таким образом, изменение состояния человека осуществлялось не посредством его поведения (что, конечно, имеет право на свое существование и эффективное воздействие), а изменения мыслей.

На сегодняшний день привычно объединять две области в одно, поскольку без мыслей не существуют действия, а сами по себе мысли не имеют никакой силы, если не совершаются действия. Можно изменить мысли, однако жизнь останется прежней, если при этом человек совершает привычные поступки.

Когнитивно-поведенческая психотерапия направлена в первую очередь на ситуации, которые человек не может изменить. Для начала специалист пытается выявить шаблонные мысли, которыми человек руководствуется при решении проблемы. Затем он начинает их трансформировать с целью изменения его поведения, которое как раз на практике показывает, что происходят перемены.

Хорошо данная психотерапия помогает в ситуациях, когда человек длительное время не может справиться с какой-то проблемой. Более того, необходимо найти новые пути выхода из ситуации, которая человеку кажется тупиковой.

Когнитивная психотерапия может быть частью другого вида психологического консультирования. Данная методика хороша тем, что она идеально вписывается в другие направления психотерапии, которые могут применяться психологами при работе с клиентами. Необязательно лишь менять ход мыслей человека, поскольку важными для мира остаются поступки, которые должны совершаться и менять жизнь.

Основоположник Бек находил все причины проблем многих людей в том, что у них присутствует мышление, которое не дает должного результата. Не будем называть мышление негативным, поскольку речь идет не о том, насколько оно хорошо или плохо само по себе, а о том, помогает оно человеку в решении его проблем или нет.

Читайте так же:  Дисморфомания — «как сделать себя красивыми»

Механизм достаточно прост:

  1. Внешний мир создает определенные обстоятельства, которые отзываются в человеке определенными мыслительными процессами.
  2. В зависимости от того, как человек лично в своей голове интерпретирует ту или иную ситуацию, у него возникают определенные эмоции.
  3. Мысли с эмоциями толкают человека на совершение определенных действий, которые приводят к конкретным результатам. Они-то потом снова интерпретируются человеком, как положительные или негативные, вызывая определенные эмоции и действия.

Как видите, процесс достаточно замкнутый и влияющий сам на себя. Чтобы изменить круговорот, который может не нравиться человеку, необходимо разомкнуть цепь. Это можно сделать на любом этапе. Когнитивная психотерапия предлагает это сделать на уровне мыслей, которые контролируют эмоции и поведение человека.

Мир сам по себе ни хорош, ни плох. Бек утверждал, что мир кажется таким, каким его видит сам человек. Если возникают проблемы, зависимости, негативные состояния, тогда человек руководствует такими мыслями, которые приводят его к подобным отклонениям:

  1. Концентрация внимания на негативном, игнорирование позитивного.
  2. Безысходность и видение негативного будущего.
  3. Ощущение собственной никчемности и несостоятельности.

Современная когнитивная психотерапия работает с такими видами психических отклонений, как:

  • Фобия.
  • Пограничные расстройства.
  • Навязчивые состояния.
  • Девиантное поведение.
  • Психосоматические заболевания.

перейти наверх

Методы когнитивной психотерапии

Как психотерапевт работает с клиентом, применяя методы когнитивной психотерапии? Здесь можно расписать такую стратегию:

  1. Специалист выслушивает клиента, не вмешиваясь в процесс говорения. Клиент выговаривается, очерчивая круг своих проблем, которые его беспокоят. В ходе беседы специалист уже может выявлять шаблонные мысли, которыми клиент пользуется.
  2. На втором этапе специалист начинает обсуждать повседневные проблемы клиента, отмечая его реакции. Он старается понять, какие мысли у него возникают в ситуации, которая его тревожит. Как клиент начинает мыслить в состоянии беспокойства?
  3. На третьем этапе специалист предлагает ряд упражнений, которые должны помочь клиенту изменить свои шаблонные мысли или убеждения.

Чтобы изменить шаблонность негативного мышления, используются такие методы:

  • Борьба с негативными мыслями и их сознательная замена.
  • Изменение отношения к негативной ситуации, то есть альтернативные восприятия проблемы.
  • Переосмысление того негативного опыта, который теперь влияет на нынешнюю жизнь. Человек переосмысляет то, что с ним произошло и откуда берется тот вывод, которым он теперь пользуется шаблонно в подобных ситуациях.
  • Воображение. Представление себе другой реальности, в которой человек использует совершенно иные подходы к жизни.

Проблема является результатом определенных мыслей самого человека. Специалист помогает выявить эти шаблоны, которые, скорее всего, человеком не замечаются. Если их выявить, то человек может легко их трансформировать.

Если становится невозможно изменить негативное мышление, тогда предлагается изменение своего отношения к ситуации. Здесь необходимо научиться видеть не только плохое, но и хорошее.

Техники когнитивной психотерапии

Специалист работает с клиентом так, чтобы донести до него мысль о том, какие его внутренние убеждения и шаблоны влияют на образ его жизни. Проблемы и несчастья являются следствием его мыслей, которые не помогают ему. В данном случае предлагается альтернатива и перемены в образе мыслей. Используются такие техники когнитивной психотерапии:

  1. Отслеживание и запись мыслей, которые возникают в его голове, когда нужно выполнить важное действие.
  2. Проверка негативной установки. Если клиент в чем-то убежден, тогда следует проверить, так ли он прав в своем мнении, если обратить внимание на факты.
  3. Катарсис. Выражение мыслей через эмоции. Если человеку хочется плакать, то ему предлагается это сделать.
  4. Ведение дневника, в котором записываются мысли, которые постоянно возникают в голове в течение дня.
  5. Воображение – когда человек в голове представляет, как он совершает важное действие, если в реальности боится его совершить.
  6. Замена мыслей. Для этого на бумаге рисуются три колонки: «Ситуация», «Негативная мысль», «Положительная мысль». Таким образом человек сможет сам влиять на те мысли, которые в нем возникают.
  7. Запись событий. Если человеку что-то кажется, тогда специалист рекомендует записывать события, которые действительно возникают в его жизни, чтобы отслеживать, насколько верно он мыслит.

Данные техники позволяют не только отслеживать собственные мысли, но и обнаруживать заблуждения. Нередко люди сами себе что-то напридумывают, а потом верят в это, хотя в реальности отсутствуют факты, доказывающие их мысли, либо случаются единичные события, по сравнению с другими ситуациями, которые доказывают обратное.

Человеку достаточно трудно отслеживать собственные мысли. Если не вести записей, то человек начинает верить тем мыслям, которые у него возникают. А как складывается жизнь на самом деле? Обычно люди не обращают внимания на реалии жизни, а живут в своих мыслях и верят, что так оно и есть. Они игнорируют реалии жизни, не обращают внимания на то, что с ними действительно происходит. Если записывать мысли и фактические события, то можно увидеть, насколько человек во многом заблуждается, многого не замечает, а также живет в воображаемом мире, который не соответствует реальности.

Важной частью в когнитивной психотерапии становится домашнее задание, когда человек отслеживает приятные события, релаксирует, обучается новым моделям поведения, а также направляет все силы на изменения своего мышления. Здесь помогают такие рекомендации:

  1. Найти главное ошибочное убеждение, которое часто возникает или является основной для других установок.
  2. Опровергните собственное убеждение, найдя доказательства в реальном мире.
  3. Помните о том, что вы всегда выбираете – жить по-старому или идти по новому пути.
  4. Делайте все возможное.
  5. Понимайте, какие перемены нужны для решения конфликта, и действуйте в соответствии с этими изменениями.

Когнитивная психотерапия – это изменение своей жизни на новый лад, который соответствует пожеланиям самого человека, если он не только будет ставить цели, но и будет менять образ своих мыслей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. Гуревич, П. С. Психология. Учебник / П.С. Гуревич. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 336 c.

  2. Борманс, Лео Большая книга о любви / Лео Борманс. — М.: Эксмо, 2015. — 384 c.

  3. Ильин, Валерий Психология взросления. Развитие индивидуальности в семье и обществе / Валерий Ильин. — М.: Этерна, 2011. — 336 c.
  4. Данилова, Н.Н. Психофизиология: моногр. / Н.Н. Данилова. — М.: Аспект пресс, 2009. — 373 c.
  5. Лаундес, Лейл Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Лейл Лаундес. — М.: «Издательство «Добрая книга», 2016. — 400 c.
Когнитивная психотерапия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here