Интеллект в психологии определение, структура, теории

Сегодня мы рассмотрим тему: "Интеллект в психологии определение, структура, теории" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Понятие об интеллекте. Теории интеллекта. Классификация видов интеллекта. Методы изучения интеллекта.

В анализе мышления трудно обойтись без понятий «интеллект» и «интеллектуальные способности». Словом «интеллект» (от лат. intellectus — понимание, познание) обозначают относительно устойчивую структуру умственных способностей.

Существуют различные толкования этого понятия, в частности его отождествляют с мыслительными операциями, со стилем и стратегиями решения проблемных ситуаций, со способностью к учению, к познанию, с индивидуальными особенностями ориентирования в ситуации, когнитивным стилем, с биопсихической адаптацией к существующим обстоятельствам жизни.

Большинство психологов выделяют три типа интеллекта:

1. генетический, который невозможно выучить;

2. поведенческий, что проявляется и наблюдается в поведении;

3. измеримый, т.е. такой, который подвергается тестовой оценке.

Часть психологов, объединяя в проявлениях интеллекта в поведении такие характеристики, как оперирование абстракциями, способность учиться, адаптироваться к обстоятельствам и т.п., называют их общей способностью к переработке информации.

Структура интеллекта сложная. Одни ученые считают, что ее можно оценивать по трем показателям: как систему операций с данными, как сумму конкретных данных (по содержанию) и по результатам интеллектуальной деятельности (Дж. Гилфорд).

Исходя из этих трех измерений, Дж. Гилфорд создал кубическую модель и прибегнул к попытке определить каждую из 120 способностей. Тип интеллекта определяется преобладанием какой-то комбинации из этих вариантов. Для наиболее общих характеристик используют понятие конкретного, практического, абстрактного, потенциального и приобретенного интеллекта.

М. А. Холодная, опираясь на структурно-интегративный подход, пришла к выводу, что интеллект — это форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта.

По ее мнению, критерии развития индивидуального интеллекта следует искать в особенностях того, как человек воспринимает, понимает и объясняет то, что происходит.

Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе соотношения реального хронологического возраста ребенка с его «умным возрастом».

Показатель развития интеллекта — «коэффициент интеллекта «(сокращенно IQ) находят по формуле: умственный возраст/хронологический возраст х100%

Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самый низкий уровень может приближаться к 0, а самый высокий — 200. Стандартное (т.е. среднее для всех групп) отклонение — 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего землянина показатель IQ составляет от 84 до 100 баллов и такая же часть (34%) имеет показатель IQ от 100 до 116 баллов. Прочие же люди составляют две крайние группы (в каждой по 16%) — с низким (10-84 балла) и высоким (116-180) интеллектом.

Для обозначения врожденной недоразвитости интеллекта дефектологи, психиатры и психологи используют термин «олигофрения«. Олигофрению отличают от приобретенной недоразвитости интеллекта, которую называют деменцией.

Самой тяжелой формой олигофрении является идиотизм, которую характеризует IQ в 20 баллов. Средний ее уровень называют имбецильностью (IQ = 20-50). Словесный запас имбецилов составляет до 300 слов их можно научить ориентироваться в жизненных ситуациях. Они склонны к подражанию, требуюют опеки.

Дебильностью называют легко выраженное «слабоумие» (IQ не более 75). Оно заметно не сразу, проявляется в процессе начального обучения. Характеризуется неспособностью к абстрактному мышлению.

Дебилы не понимают переносного смысла пословицы, метафоры. В обнародовании точных данных о дебилизации общества страна не заинтересована. В США, Восточной Азии, где дебилизм является национальной трагедией, признается нормой легкая его форма. В общеобразовательных школах максимально сокращается учебный материал, для усвоения которого необходимо проявлять способность абстрактного мышления.

Люди различаются своими способностями к обучению, логическому мышлению, решению задач, пониманию и формированию понятий, обобщению, достижению целей и т.д. Этот впечатляющий перечень способностей подводит к понятию интеллекта. Все эти способности и есть интеллект.

1. Теория двух коэффициентов

Исследуя феномен интеллекта, психологи широко используют тестирование. Первая и самая популярная концепция интеллекта называется теорией двух коэффициентов.

§ Генеральный фактор. Схема такова. Большое количество людей выполняют тесты на определение уровня различных умственных способностей (памяти, внимания, пространственной ориентации, абстрактного мышления, словарного запаса и т.д.). Из полученных данных выводится среднее арифметическое, с которым потом сравниваются индивидуальные результаты. Это и есть общий коэффициент интеллекта. Такой метод называется психометрией (измерением психики).

§ Специфический фактор. Это количество баллов, набранные при тестировании одной частной способности (только памяти или же только внимания). Среднее арифметическое из суммы специальных коэффициентов дает общий коэффициент интеллекта.

Психометрический эквивалент интеллекта – количество баллов, набранное в ходе психологического тестирования. Сам тест состоит из нескольких заданий, каждое из которых предназначено для определения уровня какой-либо одной способности. Существует также тест в виде игры для HTC Wildfire S, но это чуть другой разговор. Как правило, результаты тестирования частных способностей не сильно разнятся, то есть для людей с высоким общим коэффициентом интеллекта характерны высокие специальные коэффициенты во всех сферах, и наоборот. Этот факт свидетельствует о том, что частные способности взаимосвязаны и определяют общий уровень интеллекта.

В свое время была выдвинута теория первичных умственных способностей. Эта теория очень близка концепции двух факторов интеллекта. Ее автор, Льюис Терстоун, считал, что уровень интеллекта определяется способностями в следующих сферах: понимание речи, беглость речи, счет, память, пространственная ориентация, скорость восприятия и умозаключение.

[1]

Теория первичных способностей не стала общепринятой по ряду причин. Во-первых, не был собран достаточный эмпирический материал, подтверждающий эту теорию. Во-вторых, список первичных умственных способностей расширялся до ста пунктов.

2. Теория Штернберга

Роберт Штернберг предложил тройственную теорию интеллекта.Он выделил такие его составляющие:

§ Компонентная. Включает умственные способности, которые традиционно служат предметом психологического тестирования (память, беглость речи и т.д.). Штернберг подчеркивает, что эти способности не связаны с повседневной жизнью, бытом.

§ Эмпирическая. Способности к различению знакомых и незнакомых проблем, поиску или выработке способов их решения и практическому применению этих способов.

§ Контекстуальная. Ум, позволяющий решать повседневные проблемы.

3. Теория множественного интеллекта

Некоторые люди отличаются особым складом интеллекта, который называют талантом. Основываясь на результатах исследований таких людей, Ховард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта, который редко ассоциируется с общепринятым понятием интеллекта. Гарднер различает семь основных типов интеллектуальных способностей:

1. Кинестетические (двигательные) – координация движений, чувство равновесия и глазомер. Люди с преобладанием такого типа интеллекта особенно успешны в физической деятельности.

2. Музыкальные – чувство ритма и музыкальный слух. Музыкально одаренные люди становятся прекрасными исполнителями или композиторами.

3. Пространственные – ориентация в пространстве, трехмерное воображение.

4. Языковые – чтение, речь и письмо. Люди с развитыми языковыми способностями становятся писателями, поэтами и ораторами.

5. Логико-математические – решение математических задач.

6. Межличностные (экстравертные) – взаимодействие и общение с другими людьми.

7. Внутриличностные (интровертные) – понимание собственного внутреннего мира, эмоций, мотивов своих действий.

Каждый человек имеет индивидуальный уровень развития упомянутых выше способностей.

Читайте так же:  Психоз как нарушение психических процессов

Структура и уровни интеллекта

Структура интеллекта

Наука рассматривает структуру интеллекта с помощью большого числа подходов, при этом существует 2 базовых направления, первое из которых представляет структуру интеллекта в качестве независимых умственных способностей, второе основано на иерархических моделях и основано на наличии общего фактора интеллекта (англ. intelligence general factor). В конечном итоге данным фактором определяется вся интеллектуальная деятельность человека, в том числе ее специфика и продуктивность. Кроме этого здесь стоит отметить специфический фактор, который включает математические, лингвистические и механические способности.

Первое направление составляет не менее 120 отдельных интеллектуальных способностей, что нашло отражение на более высокой сложности процедуры измерения интеллекта. Впоследствии концепция общего интеллекта (в качестве основы второго направления) была взята на вооружение психологами, которые исследовали интеллект на практике. С помощью эмпирических исследований ученые выделили в объеме общего фактора 2 составляющие:

  • кристаллизованный интеллект или кристаллический интеллект,
  • текущий интеллект.

Особенности текущего и кристаллизованного интеллекта

Первый из них способен кристаллизоваться на основе использования имеющегося у субъекта опыта. Текущий интеллект проявляется в задачах, которые требуют приспособления к новой ситуации (условиям). При этом он обусловлен наследственными факторами.

Помимо базовых интеллектуальных способностей структура интеллекта включает способность манипулировать образами, решая дивергентные задачи (фактор визуализации), сохранения и воспроизведения информации (фактор памяти) и поддержку высокого темпа реагирования (фактор скорости). По этой причине функциональной основой текущего (иначе – текучего) интеллекта могут являться способности, посредством которых человек научается чему-то новому. К такому типу способностей можно отнести скорость и результативность запоминания, индуктивные рассуждения, использование пространственных образов и восприятие новых связей и отношений. В результате понятие «текучий интеллект» можно представить в виде метафоры, которая подразумевает, что эти базисные процессы способны «вливаться» во множество прочих типов интеллектуальной деятельности, в том числе узнавание, восприятие, анализ и решение задач.

По мнению ученых этот тип интеллекта способен отражать биологические возможности нервной системы, включая степень ее работоспособности и интегративность.

В отличие от этого, кристаллизованный интеллект представлен подвижной способностью, которая может приходить с опытом и образованием. Она часто основана на осведомленности и корпусе знаний, которые накапливаются длительное время (установление отношений, формулирование суждений, анализ проблем и использование усвоенных стратегий для решения задач).

Рассмотрение уровней интеллекта

По причине разнообразия структур, представленных в разуме (интеллекте), психология выделяет в понятии общего интеллекта 2 его подструктуры: вербальный и невербальный интеллект. Общий интеллект представляет собой сложное интегральное качество, определенный синтез психических свойств, которые вместе обеспечивают успех любой деятельности. Вербальный интеллект является интегральным образованием, функционирование которого характеризуется использованием словесно-логических форм с основой в знаниях. Невербальный интеллект – это интегральное образование. Его работа связана с развитием наглядно-действенного мышления и опирается на зрительные образы и пространственные представления. В задании на определение вербального интеллекта необходимо оценить способность логически обобщать, умение строить умозаключения, самостоятельность и социальную зрелость мышления. В заданиях по определению невербального интеллекта производится оценка развития других психических процессов и свойств, включая скорость формирования навыков, внимание, восприятие, зрительно-моторную координацию и др.

Структура интеллекта состоит из 3 уровней:

  • общий интеллект;
  • специфические групповые факторы интеллекта, то есть вербальный и невербальный интеллект;
  • частные интеллектуальные способности (общие знания, эрудиция, способности к аналитико-синтетической деятельности, обобщение, комбинаторные способности, абстрактное и к наглядно-действенное мышление и др.).

Понятие интеллекта

Определение, структура, теории интеллекта. Интеллектуальный потенциал личности. Оценка интеллекта. Теоретическая и практическая значимость знаний о природе интеллектуальных способностей человека. Структурный подход к интеллекту как к категории сознания.

Рубрика Психология
Предмет Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 25.10.2010

Подобные документы

Изучение видов познавательных функций индивида: логического, интуитивного и абстрактного интеллекта. Анализ теории первичных способностей и трехчастной теории интеллекта. Описания тестов для дифференцировки лиц по уровню их интеллектуального развития.

реферат [32,0 K], добавлен 02.05.2011

Высшие формы психической деятельности. Человеческий интеллект в современном значении этого понятия. Формирование идей и знаний чувственного опыта. Развитие теории интеллекта. Прорыв в теории разума, мышления, познания и интеллекта в эпоху Возрождения.

реферат [461,1 K], добавлен 16.04.2012

Интеллект как индивидуальное свойство человека. Общие научные подходы изучения интеллекта. Особенности социального интеллекта и психологических качеств личности, его взаимосвязи с общим интеллектом и его компонентами. Иерархические модели интеллекта.

контрольная работа [16,3 K], добавлен 11.02.2013

Методы психодиагностики мышления. Тесты интеллекта комплексного характера. Разделение способностей человека на группы: общие, модально-общие, специальные способности. Семь первичных умственных потенций по Терстоуну. Понятие потенциального интеллекта.

дипломная работа [1,3 M], добавлен 10.02.2009

Характеристика понятий «социальный интеллект» и «коммуникативная компетентность личности» и их исследование в современной психологии. Развитие представлений о природе интеллекта. Изучение взаимосвязи социального интеллекта и личностных качеств.

курсовая работа [90,8 K], добавлен 13.03.2012

Понятие интеллекта, исследования его структуры в зарубежной психологии. Теории Пиаже и Гальперина о стадиях развития интеллекта. Типы мыслительных процессов и продуктов умственной деятельности. Функциональные механизмы ассимиляции предметной реальности.

презентация [2,1 M], добавлен 03.03.2017

Интеллект: определение и классификация. Психометрический, биологический, социальный интеллект. Факторные модели интеллекта. Модель К. Спирмена. Модель Л. Терстоуна. Модель Дж. Гилфорда. Иерархические модели интеллекта. Измерение интеллекта.

реферат [129,3 K], добавлен 09.04.2003

Проблема исследования интеллектуальных способностей и умственного развития в психологии. Психодиагностика как прикладная наука. Подходы к пониманию сущности интеллекта. Применение интеллектуальных тестов в зарубежной психологии на современном этапе.

контрольная работа [44,0 K], добавлен 21.12.2009

Концепции способностей интеллекта. Изменения в IQ. Виды интеллектуальных способностей. Кинетический и потенциальный интеллект. Системы теоретизирования Гарднера и Штернберга. Виды интеллекта по Гарднеру. Интеллект в структуре индивидуальных свойств.

реферат [21,4 K], добавлен 29.03.2011

Умственная деятельность и развитие интеллекта. Структура интеллекта. Объяснительные подходы в экспериментально-психологических теориях интеллекта. Интеллектуальные способности. Интеллект и биологическая адаптация детей. Олигофрения и ее влияние.

дипломная работа [1,9 M], добавлен 25.01.2009

Структура интеллекта. Основные теории.

Структура интеллекта по Х. Айзенку — (от лат. structura — взаиморасположение и лат. intellectus — ум) — модель интеллекта; выделяются такие элементы, как

§ скорость интеллектуальных операций,

§ склонность к проверке ошибок,

на основе выраженности которых определяется уровень IQ.

Структура интеллекта по Х. Гарднеру — модель интеллекта; cостоит из независимых друг от друга модулей:

в разных культурах делается акцент на формировании разных модулей; каждый из них представлен вертикально расположенными уровнями:

Структура интеллекта по Р. Кеттелу — факторно-аналитическая теория, в которой выделяется два вида интеллекта:

§ текучий (fluid), который существенно зависит от наследственности — и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и

§ кристаллизованный (cristallized), в котором отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, как например фактор визуализации, а также факторы — операции, которые соответствуют специальным факторам Спирмена.

Как показали исследования Спирмена с возрастом, особенно после 40 — 50 лет происходит снижение показателей текучего интеллекта, но не кристаллизованного.

Читайте так же:  Саморазвитие как начать новую жизнь и изменить себя

Структура интеллекта по Р. Стернбергу — классификация, в которой выделяется три вида мыслительных процессов:

1. Вербальный интеллект — , который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;

2. Способность решать проблемы;

3. Практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.

Структура интеллекта по Э.П. Торренсу — модель интеллекта; выделяются такие элементы, как *вербальное понимание,

Структура интеллекта по Ч. Спирмену — факторно-аналитическая теория генерального фактора, в которой интеллект рассматривается как некая умственная энергия, уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера. В соответствии с этой теорией генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший при выполнении сенсорных задач. Кроме генерального существуют также и групповые факторы интеллекта, к которым можно отнести

а также специальные факторы, которые делают свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные тесты.

63. интеллектуальный потенциал человека Интеллект и интеллектуальный потенциал образуют единство, но не тождество. Интеллектуальный потенциал – это прежде всего связь потенций и тенденций, ресурсов и резервов субъекта с движущими силами интеллекта, с мотивационно-потребностной сферой и общими способностями человека и, наконец, с энергетическим обеспечением творческой продуктивности человека в процессе деятельности.Безусловно, интеллектуальный потенциал – это системное свойство, имеющее множественную и разноуровневую детерминацию. Раскрыть интеллектуальный потенциал человека можно на основе анализа взаимосвязей: интеллект – процессы жизнедеятельности; интеллект – личность.Формируется и накапливается он в ходе развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.Интеллектуальный потенциал – это своеобразное «опережающее» отражение действительности, качественно новые элементы и запасы функций, необходимые для перехода системы интеллекта на новый уровень функционирования. Для оценки наличного состояния системы интеллекта, продуктивности интеллектуальной деятельности в данный период жизни человека используется понятие интеллектуального статуса.

Структура интеллекта — Курс лекций. Общая психология

Где-то в середине века способности активно начинают изучать как процессы, действия. И здесь. основным автором в формировании структуры интеллекта является Гилфорд. Он строит трехмерную структуру интеллекта. Я сегодня начну ее излагать, и продолжу только в следующий раз.

Опишем только одно измерение структуры. Назову все три, но опишу только одно.

1 измерение – это выполняемое действие, 2 – это материал, 3 – результат, а точнее, форма его представления.

За оставшееся время мы пометим лишь одно измерение на этих осях. Это измерение, связанное с действиями. Скажу с самого начала, что параметры у этих измерений – 5, 4 и 6. Изучено только порядка 100 ячеек, в каждой ячейке содержится своя способность.

Опишем только действие. Пять параметров мы указываем здесь.

1. Восприятие и понимание материала. Гилфорд действует с помощью факторного анализа. Восприятие и понимание материала – первый фактор на оси действий.

2. Сбережение материала или память.

3. Третий пункт по Гилфорду отметим особо, потому что он, помимо прочего исслед способностей, творческого мышления, считает основным. Он его называет – дивергентность.

Вергенция – это движение, дивергенция есть движение в разные стороны. Дивергенция. переводится также как расхождение. Дивергентность – это способность к выделению качественно разных аспектов привычных предметов. Почему-то уверен, что в некоторых группах опять же такие задания. А это увлекательные задания – что можно сделать с кусочком мела, картонной коробкой. Способы применения обычных объектов – это дивергентность. По-русски можем назвать также словом анализ.

4. Раз есть анализ, значит, четвертым пунктом должен идти синтез. Но здесь он называется конвергентность. Это – восхождение, опознание объекта по его качественно разным свойствам. Дают 3 свойства, их трудно объединить, и тем не менее они означают один и тот же объект.

Простите: «длинный, зеленый и пахнет колбасой» – пример теста на конвергентность.

5. И, наконец, пятый, последний параметр называется оценкой, оценкой результата выполненного действия.

Остановились на структуре интеллекта по .

Почему мы подошли к вопросу об этой структуре?

Для повышения надежности и валидности теста теперь говорят не об отдельных тестах на общий интеллект, а наоборот – об отдельных тестах на отдельные способности. Их научились обобщать путем факторного анализа.

Модель Гилфорда, которая является трехмерной.

Первое измерение – это действие, совершаемое действие; способность изучается на уровне действий, т.е. понимается (проявляется) как процесс решения задач. На измерение действия пять параметров:

1. Восприятие и понимание материала.

2. Его сохранение или память.

3. Дивергентность как возможность анализа материала.

4. Обобщение, опознание объекта по разным его признакам.

5. Оценка, оценивание.

Теперь давайте остановимся на второстепенных для нас втором и третьем измерениях.

Второе измерение – это материал. Замечу, на что это похоже. Каждый из нас по оценкам диагноста ориентирован на свой материал. Материал имеет 4 параметра в концепции Гилфорда, а именно:

1. Изобразительный материал, рисуночный, зрительный.

2. Материал знаковый. Я назову знаковый, а вы в книжке Анастази термин «символический». Понятия «знак» и «символ» являются разными, но часто в других изложениях – одно и то же. У нас это – буквы и цифры. Заметим, это – отдельный факт, это устан не теоретически, а путем выделения каких-то характеристик.

3. Семантический, смысловой материал – слова, фразы, предложения, рассказы.

4. Поведенческий – означает, что в тесте нам предлагают бытовые ситуации из нашего опыта.

Это – 4 фактора по материалу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Шесть – по третьему параметру. Третий параметр назовем результат или форма его представления. В данном случае эти измерения будут для нас скучноватыми. Точное различие между ними будет понятно, пожалуй, лишь логику. Но и мы даже без примеров поймем некую последовательность.

1. Первая форма – элементы. Простите, я буду говорить на бытовом языке: что можно сделать с картонной коробкой, мелом, кирпичом, листом бумаги? Сколько наберешь способов применения, столько получишь элементов. Элементы – это первая результативная форма. А дальше, в принципе, из элементов складываются.

[2]

2. . классы (вторая форма), укрупняются единицы.

3. Классы вступают в отношения.

4. Когда начинаем анализировать отношения между классами, тогда мы можем придти уже не к классам, а системам.

5. Преобразование систем.

6. Заключение или вывод.

Такова трехмерная структура. 5 на 4 на 6 – 120 ячеек, заполнено в нем до сих пор пока только 100 ячеек, в этом смысле концепция интеллекта по Гилфорду напоминает менделеевскую таблицу, т.е. имеется некий резерв развития.

Возникает еще одна проблема. Сначала поясним, потом назовем. Существует ряд тестов на отдельные способности, за которыми стоят отдельные способности. Мы начинаем их обобщать, мы начинаем выделять факторы все более высокого порядка. Нетрудно предположить, куда мы при этом результате должны придти. Мы должны придти к одному из понятий, которое будет исследовать диагност по фамилии Спирмен. Это – диагностика базового (основного) фактора способности. g-(general)-фактор.

Вот она – мечта тестолога! Создать тест, который был бы независим от любых дополнительных переменных! От переменных зависим таких – половых, возрастных. характера, образования. Эта проблема, наверное, всегда будет существовать – проблема культурно-независимого теста. Перенос теста на новый материал всегда сталкивается с трудностями.

Читайте так же:  Что делать если жена призналась, что изменяет

Начало века, французские социологи: «Растение, пересаженное в чужую почву, становится в ней сорняком». Мы все сделали, чтобы здесь в Европе адаптировать тест – пересадили в другой регион и получили культурно-детерминированную ошибку g-фактор – требование контроля любых дополнительных переменных.

Были ли тесты, которые считались культурно-независимыми? Были, но есть постоянный спор о том, могут ли они быть. Сначала – это тест на g-фактор, а потом выясняется, что это не совсем так.

Так происходит с одним тестом. Считают тестом на g-фактор. Он известен нам под названием матрицы Равéна. Что они представляют собой? Каждый из нас знаком с этими матрицами по отдельным тестам. Эти отдельные задания часто попадают в популярные издания.

Действительно матрица, заполненная каким-то материалом на 8 клеток, а девятая является пустой. И испытуемому дается возможность заполнить эту девятую клетку одним из обычно шести вариантов.

Поначалу эти 8 клеток заполнены чем-то вроде рисунка ткани, и задания являются довольно легкими, но затем эти матрицы Равена, не касаясь речи, касаются многих логических, конструктивных. и других способностей. Всего заданий в полном Равене (ему обучают специально; в последнее время оживилось движение. ) – 132. Это полный Равен, и обучаться . стоит довольно большого труда.

Структура интеллекта

Маловероятно, что каждый из нас задумывался над тем, что такое структура интеллекта. А зря, ведь в повседневной жизни каждый его элемент оказывает на нас неоценимое влияние, помогая лучше справляться с жизненными трудностями, явлениями и прочим.

Структура интеллекта в психологии

Сам интеллект психологи давно назвали системой психических процессов, благодаря которым каждый человек применяет свои способности не только для того, чтобы оценить и проанализировать ситуацию, но и с целью принятия рациональных решений и организации собственного поведения. Иными словами, это способность к мышлению. Только не нужно называть интеллект нравственностью, гуманностью и уж тем более результатом элитного образования.

Если говорить о его структуре, то следует выделить следующие составляющие:

  1. Общий интеллект. Благодаря ему любая деятельность имеет успех или же порой не имеет. С его помощью личность адаптируется к окружающей среде, способна быстро перерабатывать получаемую информацию.
  2. Специальный. Здесь все намного уже. Психические процессы, которые являются основой этого интеллекта, направлены на решение каких-то конкретных задач в определенном виде деятельности. К примеру, он задействован во время разрешения межличностных проблем.
  3. Потенциальный. Здесь сосредоточено рассуждение и абстрагирование. А, если говорить о различных взглядах на структуру интеллекта, то известный ученый Кеттел считал, что этот интеллект формируется лишь к 20 годам и не ранее.
  4. Кристаллический. Он возникает лишь после того, как человек накопит достаточное для этого количество умений, навыков и знаний.

Структура эмоционального интеллекта

Интересно, что он отличается от привычного тем, что помогает человеку интуитивно истолковывать обстановку и влиять на нее. В его структуре выделяют: восприятие эмоций, их использование для стимулирования мышления, понимание эмоций, а также их управление.

Психология

Last update 05:53:05 AM GMT

Теории интеллекта

Тема интеллекта — одна из самых противоречивых и неоднозначных в психологии. Ученые до сих пор не пришли к согласию даже относительно общего определения интеллекта.

Размышления о мышлении

Одни психологи считают, что интеллект — это отдельная способность, другие убеждены, что это сочетание разных талантов, навыков и способностей.

Впрочем, по большей части психологи согласны в том, что интеллект представляет собой способность мыслить логически и рационально, решать задачи, понимать социальные нормы, традиции и ценности, анализировать ситуации, учиться на своем опыте и преодолевать жизненные трудности.

Но они до сих пор не могут решить, можно ли точно оценить интеллект. Для решения этой задачи ученые пытаются ответить на следующие вопросы:

Передается ли интеллект по наследству?

Влияют ли на интеллект внешние факторы?

Представляет ли интеллект наличие ряда навыков и способностей или какой-то одной конкретной способности?

Следует ли считать тесты IQ (тесты на коэффициент умственного развития) предвзятыми?

Можно ли с помощью этих тестов оценить интеллект?

Сегодня существует множество теорий, объясняющих, что такое интеллект. Перечислим некоторые из них — наиболее значимые.

Общий интеллект

Британский психолог Чарльз Спирмен предложил двухфакторную теорию интеллекта, согласно которой в структуре интеллекта можно выделить два фактора: g-фактор, то есть общую, или генеральную, способность, и s-фактор), или специфический для конкретной умственной деятельности. Таким образом, по мнению ученого, существует

некий общий интеллект, определяющий умственные способности человека в целом, или g-фактор; и его можно точно измерить посредством специального теста. Спирмен обнаружил, что люди, которые показывали хороший результат по одному когнитивному тесту, также успешно сдавали и другие тесты умственных способностей, а те, кто набирал мало баллов по одному тесту, не слишком преуспевали и при сдаче других. На основании этого психолог и сделал вывод, что интеллект представляет собой общую познавательную способность, которую можно измерить и выразить количественно.

Первичные интеллектуальные способности

По мнению психолога Луиса Тёрстоуна, существует семь «первичных интеллектуальных способностей», которые определяют интеллект человека: словесное понимание, речевая беглость, числовое, пространственное и индуктивное восприятие, скорость восприятия и ассоциативная память.

Множественный интеллект

Согласно теории множественного интеллекта, предложенной психологом Говардом Гарднером, оценить интеллект количественно невозможно. Ученый утверждал, что существует восемь разных типов интеллекта, базирующихся на относительно независимых способностях и навыках, и что одни из этих способностей могут быть развиты у индивидуума лучше, чем другие.

Вначале он выделял семь независимых типов интеллекта:

— пространственный (способность воспринимать зрительную и пространственную информацию),

— вербальный (способность к речи),

— логико-математический (способность логически анализировать проблему, распознавать отношения между объектами и мыслить логически),

— телесно-кинестетический (способность двигаться и осуществлять физический контроль над собственным телом),

— музыкальный (способность воспринимать высоту, ритм и тембр звука и оперировать звуковыми паттернами),

— межличностный (способность понимать других людей и взаимодействовать с ними),

— внутриличностный (умение осознавать свои собственные чувства, эмоции и мотивы).

Впоследствии ученый включил в свою модель и натуралистический интеллект — способность человека жить в гармонии с природой, исследовать окружающую среду, учиться на примере других биологических видов.

Триархическая теория интеллекта

Согласно теории интеллекта психолога Роберта Стернберга, существует три разных фактора интеллекта: аналитический, или компонентный (способность решать задачи), творческий, или опытный (способность справляться с новыми ситуациями, используя прошлый опыт и имеющиеся навыки), и практический, или контекстуальный (способность адаптироваться к изменениям окружающей среды).

Тесты на оценку интеллекта

Методов оценки уровня интеллектуального развития сегодня создано не меньше, чем теорий интеллекта. С момента создания самого первого инструменты для измерения и оценки интеллекта становились все более точными и стандартизированными. Перечислим их в хронологическом порядке.

Читайте так же:  Трудный подросток

Тест Бине — Симона (1905 год)

В 1885 году правительство Франции предложило французскому психологу Альфреду Бине разработать тест для оценки уровня интеллектуального развития детей. В стране только что были приняты законы, обязывающие всех детей в возрасте от шести до четырнадцати лет посещать школу, поэтому потребовался тест для отсева тех, кто нуждался в особых условиях обучения.

Бине и его коллега Теодор Симон составили ряд вопросов на темы, не связанные непосредственно со школьным образованием. Помимо разных других способностей, они оценивали память, внимание и умение решать задачи. Бине обнаружил, что некоторые дети отвечают на более сложные вопросы, больше подходящие для старшего возраста, тогда как их ровесники могли ответить только на вопросы, предназначенные для детей помладше.

На основе своих наблюдений Бине разработал концепцию умственного возраста — инструмент, позволяющий оценивать интеллект на основе среднестатистических способностей детей определенной возрастной группы. Шкала Бине — Симона была первым тестом оценки интеллектуального развития и послужила основой для всех тестов, используемых сегодня.

Тест интеллекта Стэнфорд — Бине (1916 год)

После того как о шкале Бине — Симона узнали в США, психолог из Стэнфордского университета Льюис Терман стандартизировал ее и начал использовать для тестирования американских детей.

Адаптированная версия под названием «Шкала интеллекта Стэнфорд — Бине» была опубликована в 1916 году. В этом тесте используется единый показатель — коэффициент умственного развития (IQ — intelligence quotient), который рассчитывается путем деления умственного возраста тестируемого на его реальный возраст и последующего умножения полученного числа на 100.

Армейский альфа- и бета-тесты (1917 год)

С началом Первой мировой войны у армии США возникла потребность в оценке умственных способностей огромного количества призывников.

Для решения этой сложной задачи психолог Роберт Йеркс (в то время президент Американской психологической ассоциации и председатель Комитета по психологической экспертизе рекрутов) разработал два теста, получившие название «Армейский альфа-тест» и «Армейский бета-тест».

Их прошли более двух миллионов человек; так армейские кадровые службы определяли, какие задачи можно поручить новобранцу и какую должность он способен занять.

Шкалы интеллекта Дэвида Векслера (1955 год)

В 1955 году психолог Дэвид Векслер разработал очередной тест на оценку уровня интеллектуального развития — Шкалу интеллекта Векслера для взрослых. Впоследствии он был доработан, и сегодня используется модифицированный третий вариант*.

Ученый также создал два теста для детей: Шкалу Векслера для детей дошкольного и младшего школьного возраста и Шкалу Векслера для измерения интеллекта у детей.

Если в тесте Стэнфорд — Бине уровень интеллекта рассчитывается на основе умственного и истинного возраста человека, то при тестировании по Шкале интеллекта Векслера для взрослых балл тестируемого сравнивается с показателями других людей его возрастной группы. Средний показатель равен 100.

Сегодня этот инструмент считается стандартным методом тестирования интеллектуального развития человека.

Расшифровка баллов IQ

Тест Стэнфорд — Бине

19 и меньше — абсолютная умственная неполноценность.

20-49 — тяжелая умственная неполноценность.

50-69 — умеренная умственная неполноценность.

70-79 — незначительная умственная неполноценность.

80-89 — плохая норма.

90-109 — средний или нормальный уровень.

110-119 — уровень выше среднего.

120-139 — уровень значительно выше среднего.

140 и выше — одаренность.

Баллы по шкале Векслера для измерения интеллекта у детей интерпретируются несколько иначе:

69 и ниже — чрезвычайно низкий интеллект.

70-79 — погранично низкий интеллект.

80-89 — низкий средний уровень.

90-109 — средний уровень.

110-119 — высокий средний уровень.

120-129 — уровень выше среднего.

130 и выше — уровень значительно выше среднего.

* Сегодня существует уже и четвертая версия теста. В России эта методика была адаптирована в институте имени Бехтерева. Прим. ред.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

Понятие интеллекта, его структура

В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта:

1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».

2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».

3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект − это совокупность тех или иных способностей. Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект.

«Интеллект − это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т. е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Большинство исследователей приходили к выводу, что уровень общей интеллектуальной активности константен для индивида. «Ум сохраняет свою мощность неизменной», − отмечал Спирмен. В 1930году это было подтверждено экспериментами Лешли на животных. Еще 3. Фрейд ввел термин «психическая энергия», а впоследствии появилось понятие G-фактора (от слова General), как общего фонда психической активности. А. Ф Лазурский сформулировал три основных уровня активности:

1. Низший уровень. Индивид неприспособлен, среда подавляет слабую психику малоодаренного человека.

2. Средний уровень. Человек хорошо приспосабливается к среде и находит место, соответствующее внутреннему психологическому складу (эндопсихике).

[3]

3. Высший уровень. Характеризуется стремлением переделать окружающую среду.

Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904 г.) сформулировал следующие постулаты: интеллект не зависит от прочих личностных черт человека; интеллект не включает в свою структуру неинтелектуальные качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и т. п.) Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности, таким образом, он выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей.С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Впоследствии Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп). Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест «Прогрессивные матрицы» (Д. Равена), тесты интеллекта Кеттела.

Позже Терстоун (1938 г.) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями.Он выделил семь таких потенций:

1) счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2) вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3) вербальное восприятие,т. е. способность понимать устную и письменную речь;

4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как показали дальнейшие исследования, коррелируют, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора.

Читайте так же:  Компенсация и гиперкомпенсация в психологии – понятие

Позже Гилфорд (1959 г.) выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим). Под операцией Гилфорд понимает умение человека, вернее, психический процесс − понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание. Результаты − форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы. В настоящее время подобраны соответствующие тесты для диагностики более 100 указанных Гилфордом факторов.

Хебб (1974 г.) с несколько иных позиций рассматривает интеллект. Он выделяет интеллект А − это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект, наблюдая, как совершает умственные операции человек. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А.

В иерархических моделях интеллекта (наиболее популярна модель Ф. Вернона) на вершине иерархии помещается генеральный фактор по Спирмену, на следующем уровне находятся два основных групповых фактора: вербально-образовательные способности (вербально-логическое мышление) и практико-технические способности (наглядно-действенное мышление). На третьем уровне находятся специальные способности: техническое мышление, арифметическая способность, и т. д., и наконец, внизу иерархического дерева помещаются более частные субфакторы. Интеллектуальные тесты Векслера, широко применяемые для диагностики интеллекта, созданы на основе указанной иерарахической модели интеллекта. Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные человеком способности, а невербальный интеллект − его природные психофизиологические возможности. Результаты исследований, проведенных на близнецах, показывают, что, напротив, преимущественно наследственно обусловлены оценки по вербальным заданиям теста Векслера, а успешность выполнения невербальных тестов зависит от социальных факторов, опыта, человека (при повторном тестировании успешность решения невербальных тестов повышается более значимо, чем успешность решения вербальных − эффект обучения сильнее).

Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов: генетические факторы наследственности, хромосомные аномалии (болезнь Дауна, сопровождаемая нарушением умственного развития ребенка, вызывается: а) наличием лишней третьей хромосомы из 21-й пары хромосом, б) пожилым возрастом родителей, неполноценным питанием и определенными заболеваниями матери во время беременности. Недостаток йода в рационе питания матери может обусловливать кретинизм ребенка, или, если мать в начале беременности заболевает краснухой, это приводит к необратимым дефектам зрения, слуха, интеллектуальных функций ребенка. Злоупотребление в первые месяцы беременности антибиотиками, транквилизаторами типа элениум или даже аспирином, употребление алкоголя и курение может привести к значительной задержке умственного развития ребенка).

Но, с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Эмоциональное общение новорожденного ребенка с матерью, взрослыми людьми имеет решающее значение для интеллектуального развития ребенка. Существует тесная связь между интеллектуальным развитием ребенка и его возможностями общаться со взрослыми в течение достаточно длительного времени (чем меньше общения со взрослыми, тем медленнее происходит интеллектуальное развитие). Влияет и социальное положение семьи: обеспеченные семьи имеют более широкие возможности для создания благоприятных условий развития ребенка, развития его способностей, его обучения и в конечном счете для повышения интеллектуального развития ребенка. Влияют и методы обучения, применяемые для развития способностей ребенка. К сожалению, традиционные методы обучения более ориентированы на передачу знаний ребенку и сравнительно мало внимания уделяют развитию способностей, интеллекта, творческих возможностей человека.

Оценка интеллекта

Психологи и психиатры используют термин «олигофрения» («малоумие»),которым обозначают врожденную или приобретенную в раннем детстве (до 3-летнего возраста) недоразвитость интеллекта. Врожденное слабоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного, которое называют деменцией.

У людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит в области IQ, равного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить тестами. В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорд-Бине и шкалы Векслера. При IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту. Творческое мышление

1) пластично, т. е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;

2) подвижно, т. е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения;

3) оригинально,оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.

Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Ферпосон, «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений.

Однако, поскольку уровень способностей и творческая отдача не всегда коррелируют, возникла необходимость определения как интеллектуальной одаренности и продуктивности, с одной стороны, так и творческой одаренности и продуктивности, с другой. Это последнее понятие получило название коэффициента креативности. Оказалось, что эти понятия не всегда взаимосвязаны. В 1960году Гетцельс и Джексон публикуют данные об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Каковы этапы решения мыслительных задач?

2. Как развивается мышление в онтогенезе?

3. В чем проявляется эгоцентризм мышления?

4. Что общего и в чем различие между мышлением и воображением?

5. Какие мыслительные процессы необходимы для познавательной деятельности?

6. Что такое память как познавательный процесс?

7. Какие физиологические основы памяти?

8. Какие теории механизмов памяти Вы знаете?

Видео (кликните для воспроизведения).

9. К каким видам памяти относятся: двигательная память, слуховая, механическая, ассоциативная, кратковременная?

Источники


  1. Лазарус Арнольд Мифы о браке / Лазарус Арнольд. — М.: Будущее Земли, 2008. — 992 c.

  2. Маргарита Заворотняя Русские семьи счастливы по-своему / Маргарита Заворотняя. — М.: АСТ, 2015. — 543 c.

  3. Тасуева, Татьяна Королева мужских сердец, или Из мышек в кошки! (комплект из 2 книг) / Татьяна Тасуева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 480 c.
Интеллект в психологии определение, структура, теории
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here